Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»

Светлана Некрасова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»

Тема: "Как жили люди в древности".

Программное содержание: познакомить детей с условиями жизни и быта людей в давние времена; дать представление о том, в каких домах жили люди, какую использовали домашнюю утварь; найти сходства и отличия современной техники от устаревшей;познакомить с национальной одеждой; дать представления о том, как люди отдыхали, веселились; какую предпочитали пищу. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. развивать любознательность, воспитывать интерес к истории родного города; познакомить детей с праздником Пасха.

Словарная работа: лучина, изразцы, "топить по-чёрному", опашень, кафтан (душегрея,сарафан.

Материал к занятию: макет печки, чугунок,ухват,деревянная мебель (столы, скамейки, сундук); посуда деревянная не окрашенная (ложки, кружки, бочонок, расписная посуда хохломская (кружки, ложки, миски); посуда металлическая (стаканчики, рюмки); изображения одежды; костюмы (сарафаны, рубахи, кокошники,платки, бусы); музыкальные инструменты (ложки, бубенцы, трещотки, бубен); еда (каша гречневая, соленые огурцы,хлеб круглый,свекла, морковь, квас, молоко, мёд); запись русской народной плясовой мелодии "Земелюшка-чернозём) ; деревянная небольшая горка; пасхальные яйца; мелкие игрушки; угольный утюг; картинки с электроприборами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в старину. Но сначала, предлагаю вам надеть "энергетические шапочки". Начинаем растирать очень сильно наши ладошки, и думаем о чем-то приятном и хорошем. Наполняем ладошки добрыми мыслями. Чувствуете какими горячими они стали? Теперь все наши добрые мысли выливаем себе на голову. Поглаживаем себя по головке, и говорим "Какой я умный, добрый!"

все надели "энергетические шапочки"? Отправляемся в путь!Закройте глаза, и на машине времени мы перенесёмся в прошлое. (Музыкальное сопровождение "полет").

Открывайте глаза и присаживайтесь.

-В каких домах вы сейчас живёте, расскажите? (Дома сейчас высокие, бетонные,из плит или кирпича, с большими окнами, с просторными квартирами, с балконом). Как вы думаете, в каких домах жили люди раньше (В деревянных).

Воспитатель:

Был похож наш город древний,

Не на город, на деревню!

Раньше дома были деревянные, не высокие, окна - маленькие, в домах было темно. Как отапливаются ваши дома? (С помощью батарей).Чем освещаются? (Электричеством). Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печек)

Воспитатель: Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от копоти и дыма.

"В этих избах печи были,

Без трубы, не как теперь.

Их по-черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь"

Богатые люди украшали свои печи изразцами (показ иллюстраций).Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами - деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары. (Зажечь лучинку, показать как мало света от неё бывает).

Послушайте стихотворение и подумайте в какой дом мы сейчас отправимся в богатый или бедный:

"Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки,

Золотые гребешки"

Правильно, отправляемся в гости в богатый дом. (Дети проходят туда, где стоят накрытый стол и сундук).

Какая мебель есть у вас дома? (Диван, кресло, стул, шкаф и т. д.)

А раньше в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали. (Подходим к сундуку).

"И стоит покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром".

-Где у вас дома хранится одежда? (В шкафу). А раньше одежду хранили в сундуках.

-Вспомните, какую одежду вы носите? (Джинсы, куртки, юбки, колготки, платья и т. д.). раньше носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем богаче он считался. (Показ иллюстраций одежды)

"Вот в какой чудной одежде

Томичи ходили прежде.

И бояре, и дворяне,

Горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и в штанах,

Кто в коротких зипунах,

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

рукавами до земли

Пыль по улице мели.

а зимой в мороз,

Чтобы не замерз,

Надевали шубу, две,

А боярыня бывало,

По три шубы надевала"

Воспитатель: - Давайте заглянем в хозяйкин сундук, что же там хранится?

(Из сундука достаем сарафаны, рубахи, платки, бусы. Дети наряжаются)

"Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли"

(Дети проходят за накрытый стол, усаживаются).

