Конспект открытого занятия с детьми средней возрастной группы по ознакомлению с окружающим (по программе «Развитие»)

Светлана Романова
Конспект открытого занятия с детьми средней возрастной группы по ознакомлению с окружающим (по программе «Развитие»)

«Воздух и его «чудесные» свойства»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с окружающим миром, закрепить знания детей по теме «Воздух и его свойства».

2. Продолжать учить детей анализировать ход эксперимента, побуждать высказывать свою точку зрения о его результатах, полученных методом рассуждений и умозаключений.

3. Продолжать развивать интеллектуальные способности детей, желание заниматься опытно- экспериментальной деятельностью с воздухом для подтверждения или опровержения принятых решений.

4. Продолжать развивать коммуникативные умения и навыки детей: умение уважительно относиться к высказываниям друг друга, предлагать свою помощь, принимать помощь друзей; развивать навыки сотрудничества.

5. При проведении экспериментов воспитывать аккуратность у детей, желание помочь друг другу.

6. Расширять активный и пассивный словарь детей: активизировать словарь детей понятиями «упругость», «легкость»; ввести в словарь детей понятия «спасательный круг», «приземлиться».

Материалы к занятию:

Демонстрационный: видеозапись мультфильма «Лунтик. Шар.»; иллюстрации («воздушный шар», «надувная лодка», «надувной батут», «детский спасательный круг); надувные игрушки; игрушки-пищалки»; пакеты (тканевый, целлофановый); бумажный кораблик и пластмассовая лодка; банка; медицинский шприц; губка.

Раздаточный: набор воздушных шариков; трубочки на каждого ребенка; футляры от киндер-сюрприза; салфетки; губки; емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей встать в круг. Дети приветствуют гостей (здороваются) и друг друга (слегка сжимая ладошку рядом стоящего ребенка, говоря слово «привет»).

Воспитатель: - Ребята, сегодня Лунтик услышал, что наше занятие будет проходить в «Школе фокусников», а мы будем вспоминать и рассказывать все, что узнали о свойствах воздуха, стал просить пригласить его тоже. Я не смогла отказать ему в его просьбе, но что-то его долго нет, а нам пора отправляться. Да и коробка со всеми необходимыми предметами к занятию куда-то исчезла. Давайте по сложившейся традиции поиграем в знакомую нам игру, может он за это время успеет подойти.

(Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики «Домик» и «Замок». Подходят к «домику» и находят там Лунтика вместе с коробкой).

Воспитатель: - Лунтик, ты же просил разрешения взять тебя с нами на наше занятие в «Школу фокусников», а сам прячешься в домике. И зачем ты взял нашу коробку?

Лунтик: - Здравствуйте ребята, я, кажется, испугался, вдруг вы не согласитесь взять меня с собой, а когда увидел вашу коробку, мне стало любопытно, здесь столько всего интересного и незнакомого, что я захотел показать эти предметы своим друзьям Миле и Кузе. Оказывается, зря прятался, спасибо вам, что не отказали в моей просьбе отправиться с вами на занятие в «Школу фокусников.

Воспитатель: - Лунтик, мы с ребятами ничего не делаем просто из любопытства и не трогаем предметы, если не знаем, опасно это или нет. Иногда тебя могут ожидать опасности, приключения, порой не очень приятные. А свои знания или предположения мы с ребятами проверяем в «Школе фокусников». Вот и сегодня, мы будем рассказывать все, что знаем про воздух, а для подтверждения наших знаний нам и необходимы предметы, сложенные в рюкзаке.

Лунтик: - Извините меня, ребята, пожалуйста, я думал это просто игрушки.

Воспитатель: - Ребята, Лунтик заверял меня, что знает о воздухе все и даже летал однажды на воздушном шаре. Вы хотели бы посмотреть, что это был за «полет»?

(Воспитатель приглашает детей сесть на стулья перед телевизором и посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Лунтик», «Шар»)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можно было помочь Лунтику безопасно приземлиться на шаре? (Развязать веревочку и потихоньку выпускать воздух из шара) А что произойдет, если резко развязать веревочку? (Шар резко поднимется вверх, а потом так же быстро станет падать)

(Воспитатель предлагает детям на примере надувного шарика проверить правильность высказываний: каждый ребенок развязывает веревочку у надувного шарика и отпускает его)

Воспитатель: - Ребята, а почему шарик сразу устремился вверх, вертелся, кружился, а потом упал на пол?

(Мы накачивали воздух в шарик, а воздух растягивал шарик. Завязав веревочку на конце шарика, мы перекрыли воздуху выход из шарика, а когда веревочка была развязана, воздух пытался «выйти» из шарика очень быстро, так как шарик сжимался и выталкивал воздух наружу, а воздух отталкивал шарик и этим заставлял шарик двигаться.)

Лунтик: - Ребята, я тоже хотел бы в следующих полетах на воздушном шаре избежать неприятностей, но я почти ничего не знаю о свойствах воздуха, и прошу вас рассказать все, что знаете о воздухе, и расскажите, пожалуйста, зачем вам такие интересные предметы в коробке?

Воспитатель: - Ребята, расскажите Лунтику, что такое «воздух»?

