Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»

Татьяна Аллакаева
Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»

МАДОУ ДС №з «Теремок» с. Языково

Цель:

формировать у детей представления об украинском народном костюме;

• познакомить с историей украинском народного костюма;

• привлекчь внимание детей к украинском народным играм, песням, танцам, потешкам;

• активизировать речь детей новыми словами, при назывании элементов украинского национального костюма;

• насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом;

• развивать интерес к народному творчеству;

формировать положительное отношение к людям разных национальностей.

Бабушкин волшебный сундучок.

Музыкальный зал оформлен в стиле украинской хаты (печь, кроватка с вышитыми подушками и покрывалом, куклы в украинском национальном костюме, стол, покрытый вышитой скатертью, скамейка, застланная тканым ковром ручной работы, вышитые рушники, чугунок, плетень с подсолнухами, имягкие игрушки петушок, поросенок, гуси и куры, сундук)

Ведущая Аллакаева Милана, ученица 3 класса Языковской начальной школы (моя дочь)

Дети под украинскую музыку входят в оформленный по тематике музыкальный зал.

Вед: Здрастуйте гості дорогі, ласкаво просимо до нас! Здравтсвуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. (дети здороваются)

Вед: Проходите, посмотрите как тут красиво. (дети проходят, рассматривают убранство украинской хаты и рассаживаются на стульчики)

Вед: Ребята, я поздоровалась сначала с вами на украинском языке. Почему? Спросите вы? А потому что у меня есть бабушка и дедушка, они украинцы и мама моя тоже украинка. Вы знаете, что на нашей планете живут очень много людей и все они разных национальностей. Среди вас есть башкиры, татары, русские, азербайджанцы, а также дети других национальностей, а может и украинцы тоже среди вас есть?

(выходя мальчик и девочка и читают стихи на украинском языке)

Мальчик:

Сонечко

Літо всіх вітає,

Щебечуть горобці,

Сонечко тримає

Промінчик у руці,

Мов пензликом малює

І річки, і ліс,

Казочку дарує,

Що чарівник приніс.

Девочка:

Весна

Сонечко всміхнулось,

Вийшло на поріг,

З лісом привіталось

І заплакав сніг.

Розбіглися струмочки

По усій землі,

Птвшки, немов дзвіночки,

Співають на гіллі.

Вед: Спасибо, вам, ребятки! (мальчик и девочка возвращаются на стульчики)

Вед: У моей бабушки золотые руки! Она такая мастерица! Вот, посмотрите какие рушники и подушечки вышиты руками моей бабушки (указывает на рушники, которыми украшена бутафорская печь, показывает подушеки). Эти рушники и подушечки вышиты украинскими национальными узорами. А еще моя бабушка вяжет красивые салфетки и многое другое умеет моя бабушка. А ваши бабушки тоже рукодельницы? Что умеют ваши бабушки (Дети овечают, что бабушки умеют вкусно готовить, печь пироги, вяжкт кофточки и носки и т. д.)

Вед: Ребята, а вы любите играть? (дети овечают: Да) А давайте мы с вами поиграем в украинскую народную игру, которая называется «Хлибчик». Давайте встанем парами и выберем одного водящего, его мы назовем «Хлибчик».

Цель игры: развитие внимания, ориентировки в пространстве, укрепление мышц ног.

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется «хлибчиком».

— Пеку-пеку хлибчик, — выкрикивает хлибчик.

— А выпечешь? — спрашивает задняя пара.

— Выпеку!

— А убежишь?

— Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры: последняя пара может бежать только после окончания переклички.

(после игры дети садятся на стульчики)

Вед: Молодцы, ребята! Ой, я совсем забыла о сундуке. Это сундук моей бабушки. (подходит к сундуку) Вот он! Посмотрите, какой красивый! Ребята, этот сундук не простой, он волшебный. А может, откроем его? (открывает сундук. Звучит волшебная музыка и в дверях появляется женщина в украинском костюме, с курочкой в руках (мягкая игрушка) - руководитель украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»Ващенко Нина Николаевна (моя мама)под украиснкую народную музыку «Вертушки»).

Нина Николаевна: Здрастуйте, дiти! (дети здороваются)

Вед: Ой, ребятки, познакомьтесь, это моя бабушка Ващенко Нина Николаевна. Она работает во Дворце культуры руководителем украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок». Здравтсвуй, баблечка!

Нина Николаевна: Здравствуйте, ребятки, здравствуй, внученька! Я пришла к вам не одна, а с курочкой.

А курочка-чубарочка

Одягалася в кептаричок,

Розчесала хвостик

І пішла у гості.

Вот вам курочка, чтоб несла яички, чтоб были у вас в детском садике пироги вкусные, да блины пышные. (ставит курочку у плетня))дети говорят спасибо!

Нина Николаевна: Вижу свой волшебный сундучк! А давайте-ка посмотрим что в нем? (открывает сундук, раздается волшебная музыка, достает из сундука украинский веночек. Ой, какой красивый веночек. Ребятки, а вы знаете, что это головной убор молодых украинских девушек и девочек. Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из венка. Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону. У замужней "жинки" - из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью. В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Вот, посмотрите, какой у меня головной убор!

А ну-ка девочки, подходите ко мне (одевает девочкам на головы веночки).

Вед: И мне тоже можно такой веночек?

Нина Николаевна: Конечно, внученька! (надевает венок Милане).

Вед: Девочки, а давайте поводим хоровод. «А вже красне сонечко» Олександр Олесь, П. Позицький

(Девочки танцуют, все дети поют)

А вже красне сонечко

Припекло, припекло,

Ясно щире золото

Розлило, розлило.

На вулиці струмені

Воркотять, воркотять,

Журавлі курликають

Та летять, та летять.