-Что делает ваша мама перед тем, как надеть вам одежду? (Стирает, гладит). Правильно!

-А раньше были электрические утюги? (Нет). Почему? (Не было электричества). Послушайте, какой долгий путь прошел утюг, которым мы привыкли пользоваться.

-Давным-давно, постирав свою одежду в реке, люди её отжимали, хорошо встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но не пересушивали, чтобы легче было гладить. А гладили так: клали одежду под что-нибудь тяжелое на время или наматывали её на закруглённую гладкую палку, а затем разматывали, и так несколько раз. пока одежда не разглаживалась. Но таким способом нельзя было хорошо прогладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать одежду - уставали руки. Люди заметили, что одежду может разгладить какой-нибудь тяжелый горячий предмет, и придумали - угольный утюг. (Рассматривание угольного утюга). Это железная коробка с заострённым носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горящие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду. Но углями можно было обжечься или прожечь одежду, а еще угли быстро остывали. Также мог возникнуть пожар, и люди придумали другой утюг. Его сделали из тяжелого металла, утюг ставили на огонь, нагревали, а затем гладили. Но и этот утюг был не удобен:он был тяжелым. долго нагревался и быстро остывал. Человек постоянно стремился облегчить свой труд и придумал новый утюг. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Теперь у нас усовершенствованные утюги - с отпариванием. Теперь можно гладить различные ткани легко и быстро. Вот до чего смог додуматься человек!

(Рассматриваем посуду)

-Какая посуда есть у вас дома? (Металлическая, стеклянная, фарфоровая). Где она хранится? (В шкафу, в буфете).

Раньше посуда была простая - деревянная и глинянная, а у людей побагаче - расписная, а усамых богатых - была и металлическая. Её покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе, а самая дорогая - на отдельном столике. накрытым красивой скатертью.

-А какие блюда вам готовят мамы (Суп, торт, запеканки,котлеты и т. д.)

-Раньше пища была простая. В полях росла рожь, пшеница. из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень - из них варили каши. У людей были огороды, где росли разные овощи- морковь, репа, капуста, огурцы. Огурцы солили в бочках. У кого была корова - тот пил молоко, ел сметану, творог, масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу. В лесах добывали зверей. Пили квас и мёд. (Дети пробуют всё, что есть на столе из продуктов)

- А что вы делаете дома, когда к вам приходят гости (Накрывают стол, едят, танцуют, поют).

Сейчас танцуют современные танцы и слушают запись музыки. а раньше танцевали русские народные танцы и играли на народных инструментах. Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улицах, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки -водили хороводы. пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим и бедным дарили подарки, кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. самым великим и любимым праздником была Пасха. в Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети и старики. Вернувшись из церкви люди целовались - христосовались - и обменивались крашенными яйцами. Дети играли в игру -"Катание с красной горки".И мы сейчас с вами сыграем в эту игру. Вот у нас горка из доски, под горкой разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки своё яичко. И если оно заденет какую-нибудь игрушку, то игрушку вы забираете себе в подарок. (Дети играют).

(Дети переходят в уголок, где разложены музыкальные инструменты. По желанию могут поиграть)

- А сейчас давайте вспомним хоровод "Земелюшка-чернозём"(Дети танцуют).

-Вот ребята. и закончилось наше путешествие в прошлое. Пора возвращаться обратно. Закрыли глазки. И вот мы с вами снова в своей группе. предлагаю сыграть в игру "Что было-что есть"

Веник-пылесос,

Палка-утюг,

Корыто-стиральная машина,

Игла-швейная машина,

Печка-газовая плита,

Телега-машина,

Счеты-калькулятор.

-Молодцы, ребята!Хорошо поработали!

Итог занятия.

Публикации по теме:

«Все профессии нужны, все профессии важны» Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Программное.

Сценарий занятия: «Семья — это важно. Семья — это сложно» Тема: «Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно» Цель: прививать детям более глубокую любовь к родителям,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 17:25
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...