(Дети рассказывают: воздух - это то, чем мы дышим; он невидимый, без запаха, бесцветный, бесформенный, его можно только почувствовать)

Воспитатель: - Ребята, а можно увидеть воздух?

(Можно: он качает ветки, одежду; гоняет листья, снег по улице; поднимает волны на воде)

Воспитатель: - Ребята, можно ли упаковать воздух в пакет? (взрослый достает из рюкзака и предлагает детям целлофановый и тканевый пакеты) Почему воздух нельзя «надуть» в тканевый мешок? (в ткани есть отверстия- маленькие дырочки, которые и пропускают воздух; целлофановый пакет может удержать воздух)

Воспитатель: - Какой предмет ещё надежнее, чем целлофановый пакет, удержит воздух? (воспитатель достает резиновый шарик) Каким становится резиновый шарик, если накачать его воздухом? (упругим)

Воспитатель: - Люди, зная особенность резиновых предметов удерживать воздух, стали использовать эту особенность при передвижении по воде и по воздуху, в играх.

Воспитатель: - Лунтик, давай посмотрим вместе с ребятами, какими предметами мы не сможем пользоваться, если их не заполнить воздухом?

(Воспитатель показывает иллюстрации: воздушный шар, надувная лодка, детский спасательный круг, надувной батут, резиновый мяч)

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру с мячом.

Физминутка: звучит музыка, дети играют в игру с мячом «Горячий мяч».

(Воспитатель предлагает Лунтику и ребятам пройти к столу)

Воспитатель: - Знаешь, Лунтик, мы приходим в «Школу фокусников» с ребятами чтобы доказать или убедиться в правильности наших рассуждений. Вот и сегодня мы хотим узнать, смогут ли наши лодки переплыть «речку»? (воспитатель предлагает каждому ребенку пластмассовую лодочку) Послушай, что думают ребята об этом.

(рассуждения детей: лодка без «ветра» не будет двигаться, воспитатель уточняет, что если есть течение, то лодка будет двигаться только по течению)

Воспитатель: - Чем же воздух нам может помочь в этом случае?

(Поток воздуха - это и есть ветер; сильный поток воздуха мы называем бурей, а на море это шторм.)

Воспитатель предлагает детям трубочки, напоминает об аккуратности в работе Дети встают по обе стороны стола, опускают лодочки в ёмкость с водой, а с помощью трубочки дуют на «кораблик», заставляя его двигаться сначала в одну сторону, а потом обратно. Дети дуют сильнее в трубочки, устраивая на море шторм.

Воспитатель: - Лунтик, сильный ветер бывает очень опасен не только на воде, но и на суше, От него лучше укрыться в безопасном месте.

Лунтик: - А зачем вам понадобилось много одинаковых предметов?

(Воспитатель достает футляры киндер- сюрпризов)

Воспитатель: - Давай спросим у ребят: имеет ли воздух запах? (Не имеет)

Воспитатель предлагает открыть каждому ребенку один футлярчик. Что чувствуют теперь ребята? (запах йода и лимона)

Воспитатель: - Воздух не имеет запаха, запах издают предметы, которые находятся или находились рядом, вот и наши футлярчики пахнут тем, что там находилось (йод и лимон, а воздух только переносит нам эти запахи.

Воспитатель: - Ребята, я хочу предложить вам подумать над одной интересной задачей: на столе разложены: чашка с водой, пустая чашка, салфетка, губка, лоскут ткани, детская резиновая игрушка. Отгадайте, с помощью какого предмета можно перенести воду из одной чашки в другую чашку?

(Намочить салфетку, ткань, губку в банке с водой, а над пустой чашкой отжать их.)

Воспитатель предлагает проверить все предложения детей. (Дети смачивают губки и салфетки в банке с водой, отжимают их над пустой банкой)

Воспитатель: - Как же с помощью игрушки перенести воду из одной чашки в другую?

(при надавливании на игрушку из неё выходит воздух, а когда игрушку отпустить в воду, то воздух затянет воду внутрь)

Воспитатель: - Так же работает и медицинский шприц (показ работы шприца)

Воспитатель: - Лунтик, занятие в «Школе фокусников» заканчивается, что же интересного про воздух тебе сегодня рассказали ребята в «Школе фокусников»? (ребята называют свойства воздуха: легкий, делает предметы упругими, не имеет запаха)

Лунтик: - Спасибо, ребята, что познакомили меня со свойствами воздуха: теперь я знаю, что, используя упругость воздуха, им накачивают надувные батуты и мячи; что, используя легкость воздуха, им надувают воздушные шары. Если мне захочется что-то новое попробовать, я сначала к вам приду, мы вместе все изучим и проверим в вашей «Школе фокусников». Буду ждать от вас приглашения. А теперь давай посмотрим, ребята, чем же закончился мой полет на шаре.

(просмотр отрывка мультипликационного фильма)

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Перспективное планирование кружка «Мастерская чудес» для детей младшей группы. октябрь «Репка» Учить составлять целое из двух частей; учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист; продолжать знакомить с желтым.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия с детьми средней возрастной группы по ознакомлению с окружающим (по программе «Развитие»)
Опубликовано: 8 января 2013 в 07:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...