Засиніли проліски

У ліску, у ліску.

Швидко буде земленька

Вся в вінку, вся в вінку.

Ой сонечко-батечку,

Догоди, догоди!

А ти, земле-матінко,

Уроди, уроди!

Нина Николаевна: Какие же вы молодцы, ребята! И танцевать украинские танцы умеете и песни знаете? Спасибо вам! (девочки садятся на стульчики)

Нина Николаевна: Ну что, ребятки, заглянем еще в сундук? (открывает сундук, слышится волшебная музыка. Достает из сундука украинские костюмы.

фоном звучит украинская народная мелодия «Гопак».

Нина Николаевна: Вот, ребятки, что приготовил нам волшебный сундук. (Показывает ребятам и вешает плечики с костюмами в специально отведенное место)

Нина Николаевна: Традиционный украинский костюм, ребятки - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения. Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. (показывает сорочку). Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась поясная одежда – понева (показывает детям, ее носили только замужние женщины. Понева - своего рода передник-фартук, только надевается он задом наперед. А еще надевали вышитый и украшенный лентами передник - так выходило наряднее. Потом стали надевать юбку (спiдницу (дети рассматривают юбку).В прохладную погоду добавляли безрукавку – корсетку (показывает безрукавку). На ногах украинки носят кожаную обувь с высокими голенищами (чоботи) Вот, посмотрите, какие на мне чоботи. (Выставляет под украинскую народную музыку «Пляска с притопами» то одну, то другую ногу, пританцовывает). Любимыми украшениями украинок исстари были яркие бусы (показывает, как бы хвалясь свои бусы). Мужчины носят вышитые рубашки, вот такие штаны-шаровары (показывает детям рубашку и штаны, а рубаха подпоясывалась кушаком-это длинный пояс. Для украинских костюмов характерны яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты и украшения. Вам понравились костюмы, ребята? Красивые костюмы? (дети отвечают да)

Вед: Бабушка, а ребята еще и украинские игры знают!

Нина Николаевна: И правда, давайте поиграем? В украинскую народную игру «Перепелочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга — перепелочка. На слова народной песни:

– Ой, у перепелочки да головка болит

— все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» — опускают руки вдоль туловища. На припев:

— Тут была, тут была перепеленка,

Тут была, тут была сизокрылая —

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка — вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

– Ой, у перепелочки да коленки болят —

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» — выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

– Ой, у перепелочки крылья не болят —

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» — опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» — все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

Нина Николаевна: Молодцы, ребята! Пора открыть волшебный сундук, посмотрим какой еще сюрприз он нам приготовил. (открывает волшебный сундук, звучит волшебная музыка, звучит музыка в зал входят участники украинского народного ансамбля «Хуторок»

с песней «Мамина сорочка»

Мені сорочку мама вишивала

Неначе долю хрестиком вела

Щоб лихих стежинок не шукала

І до людей привітною була

Виконуй доню – мама говорила

Життя закони, істини прості

Не зраджуй землю, що тебе зростила

Не залишай нікого у біді

Приспів (2):

А сорочка мамина біла-біла

А сорочка мамина серцю мила

А сорочка мамина зігріває

Я її до серденька пригортаю

Літа неначе птахи пролітали

Матусі коси дивом зацвіли

І я сорочку білу вишиваю

Як вишивала матінка мені

Виконуй доню – мама говорила

Життя закони, істини прості

Не зраджуй землю, що тебе зростила

Не залишай нікого у біді

Нина Николаевна: Ребята, эта песня о том, как мама вышивала сорочку дочке на счастье, чтобы дочь ее была счастливой, доброй, чтоб не предавала того, кого любит, не оставляла в беде, протягивала руку помощи нуждающимся, любила свою родину, не забывала народное ремесло, свои корни. И вот дочка став взрослой тоже вышивает сорочку, и поет эту песню.

Вед: Ой, спасибо вам огромное! Ребята, давайте поблагодарим участников украинского народного фольклорного ансамбля «Хуторок»! (дети говорят «Спасибо!»)

Вед: Дорогие наши гости! А у нас для вас тоже есть подарок!

Ребята, выходите и парами скорее становитесь!

Кто былой, кто новичок для вас станцуем «Гопачок»!

Дети исполняют украинский танец

Нина Николаевна и участники «Хуторка» благодарят детей за прекрасный танец.

Нина Николаевна: Спасибо вам, ребятки! Мы рады были побывать у вас в гостях! Спасибо тебе, внученька!

Участница «Хуторка»: А мы к вам ребята пришли с гостинцами (подает воспитателю большое блюдо с варениками). Вот, отведайте украинское национальное блюдо, которое так любили готовить наши бабушки, а сейчас любят кушать наши внуки и правнуки! Вареники с капустой и с картошкой, с вишней и с творогом! Кушайте на здоровье, растите крепкими и умными! Ну а нам пора прощаться. До свидания, ребята, мы будем рады встрече с вами.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей. Дружно скажем спасибо! До свиданья (Дети благодарят гостей. Гости под музыку уходят).

Воспитатель: Ну, и нам пора, ребята! Давайте попрощаемся с Миланой, поблагодарим ее и подарим вот такой венок, который ребята сделали своими руками. (Дарит венок, украшенный цветами из гофрированной бумаги)

Вед.: Спасибо,вам, ребята! Какой замечательный веночек! Я буду рада встретиться с вами вновь! До скорой встречи!

Дети говорят спасибо,прощаются и под музыку выходят из зала. В группе накрыты столы, детей угощают варениками.

подготовила: музыкальный руководитель Аллакаева Т. А.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по формированию толерантности в старшей группе «Бабушкин волшебный сундучок»
Опубликовано: 5 марта 2013 в 09:47
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...