Конспект открытого занятия-эксперимента для подготовительной группы «Расскажи мне о воде»

Мария Соколова
Конспект открытого занятия-эксперимента для подготовительной группы «Расскажи мне о воде»

Конспект открытого занятия - эксперимента для подг. гр.

«Расскажи мне о воде»

Цель: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами - текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое

Учить детей простейшей исследовательской деятельности, формировать умение самостоятельно делать выводы, расширить знания детей о природных водоемах

Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика, карточки, изображающие действия с водой, чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм; соль, сахар, лимонная кислота, соломки для питья – 4 шт., трехлитровая банка с водой, пипетка.

Звучит музыка из цикла «Времена года»

В. – Ребята, занятие у нас будет не совсем обычное, так же как и мой наряд. Посмотрите на мой наряд и скажите, почему я сегодня так одета?

Дети высказывают предположения, могут называть признаки отдельных времен года.

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Я буду показывать слово, а вы, прочитав его, должны будете назвать признаки этого времени года, т. е. те изменения в природе, которые происходят именно в это время года.

Игра «Времена года»

В. – А в какой последовательности они сменяют друг друга, и может ли быть по-другому: например, за осенью наступит лето.

Ответы детей

В. - А теперь, рассмотрите мой наряд и попробуйте дать мне название.

Даю всем детям высказаться, затем обобщаю их ответы.

- Венок из желтых и красных листьев я взяла у осени, цветастую юбку – у летней полянки, белую с пушистым, как снег воротником блузку мне подарила зима, а подснежники – из весеннего леса.

Сегодня я – Повелительница времен года.

Зимой я ветры злые, холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных и насекомых спать укладываю. Назовите, каких?

Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках. А что там, в почках? Ветры теплые от сна пробуждаю, птиц, жучков, зверушек разных солнцем согреваю.

Летом тучки собираю, дождем землю поливаю, воду в реках согреваю.

Осенью готовлю все живое к долгой и длинной зиме: сбрасываю с деревьев листочки, птичек в теплые края отсылаю, реки и озера льдом покрываю.

В. – Вот видите, мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать! А сегодня я хочу немножко отдохнуть, побеседовать с вами, поиграть в разные игры.

В какие игры и с чем вы любите играть?

Дети перечисляют любимые игры.

В. – А я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем в мои любимые игры вместе. Подхожу к демонстрационному столику и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой.

Опыт 1.

Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайничка).

Как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.

В. – Воду трудно удержать, она стремится убежать. Ребята! Вы, наверное, знаете, как можно удержать воду?

Дети высказывают свои предположения.

Подзываю к себе 2-3х детей и на ладошки им выкладываю льдинки, комментируя: «Превратилась в лед вода, не стремится никуда».

Делаем вывод: вода может находиться в разных состояниях –

в жидком и твердом.

Да, вода таит в себе много загадок. И настоящий ученый всегда стремится их разгадать.

Конкурс «Загадочный»

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Без крыльев – летит,

Без ног – бежит,

Без паруса – плывет. (Облако)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападает –

Этот бархат опадает. (Иней)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

Ребята, но ведь мы с вами сегодня говорим о воде. Почему же ни в одной отгадке вы не произнесли этого слова. Как связана вода со всеми этими явлениями природы?

Дети вспоминают опыт, когда вода испарилась, находят связь, объясняют и рассказывают по картине о круговороте воды в природе

А теперь я загадаю вкусную загадку:

Круглое, румяное, для детей желанное.

- Яблоко

В. – Может яблоко быть квадратное? А треугольное? Конечно, нет. А какой формы вода? Может она как шар или как цилиндр?

Дети отвечают.

Опыт 2.

В. – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я вам покажу.

Приглашаю детей к столику и предлагаю им выбрать по одному из лежащих на столике предметов: колбочки разной формы: конус, шар, цилиндр. Наливаю в них воду.

Ну-ка, ответьте теперь, какой формы вода?

Вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода.

Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.

Физкультминутка «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.

Дети садятся на места, я обращаю их внимание на стол, на котором находятся 4 стакана с растворами разного вкуса. Все они пригодны для питья.

Опыт 3

В. – Ребята, как вы думаете, что у меня в этих стаканах? (вода). Почему вы так думаете? (ответы детей). Мы знаем, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Глядя на эти стаканы, мы можем сказать, что в них жидкость, не имеющая цвета и запаха. В одном из этих стаканов чистая вода, а в других растворы разного вкуса. Вам нужно определить какой стакан без всякого раствора.

В. – Ребята, как мы можем это сделать?

Ответы детей

Приглашаю к столику 4 детей и раздаю им соломки для питья. Дети пробуют воду на вкус, и находят стакан с чистой водой.

В. – Удивительно, вода во всех стаканах одинаково прозрачная, но на вкус разная. Как же это может быть?

Ответы детей

Один из детей проводит опыт, сопровождая его пояснением.

Я размешиваю сахар в воде.

Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной. Изменился ли вкус?

. (Да, она сладкая)

Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества.

Почему это свойство полезное?

Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок.

Когда же надо постирать, в воде растворяют стиральный порошок. Это полезное свойство воды, но оно может быть очень опасным: в воде могут бесследно для глаза раствориться вещества вредные и даже опасные для человека. Поэтому проверять воду на вкус можно только в тех случаях, когда вы уверены, что это съедобно. А все ли вещества может растворить вода?

Ответы детей

В. – Ребята, а где в природе встречается вода?

Дети называют водоемы: река, озеро, море, океан.

Викторина «Реки, озера, моря, океаны»

Вопросы:

1. Сколько на нашей планете океанов? (4)

2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Названия морей)

4. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

5. У какого водоема бывают рукава? (Река)

6. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, но мне хотелось бы знать, какую воду мы называем пресной и где в природе она встречается?

Ответы детей. (вода, не имеющая вкуса; реки, озера, родники, подземные ключи)

- А, бывает в природе соленая вода, где?

Ответы детей. (моря, океаны)

А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на ней морей и океанов и сколько рек. Сравните и скажите, какой воды на планете больше? Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер. (сопровождаю показом)

Да, пресной воды намного меньше и поэтому мы с вами должны ее беречь. А как мы можем беречь воду?

Ответы детей.

Вывод: Не загрязнять водоемы, очищать берега рек и речек от мусора, экономно расходовать.

В. – Перед тем, как попрощаться с гостями, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде. Показываю карточки со схематичным изображением проведенных опытов.

- Вода может быть жидкой и твердой, ей можно придать любую форму.

- вода в природе не исчезает бесследно, а переходит из одного состояния в другое (круговорот воды в природе)

- В воде можно растворить различные вещества и придать ей разный вкус.

До свидания, ребята! До новых встреч!

Воспитатель – Соколова М. Е.

Публикации по теме:

«Расскажи мне о воде» «Расскажи мне о воде» Игра – эксперимент для подготовительной к школе группы Цель: Познакомить со свойствами воды - текучесть, возможность.

Вода — волшебница. Занятие в средней группе Конспект Занятия ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЯ всредней группе Вода- волшебница Програмное содержание 1. Продолжать знакомить детей со.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект открытого занятия-эксперимента для подготовительной группы «Расскажи мне о воде»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 07:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...