Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»

Светлана Майорова
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»

Программные задачи:

Формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру.

Совершенствование произносительной стороны речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, уметь находить место звука в данном слове, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз.

Обогащать речь воспитанников грамматическими формами и конструкциями, уточняя понимание смысла сложных слов: шуруповерт, электродрель.

Активизировать мыслительную деятельность детей.

Оборудование.

Игрушечные инструменты: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для инструментов, указатель, дерево с листочками, ребус, флаг города, макет замка звуков, предметные картинки, мольберт с буквами, атрибуты к сценке, макет человека мастер – ломастер.

Предварительная работа:

Чтение произведений: С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»; рассматривание инструментов; составление описательного рассказа; конструирование с деталями конструктора (с отверткой, ключом); в ручном труде – работа с иглой; экскурсия в швейную мастерскую; заучивание стихов.

Ход занятия.

Учитель-логопед: Вы любите слушать сказки? /Да/

Учитель-логопед: Почему? /Волшебство, чудеса…/

Учитель-логопед: Конечно, любите, потому что в сказках случаются удивительные вещи. Помните историю про Золушку, кто помог ей попасть на бал? /Добрая Фея, крестная/

Учитель-логопед: Кто мне скажет, что держала в руках Фея, когда творила чудеса? /Волшебную палочку/

Учитель-логопед: Это тоже инструмент. И эта палочка сегодня у меня! /Показ палочки, взмах/

Учитель-логопед: Вы что-нибудь заметили? Посмотрите вокруг /Письмо, конверт/

Учитель-логопед: Это приглашение в город мастеров /вскрывая конверт/

Что это? Карта Рассматривая, уточняем путь. Отправляемся от цифры 1 находим дерево.

Учитель-логопед: Предлагаю взять с собой веселое настроение /улыбка/, набраться сил /вдох носом, выдох ртом/

В путь отправляемся к дереву

Учитель-логопед: А на дереве волшебные листочки, на каждом листочке спряталась загадка /поочередно снимаем листочки и отгадываем загадку/:

1 лист:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает /игла/

2 лист:

Толстый тонкого побьет,-

Тонкий что-нибудь прибьет /молоток и гвоздь/

3 лист:

У конька, у горбунка,

Деревянные бока.

У него из- под копыт

Стружка белая бежит /Рубанок/

4 лист:

Если видишь – я кружусь,

Это значит – я тружусь. /Дрель/

Отправляемся по дороге к столу.

Учитель-логопед: Нас ждет задание – ребус:

Что мы видим? /плотник, столяр, мебель и вопросительный знак/

Учитель-логопед: Что это означает?

/плотнику, столяру, чтобы изготовить мебель, нужны инструменты/

Учитель-логопед: Выложите на столе из предложенного материала

/спички, семена тыквы/ инструменты, которые нужны плотнику, столяру. /дети выкладывают отвертку, рубанок, топор, пилу/.

Учитель-логопед: С заданием справились, продолжаем путь.

Впереди необычный указатель,

Что он означает?

/пойдешь налево - в лес попадешь, пойдешь направо – город найдешь/.

Учитель-логопед: Куда идем? /направо – в город/

/дорога приводит к городу/

Слышим музыку

Учитель-логопед: Что мы видим впереди? /город/

Кто в нем живет? /инструменты/

Как вы догадались? /на флаге нарисованы инструменты/

Слышен голос

- Чтобы в город войти, инструмент назови.

Дети, перешагивая порог города, называют инструмент

/пила, топор, отвертка…/

Проходим по улице города

Учитель-логопед: Что вы видите? /мастерские/

Учитель-логопед: Но, кажется, они закрыты. Обращая внимание на мальчика

Учитель-логопед: Кто это? Он вам знаком? /да, это мастер - ломастер/

Из какого произведения? /Самуила Маршака/

Почему его так прозвали?

/не хотел учиться, все ломал, не доводил дело до конца, не умел пользоваться инструментом/.

Стоит чемодан с инструментом

Учитель-логопед: Вот почему инструменты покинули мастерские.

Учитель-логопед: Надо помочь ему? Но как?

/инструменты в мастерские вернуть/

Учитель-логопед: Инструменты – наши верные помощники, однако не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках.

Вспомним основные правила:

Дети:

Не брать без разрешения взрослых;

Не играть с острыми инструментами;

Не подходить близко, кто с ними работает.

Воспитатель: Как должно быть в мастерской?

Пальчиковая гимнастика:

У меня, как в мастерской,

Все, что нужно – под рукой Поочередно хлопки ладошками, кулачками

Дрель, отвертка и пила,

И наперсток, и игла,

И топор, и два сверла,

Молоток и клещи.

Поочередно загибая пальцы

Мастер, не скучай

На рабочем месте Поочередно хлопки ладошками, кулачками

Учитель-логопед: Обращая внимание на чемодан с инструментом

Сейчас наши ребята не могут открыть мастерские.

Учитель-логопед: Саша, каким сегодня будешь мастером?

/я буду портным и т. д. /

Воспитатель крепит табличку.

Поочередно дети берут инструменты из чемодана, рассказывая о нем, возвращают в мастерскую инструмент.

Отвертка – это насаженный на рукоятку стальной стержень с наконечником, предназначенный для завинчивания винтов и шурупов. Отверткой пользуются слесари, мебельщики.

