Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Наталья Медведева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Сравнение и описание предметов»

Программные задачи:

1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.

2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.

3. Подбирать синонимы к прилагательным.

4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.

Ход работы

Воспитатель: «Ребята! Начинаем мы с вами занятие по развитию речи. Сели красиво, удобно. К занятиям готовы

Дети кивают головой.

Воспитатель: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы? Как мы отличаем один предмет от другого

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и их обобщает наблюдениями (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).

Воспитатель: «Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы

Дети: «Из дерева»

Воспитатель: «Как одним словом можно сказать, какие это предметы

Дети: «Деревянные»

Воспитатель: «Назовите, какие предметы делают из дерева

Дети называют: «Стол, стул, ложка и т. д.»

Затем воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задаёт аналогичные вопросы, дети на них отвечают.

Воспитатель: «А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как же, ребята, мы сможем их различить?»

Дети: «По именам»

Воспитатель: «Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется

Дети: «Мяч»

Воспитатель: «Что означает слово мяч?»

Дети: «Это игрушка; она круглая и т. п.»

Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Воспитатель: «Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». Ребята! На прошлом занятии вы придумывали сказку: «Как ёжик выручил зайца. Пожалуйста, вспомните, какой был в сказке ёжик?»

Дети: «Смелый»

Воспитатель: «Да, смелый. А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый»

Дети: «Храбрый, отважный»

Воспитатель: «А какой был заяц?»

Дети: «Трусливый»

Воспитатель: «Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу»

Дети: «Боязливый, пугливый»

Воспитатель: «Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой…»

Дети придумывают рассказ, дают ему название и оценку. Затем воспитатель проводит физкультминутку. Все образуют хоровод, воспитатель встаёт в середину.

Все говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами.

С такой головой,

С такой бородой.

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах – руки в стороны; о глазах – приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове – руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде – движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,

На неё глядели,

Делали вот так.

Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Воспитатель в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идёт кто-нибудь другой и всё повторяется.

Воспитатель: «Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шёпотом».

После каждого предложения воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли так сказать? Как нужно сказать правильно?»

Если кто-то отвечает неправильно, воспитатель обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?»

Воспитатель: «Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берёшь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и (притих)

Ждёт он и вздыхает:

Слова (не хватает)

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,-

Подскажи словечко.

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит (тень).

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется (горох!

Вот чудак,- смеётся брат,-

Твой горох ведь это (град).

Слова в скобках произносят дети.

Воспитатель: «Ребятки, в конце занятия мы с вами закрепим нашу тему и поиграем в игру: «Сделано из…» И так начинаем:

Ложка из дерева – (деревянная)

Сок из винограда – (виноградный)

Сковорода из чугуна – (чугунная)

Сок из сливы – (сливовый)

Посуда из дерева – (деревянная)

Сок из клюквы – (клюквенный)

Шапка из меха – (меховая)

Сок из брусники – (брусничный)

Сок из моркови – (морковный)

Кувшин из глины – (глиняный)

Сок из лимона – (лимонный)

Блузка из шёлка – (шёлковая)

Сок из граната – (гранатовый)

Сок из апельсина – (апельсиновый)

Стол из пластмассы – (пластмассовый)

Платок из шерсти – (шерстяной)

Воспитатель проводит эту игру с мячом по кругу, таким образом в игру вовлечены все дети.

Воспитатель: «Наше занятие, ребята, с вами закончено. Особенно мне понравилась сегодня работа (называет ребят). Невнимательными были, надеюсь, что в следующий раз они будут лучше готовы к занятию. Спасибо всем ребятам».

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 14:32
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...