Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»

Светлана Некрасова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»

Тема: "Как жили люди в древности".

Программное содержание: познакомить детей с условиями жизни и быта людей в давние времена; дать представление о том, в каких домах жили люди, какую использовали домашнюю утварь; найти сходства и отличия современной техники от устаревшей;познакомить с национальной одеждой; дать представления о том, как люди отдыхали, веселились; какую предпочитали пищу. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. развивать любознательность, воспитывать интерес к истории родного города; познакомить детей с праздником Пасха.

Словарная работа: лучина, изразцы, "топить по-чёрному", опашень, кафтан (душегрея,сарафан.

Материал к занятию: макет печки, чугунок,ухват,деревянная мебель (столы, скамейки, сундук); посуда деревянная не окрашенная (ложки, кружки, бочонок, расписная посуда хохломская (кружки, ложки, миски); посуда металлическая (стаканчики, рюмки); изображения одежды; костюмы (сарафаны, рубахи, кокошники,платки, бусы); музыкальные инструменты (ложки, бубенцы, трещотки, бубен); еда (каша гречневая, соленые огурцы,хлеб круглый,свекла, морковь, квас, молоко, мёд); запись русской народной плясовой мелодии "Земелюшка-чернозём) ; деревянная небольшая горка; пасхальные яйца; мелкие игрушки; угольный утюг; картинки с электроприборами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в старину. Но сначала, предлагаю вам надеть "энергетические шапочки". Начинаем растирать очень сильно наши ладошки, и думаем о чем-то приятном и хорошем. Наполняем ладошки добрыми мыслями. Чувствуете какими горячими они стали? Теперь все наши добрые мысли выливаем себе на голову. Поглаживаем себя по головке, и говорим "Какой я умный, добрый!"

все надели "энергетические шапочки"? Отправляемся в путь!Закройте глаза, и на машине времени мы перенесёмся в прошлое. (Музыкальное сопровождение "полет").

Открывайте глаза и присаживайтесь.

-В каких домах вы сейчас живёте, расскажите? (Дома сейчас высокие, бетонные,из плит или кирпича, с большими окнами, с просторными квартирами, с балконом). Как вы думаете, в каких домах жили люди раньше (В деревянных).

Воспитатель:

Был похож наш город древний,

Не на город, на деревню!

Раньше дома были деревянные, не высокие, окна - маленькие, в домах было темно. Как отапливаются ваши дома? (С помощью батарей).Чем освещаются? (Электричеством). Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (С помощью печек)

Воспитатель: Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от копоти и дыма.

"В этих избах печи были,

Без трубы, не как теперь.

Их по-черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь"

Богатые люди украшали свои печи изразцами (показ иллюстраций).Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стёкол не было, окна закрывались дощечками или куском тряпки. Освещались дома лучинами - деревянными палочками. Поэтому в домах часто случались пожары. (Зажечь лучинку, показать как мало света от неё бывает).

Послушайте стихотворение и подумайте в какой дом мы сейчас отправимся в богатый или бедный:

"Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок.

В нём окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки,

Золотые гребешки"

Правильно, отправляемся в гости в богатый дом. (Дети проходят туда, где стоят накрытый стол и сундук).

Какая мебель есть у вас дома? (Диван, кресло, стул, шкаф и т. д.)

А раньше в домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали. (Подходим к сундуку).

"И стоит покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром".

-Где у вас дома хранится одежда? (В шкафу). А раньше одежду хранили в сундуках.

-Вспомните, какую одежду вы носите? (Джинсы, куртки, юбки, колготки, платья и т. д.). раньше носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем богаче он считался. (Показ иллюстраций одежды)

"Вот в какой чудной одежде

Томичи ходили прежде.

И бояре, и дворяне,

Горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и в штанах,

Кто в коротких зипунах,

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

рукавами до земли

Пыль по улице мели.

а зимой в мороз,

Чтобы не замерз,

Надевали шубу, две,

А боярыня бывало,

По три шубы надевала"

Воспитатель: - Давайте заглянем в хозяйкин сундук, что же там хранится?

(Из сундука достаем сарафаны, рубахи, платки, бусы. Дети наряжаются)

"Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли"

(Дети проходят за накрытый стол, усаживаются).

