Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»

Светлана Майорова
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»

Программные задачи:

Формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру.

Совершенствование произносительной стороны речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, уметь находить место звука в данном слове, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз.

Обогащать речь воспитанников грамматическими формами и конструкциями, уточняя понимание смысла сложных слов: шуруповерт, электродрель.

Активизировать мыслительную деятельность детей.

Оборудование.

Игрушечные инструменты: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для инструментов, указатель, дерево с листочками, ребус, флаг города, макет замка звуков, предметные картинки, мольберт с буквами, атрибуты к сценке, макет человека мастер – ломастер.

Предварительная работа:

Чтение произведений: С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»; рассматривание инструментов; составление описательного рассказа; конструирование с деталями конструктора (с отверткой, ключом); в ручном труде – работа с иглой; экскурсия в швейную мастерскую; заучивание стихов.

Ход занятия.

Учитель-логопед: Вы любите слушать сказки? /Да/

Учитель-логопед: Почему? /Волшебство, чудеса…/

Учитель-логопед: Конечно, любите, потому что в сказках случаются удивительные вещи. Помните историю про Золушку, кто помог ей попасть на бал? /Добрая Фея, крестная/

Учитель-логопед: Кто мне скажет, что держала в руках Фея, когда творила чудеса? /Волшебную палочку/

Учитель-логопед: Это тоже инструмент. И эта палочка сегодня у меня! /Показ палочки, взмах/

Учитель-логопед: Вы что-нибудь заметили? Посмотрите вокруг /Письмо, конверт/

Учитель-логопед: Это приглашение в город мастеров /вскрывая конверт/

Что это? Карта Рассматривая, уточняем путь. Отправляемся от цифры 1 находим дерево.

Учитель-логопед: Предлагаю взять с собой веселое настроение /улыбка/, набраться сил /вдох носом, выдох ртом/

В путь отправляемся к дереву

Учитель-логопед: А на дереве волшебные листочки, на каждом листочке спряталась загадка /поочередно снимаем листочки и отгадываем загадку/:

1 лист:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает /игла/

2 лист:

Толстый тонкого побьет,-

Тонкий что-нибудь прибьет /молоток и гвоздь/

3 лист:

У конька, у горбунка,

Деревянные бока.

У него из- под копыт

Стружка белая бежит /Рубанок/

4 лист:

Если видишь – я кружусь,

Это значит – я тружусь. /Дрель/

Отправляемся по дороге к столу.

Учитель-логопед: Нас ждет задание – ребус:

Что мы видим? /плотник, столяр, мебель и вопросительный знак/

Учитель-логопед: Что это означает?

/плотнику, столяру, чтобы изготовить мебель, нужны инструменты/

Учитель-логопед: Выложите на столе из предложенного материала

/спички, семена тыквы/ инструменты, которые нужны плотнику, столяру. /дети выкладывают отвертку, рубанок, топор, пилу/.

Учитель-логопед: С заданием справились, продолжаем путь.

Впереди необычный указатель,

Что он означает?

/пойдешь налево - в лес попадешь, пойдешь направо – город найдешь/.

Учитель-логопед: Куда идем? /направо – в город/

/дорога приводит к городу/

Слышим музыку

Учитель-логопед: Что мы видим впереди? /город/

Кто в нем живет? /инструменты/

Как вы догадались? /на флаге нарисованы инструменты/

Слышен голос

- Чтобы в город войти, инструмент назови.

Дети, перешагивая порог города, называют инструмент

/пила, топор, отвертка…/

Проходим по улице города

Учитель-логопед: Что вы видите? /мастерские/

Учитель-логопед: Но, кажется, они закрыты. Обращая внимание на мальчика

Учитель-логопед: Кто это? Он вам знаком? /да, это мастер - ломастер/

Из какого произведения? /Самуила Маршака/

Почему его так прозвали?

/не хотел учиться, все ломал, не доводил дело до конца, не умел пользоваться инструментом/.

Стоит чемодан с инструментом

Учитель-логопед: Вот почему инструменты покинули мастерские.

Учитель-логопед: Надо помочь ему? Но как?

/инструменты в мастерские вернуть/

Учитель-логопед: Инструменты – наши верные помощники, однако не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках.

Вспомним основные правила:

Дети:

Не брать без разрешения взрослых;

Не играть с острыми инструментами;

Не подходить близко, кто с ними работает.

Воспитатель: Как должно быть в мастерской?

Пальчиковая гимнастика:

У меня, как в мастерской,

Все, что нужно – под рукой Поочередно хлопки ладошками, кулачками

Дрель, отвертка и пила,

И наперсток, и игла,

И топор, и два сверла,

Молоток и клещи.

Поочередно загибая пальцы

Мастер, не скучай

На рабочем месте Поочередно хлопки ладошками, кулачками

Учитель-логопед: Обращая внимание на чемодан с инструментом

Сейчас наши ребята не могут открыть мастерские.

