Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Наталья Медведева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Сравнение и описание предметов»

Программные задачи:

1. Учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.

2. Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки.

3. Подбирать синонимы к прилагательным.

4. Оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

5. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев. Учить подбирать прилагательные к существительным.

Ход работы

Воспитатель: «Ребята! Начинаем мы с вами занятие по развитию речи. Сели красиво, удобно. К занятиям готовы

Дети кивают головой.

Воспитатель: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы? Как мы отличаем один предмет от другого

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и их обобщает наблюдениями (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).

Воспитатель: «Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы

Дети: «Из дерева»

Воспитатель: «Как одним словом можно сказать, какие это предметы

Дети: «Деревянные»

Воспитатель: «Назовите, какие предметы делают из дерева

Дети называют: «Стол, стул, ложка и т. д.»

Затем воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задаёт аналогичные вопросы, дети на них отвечают.

Воспитатель: «А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как же, ребята, мы сможем их различить?»

Дети: «По именам»

Воспитатель: «Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется

Дети: «Мяч»

Воспитатель: «Что означает слово мяч?»

Дети: «Это игрушка; она круглая и т. п.»

Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Воспитатель: «Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим». Ребята! На прошлом занятии вы придумывали сказку: «Как ёжик выручил зайца. Пожалуйста, вспомните, какой был в сказке ёжик?»

Дети: «Смелый»

Воспитатель: «Да, смелый. А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый»

Дети: «Храбрый, отважный»

Воспитатель: «А какой был заяц?»

Дети: «Трусливый»

Воспитатель: «Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу»

Дети: «Боязливый, пугливый»

Воспитатель: «Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу. А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой…»

Дети придумывают рассказ, дают ему название и оценку. Затем воспитатель проводит физкультминутку. Все образуют хоровод, воспитатель встаёт в середину.

Все говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами.

С такой головой,

С такой бородой.

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах – руки в стороны; о глазах – приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове – руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде – движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,

На неё глядели,

Делали вот так.

Дети присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Воспитатель в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идёт кто-нибудь другой и всё повторяется.

Воспитатель: «Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шёпотом».

После каждого предложения воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли так сказать? Как нужно сказать правильно?»

Если кто-то отвечает неправильно, воспитатель обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?»

Воспитатель: «Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берёшь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и (притих)

Ждёт он и вздыхает:

Слова (не хватает)

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,-

Подскажи словечко.

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит (тень).

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется (горох!

Вот чудак,- смеётся брат,-

Твой горох ведь это (град).

Слова в скобках произносят дети.

Воспитатель: «Ребятки, в конце занятия мы с вами закрепим нашу тему и поиграем в игру: «Сделано из…» И так начинаем:

Ложка из дерева – (деревянная)

Сок из винограда – (виноградный)

Сковорода из чугуна – (чугунная)

Сок из сливы – (сливовый)

Посуда из дерева – (деревянная)

Сок из клюквы – (клюквенный)

Шапка из меха – (меховая)

Сок из брусники – (брусничный)

Сок из моркови – (морковный)

Кувшин из глины – (глиняный)

Сок из лимона – (лимонный)

Блузка из шёлка – (шёлковая)

Сок из граната – (гранатовый)

Сок из апельсина – (апельсиновый)

Стол из пластмассы – (пластмассовый)

Платок из шерсти – (шерстяной)

Воспитатель проводит эту игру с мячом по кругу, таким образом в игру вовлечены все дети.

Воспитатель: «Наше занятие, ребята, с вами закончено. Особенно мне понравилась сегодня работа (называет ребят). Невнимательными были, надеюсь, что в следующий раз они будут лучше готовы к занятию. Спасибо всем ребятам».

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Сравнение и описание предметов»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 14:32
+25
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...