-Что делает ваша мама перед тем, как надеть вам одежду? (Стирает, гладит). Правильно!

-А раньше были электрические утюги? (Нет). Почему? (Не было электричества). Послушайте, какой долгий путь прошел утюг, которым мы привыкли пользоваться.

-Давным-давно, постирав свою одежду в реке, люди её отжимали, хорошо встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но не пересушивали, чтобы легче было гладить. А гладили так: клали одежду под что-нибудь тяжелое на время или наматывали её на закруглённую гладкую палку, а затем разматывали, и так несколько раз. пока одежда не разглаживалась. Но таким способом нельзя было хорошо прогладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать одежду - уставали руки. Люди заметили, что одежду может разгладить какой-нибудь тяжелый горячий предмет, и придумали - угольный утюг. (Рассматривание угольного утюга). Это железная коробка с заострённым носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горящие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду. Но углями можно было обжечься или прожечь одежду, а еще угли быстро остывали. Также мог возникнуть пожар, и люди придумали другой утюг. Его сделали из тяжелого металла, утюг ставили на огонь, нагревали, а затем гладили. Но и этот утюг был не удобен:он был тяжелым. долго нагревался и быстро остывал. Человек постоянно стремился облегчить свой труд и придумал новый утюг. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Теперь у нас усовершенствованные утюги - с отпариванием. Теперь можно гладить различные ткани легко и быстро. Вот до чего смог додуматься человек!

(Рассматриваем посуду)

-Какая посуда есть у вас дома? (Металлическая, стеклянная, фарфоровая). Где она хранится? (В шкафу, в буфете).

Раньше посуда была простая - деревянная и глинянная, а у людей побагаче - расписная, а усамых богатых - была и металлическая. Её покупали у иноземных купцов. Стояла посуда на столе, а самая дорогая - на отдельном столике. накрытым красивой скатертью.

-А какие блюда вам готовят мамы (Суп, торт, запеканки,котлеты и т. д.)

-Раньше пища была простая. В полях росла рожь, пшеница. из них делали хлеб. Ещё росли гречиха, овёс, ячмень - из них варили каши. У людей были огороды, где росли разные овощи- морковь, репа, капуста, огурцы. Огурцы солили в бочках. У кого была корова - тот пил молоко, ел сметану, творог, масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу. В лесах добывали зверей. Пили квас и мёд. (Дети пробуют всё, что есть на столе из продуктов)

- А что вы делаете дома, когда к вам приходят гости (Накрывают стол, едят, танцуют, поют).

Сейчас танцуют современные танцы и слушают запись музыки. а раньше танцевали русские народные танцы и играли на народных инструментах. Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улицах, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки -водили хороводы. пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим и бедным дарили подарки, кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. самым великим и любимым праздником была Пасха. в Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети и старики. Вернувшись из церкви люди целовались - христосовались - и обменивались крашенными яйцами. Дети играли в игру -"Катание с красной горки".И мы сейчас с вами сыграем в эту игру. Вот у нас горка из доски, под горкой разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки своё яичко. И если оно заденет какую-нибудь игрушку, то игрушку вы забираете себе в подарок. (Дети играют).

(Дети переходят в уголок, где разложены музыкальные инструменты. По желанию могут поиграть)

- А сейчас давайте вспомним хоровод "Земелюшка-чернозём"(Дети танцуют).

-Вот ребята. и закончилось наше путешествие в прошлое. Пора возвращаться обратно. Закрыли глазки. И вот мы с вами снова в своей группе. предлагаю сыграть в игру "Что было-что есть"

Веник-пылесос,

Палка-утюг,

Корыто-стиральная машина,

Игла-швейная машина,

Печка-газовая плита,

Телега-машина,

Счеты-калькулятор.

-Молодцы, ребята!Хорошо поработали!

Итог занятия.

Публикации по теме:

«Все профессии нужны, все профессии важны» Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Программное.

Сценарий занятия: «Семья — это важно. Семья — это сложно» Тема: «Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно» Цель: прививать детям более глубокую любовь к родителям,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Как жили люди в древности»
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 17:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...