Учитель-логопед: Саша, каким сегодня будешь мастером?

/я буду портным и т. д. /

Воспитатель крепит табличку.

Поочередно дети берут инструменты из чемодана, рассказывая о нем, возвращают в мастерскую инструмент.

Отвертка – это насаженный на рукоятку стальной стержень с наконечником, предназначенный для завинчивания винтов и шурупов. Отверткой пользуются слесари, мебельщики.

Клещи – это щипцы с загнутыми внутрь краями, предназначены для захватывания и зажима чего-либо. Клещами пользуются плотники, сапожники.

Наперсток – это металлический колпачок, который предохраняет пальцы от укола иголкой. Надевают его на средний палец. Наперстком пользуется портной.

Грабли – это насаженная на длинную рукоятку колодка с зубьями, предназначены для сгребания и рыхления. Грабли нужны садовнику.

Кисть – это прикрепленный к рукоятке пучок щетины, служащий для нанесения на какую – либо поверхность жидких материалов /краски, клея, лака/.

Молоток – это насаженный на рукоятку металлический брусок, предназначен для ударов почему-либо. Нужен молоток сапожнику.

Воспитатель, уточняя, проходит по мастерским.

Опрос:

Какой нужен материал для работы? /дерево, ткань, земля, бумага, обувь/.

Учитель-логопед: Какой должен быть мастер? /трудолюбивый, умный, аккуратный/.

Учитель-логопед: Объявляю конкурс мастеров: /раздача розеток для призов/.

1. Какой инструмент похож на балерину? /отвертка/

2. Назовите громкий инструмент /молоток/

3. У какого инструмента есть зубы, а хлеба не ест? /пила, ножовка/

4. Объясните смысл русской народной поговорки: «Наступить два раза на одни и те же грабли» /говорят о человеке, который повторяет ошибки/

5. Назовите пословицы о труде.

«Терпенье и труд все перетрут»,

«По труду и награда»,

«Дело мастера боится»,

«Труд не кнут, а человека подгоняет» и т. д. /

Учитель-логопед раздает фишки.

Учитель-логопед: Приглашаю поиграть, о наших помощниках всем рассказать:

Игра: /на координацию, с движением/

«Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто в две руки

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая».

Учитель-логопед: В городе есть замок, в котором живут звуки. Какие?

/ «К», «А», «Р»/.

Учитель-логопед: Назовите инструмент, в котором есть звук «Р»

/топор, грабли, рубанок/.

Учитель-логопед: Придумай предложение со словом «грабли».

Дидактическое упражнение: «Собери слова-инструменты»

Это было в воскресенье

В мастерской на перерыве.

Гости были, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись

Инструменты разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Инструменты помоги собрать.

/задание: из предложенных букв собрать слова – инструменты (коса, пила, игла, топор, рубанок)/.

Учитель-логопед раздает фишки.

Дидактическое упражнение: «Звук в картинке»

Учитель-логопед:

Слова невидимки

Ужасно хитры.

Вот правила этой

Забавной игры.

От данного слова

Ты путь проведи

И звук в картинке

Сейчас ты найди.

/задание: от данного слова, проводят путь к картинке – инструмент, в котором есть этот звук, называя его место в слове/.

Учитель-логопед: Не только в волшебном городе бывают чудеса, а где еще?

/в сказке/

Учитель-логопед:

Из чего умудрился солдат сварить кашу? /из топора/

Давайте попробуем и мы;

Послушаем историю.

Сценка из сказки: «Каша из топора».

Угощаются дети.

Учитель-логопед:

Инструменты помогают не только мастерам, но и нам в домашних делах. Мы живем в сельской местности и для каждой работы найдется свой инструмент:

Стихи:

У жителей города или села

Всегда неотложные дома дела.

Работа везде по хозяйству найдется:

То кран потечет, то рубашка порвется.

То крепкий скворечник пора смастерить,

Шуруп завернуть и гвоздик забить

Разрезать бумагу, заштопать носок,

Покрасить окно, побелить потолок…

Немало у нас с урожаем хлопот!

Сначала придется вскопать огород,

Старательно комья земли разрыхлить,

Дрова нарубить и траву накосить.

Поэтому нам инструменты даны;

Они для различной работы нужны.

Скорей инструменты мы в руки возьмем

И действовать ими умело начнем!

Учитель-логопед:

Какими умеем пользоваться инструментами?

/ножницами, ключом, отверткой, граблями, иглой/.

Стихотворение

«Мы строим» С. Михалков

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток!

Нитки есть и есть лопата,

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

Учитель-логопед: подводит итоги.

Учитель-логопед: «По труду и награда» /вручение медалей/.

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»
Опубликовано: 20 августа 2013 в 20:36
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...