Клещи – это щипцы с загнутыми внутрь краями, предназначены для захватывания и зажима чего-либо. Клещами пользуются плотники, сапожники.

Наперсток – это металлический колпачок, который предохраняет пальцы от укола иголкой. Надевают его на средний палец. Наперстком пользуется портной.

Грабли – это насаженная на длинную рукоятку колодка с зубьями, предназначены для сгребания и рыхления. Грабли нужны садовнику.

Кисть – это прикрепленный к рукоятке пучок щетины, служащий для нанесения на какую – либо поверхность жидких материалов /краски, клея, лака/.

Молоток – это насаженный на рукоятку металлический брусок, предназначен для ударов почему-либо. Нужен молоток сапожнику.

Воспитатель, уточняя, проходит по мастерским.

Опрос:

Какой нужен материал для работы? /дерево, ткань, земля, бумага, обувь/.

Учитель-логопед: Какой должен быть мастер? /трудолюбивый, умный, аккуратный/.

Учитель-логопед: Объявляю конкурс мастеров: /раздача розеток для призов/.

1. Какой инструмент похож на балерину? /отвертка/

2. Назовите громкий инструмент /молоток/

3. У какого инструмента есть зубы, а хлеба не ест? /пила, ножовка/

4. Объясните смысл русской народной поговорки: «Наступить два раза на одни и те же грабли» /говорят о человеке, который повторяет ошибки/

5. Назовите пословицы о труде.

«Терпенье и труд все перетрут»,

«По труду и награда»,

«Дело мастера боится»,

«Труд не кнут, а человека подгоняет» и т. д. /

Учитель-логопед раздает фишки.

Учитель-логопед: Приглашаю поиграть, о наших помощниках всем рассказать:

Игра: /на координацию, с движением/

«Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто в две руки

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая».

Учитель-логопед: В городе есть замок, в котором живут звуки. Какие?

/ «К», «А», «Р»/.

Учитель-логопед: Назовите инструмент, в котором есть звук «Р»

/топор, грабли, рубанок/.

Учитель-логопед: Придумай предложение со словом «грабли».

Дидактическое упражнение: «Собери слова-инструменты»

Это было в воскресенье

В мастерской на перерыве.

Гости были, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись

Инструменты разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Инструменты помоги собрать.

/задание: из предложенных букв собрать слова – инструменты (коса, пила, игла, топор, рубанок)/.

Учитель-логопед раздает фишки.

Дидактическое упражнение: «Звук в картинке»

Учитель-логопед:

Слова невидимки

Ужасно хитры.

Вот правила этой

Забавной игры.

От данного слова

Ты путь проведи

И звук в картинке

Сейчас ты найди.

/задание: от данного слова, проводят путь к картинке – инструмент, в котором есть этот звук, называя его место в слове/.

Учитель-логопед: Не только в волшебном городе бывают чудеса, а где еще?

/в сказке/

Учитель-логопед:

Из чего умудрился солдат сварить кашу? /из топора/

Давайте попробуем и мы;

Послушаем историю.

Сценка из сказки: «Каша из топора».

Угощаются дети.

Учитель-логопед:

Инструменты помогают не только мастерам, но и нам в домашних делах. Мы живем в сельской местности и для каждой работы найдется свой инструмент:

Стихи:

У жителей города или села

Всегда неотложные дома дела.

Работа везде по хозяйству найдется:

То кран потечет, то рубашка порвется.

То крепкий скворечник пора смастерить,

Шуруп завернуть и гвоздик забить

Разрезать бумагу, заштопать носок,

Покрасить окно, побелить потолок…

Немало у нас с урожаем хлопот!

Сначала придется вскопать огород,

Старательно комья земли разрыхлить,

Дрова нарубить и траву накосить.

Поэтому нам инструменты даны;

Они для различной работы нужны.

Скорей инструменты мы в руки возьмем

И действовать ими умело начнем!

Учитель-логопед:

Какими умеем пользоваться инструментами?

/ножницами, ключом, отверткой, граблями, иглой/.

Стихотворение

«Мы строим» С. Михалков

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок!

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток!

Нитки есть и есть лопата,

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

Учитель-логопед: подводит итоги.

Учитель-логопед: «По труду и награда» /вручение медалей/.

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему «Инструменты (орудия труда)»
Опубликовано: 20 августа 2013 в 20:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Патриотическое воспитание детей. Экскурсия в Моздокский краеведческий музей»
Очень важно воспитать в ребенке патриотические чувства, прививать независимо от возраста любовь к своей родине. Как писал Л. Толстой « В жизни нет горячее ,...
Фоторепортаж с фестиваля казачьей культуры
В 18 веке была создана Кавказская укрепленная линия и одним из новых оборонительных крепостей, которая потом стала административным центром- г. Ставрополь....
Коллективная аппликация «Осенний букет»
И снова осень-красивая пора- пора листопадов и дождей. Гуляя по детскому саду, паркам дети отмечают сезонные изменения в природе: засыпанные желтыми листьями...
Мастер-класс изготовления дидактического пособия «Весёлый счет»
Для того чтобы нам сделать данную игру нам понадобиться: , а также утюг, горячий клей пистолет, термонаклейки. Для начала приклеиваем салфетку к...
Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в...
Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять в...