Конспект открытого занятия «Знакомство детей с адыгейским языком»

Загирет Хатит
Конспект открытого занятия «Знакомство детей с адыгейским языком»

Знакомство детей

с адыгейским этикетом

Практические занятия:

1. Продолжать учить правильно повторять за воспитателем новые слова, понимать их значение, внятно произносить их.

2. Продолжать знакомить детей с адыгейским этикетом.

3. Воспитывать гостеприимство.

Ход занятия.

Дети входят в зал. Становятся полукругом.

В.: - К нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Д.: - Шъуимафэшух.

Здороваются на адыгейском языке и садятся на стульчики.

В.: - Мы с вами пришли в хьакэщ. Хьакэщ – это специальное помещение для гостей. Двери хьакэщ всегда были открыты для гостей. Гостя должны были встретить по всем почестям: накормить, уложить спать в самой лучшей постели, а затем, когда время придет, отправить его в обратный путь по надежной дороге. Гостем у адыгов считался любой человек, который перешагнул порог хьакэщ: знакомый, незнакомый, друг или даже враг. У гостя не принято было спрашивать зачем он приехал, сколько времени он будет в доме. И было огромной честью для хозяина достойно встретить гостя.

Ребята, давайте посмотрим, что здесь в хьакэщ.

- Вот это «анэ», т. е. стол,за которым едят. Он круглый, у него три ножки. На этом анэ стоят традиционные адыгеские блюда: къундысыу – это перебродившая сыворотка с молоком, къуае – сыр, щэлям – лепешка.

Д.: - Къундысыу, къуае.

В.: - Прежде чем сесть за стол, что нужно сделать?

Д.: - Помыть руки.

В.: - Правильно, а вот тут в углу, стоят адыгейские предметы быта. Как вы думаете, что это такое?

Д.: - Къумгъан, лэджэн, сабын, эплъэк.

В.: - Правильно, они всегда стоят здесь, чтобы прежде чем сесть за стол, могли вымыть руки.

В это время неожиданно раздается стук в дверь и заходит Къуижъый с «Чудесным мешочком».

К.: - Шъуимафэшух, кэлэцыкухэр!

Д.: - Опсэу, къеблъагъ, къако. Ма пхъэнтэку, тыс.

К.: - Хъяркэ сыкъеблагъ.

- Сэ сцэр Къуижъый. Меня зовут Къуижъый. Я пришел из сказки. Меня там знают как шустрого, маленького, доброго, смышленого человечка.

- А ну все скажите, как меня зовут?

Д.: - Къуижъый.

К.: - Вот вы меня знаете, но я вас еще не знаю. Давайте познакомимся.

- Сыд пцэр? Как тебя зовут?

Д.: - Сэ сцэр Вика, Расул и т. д.

В.: - Дорогой гость, вы пришли издалека, наверное, проголодались. Хьакэу Къуижъый, чыжьэуи укъекы, къеблагъти анэ, бисимлахь одгъэощт.

К.: - Боу сыкъеблэгъэн. Лъытэныгъэр сэ сыгу рехьы.

В.: - Пройдите сюда, помойте руки, Соня, помоги нашему гостю помыть руки.

Как только гость распологался в Хьачэще, ему приносили воду, мыло, полотенце, ставили перед ним медный тазик и, поливая ему воду на руки, помогали умыться с дороги.

К.: - Упшъэшъэ дэгъу, алахьым еджэгъэшхоу, насыпышоу уеш.

В.: - Пройдите к столу и присаживайтесь. Мы вас будем угощать нашими адыгейскими блюдами.

В.: - Как вкусно пахнет!

Д.: - Гухахъо ошх, уихьалэл, шхэ Къуижъый.

К.: - А что это у вас такое вкусненькое?

Д.: - Это адыгейский сыр – къуае.

К.: - А что это за напиток?

Д.: - Къундысыу.

К.: - А это что?

Д.: - Щэлям.

К.: - Спасибо вам за угощение, ребята, было все очень вкусно. Опсэу, гъомлапхъэ эшу къытежъугъэуцуагъ, зэкэри эшу дэд.

В.: - Уихалэл Къуижъый.

Къуижъый встает и садится поближе к детям.

К.: - Дети, кто мне скажет, а как ваш садик называется?

Д.: - «Сказка».

В.: - Дети, давайте покажем, как мы умеем развлекать гостей и начнем с песни «Шукъеблагъ», гущ. – Мэхъош Р., орэдышъор – Кыргъ Ю.

К.: - А вы любите ходить в садик?

Д.: - Да!

К.: - Ачем вы любите заниматься в детском саду?

Д.: - Петь, играть, танцевать, рассказывать стихи.

К.: - Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной?

Игра «абыцыу», «абжъый»

К.: - Я очень люблю в сказке петь. А вы любите петь?

Д.: - Да!

Песня «Тэ щыа тэ цыкухэр»

В.: - Еще наши дети умеют танцевать.

«Адыгейский танец»

К.: - Дети, а кто мне скажет, как Лисичка на адыгейском языке.

Д.: - Баджэ.

К.: - А зайчик?

Д.: - Тхьакумкахь.

К.: - А хотите поиграть со мной в игру «Лиса и заяц»?

Д.: - Да!

Игра «Лиса и заяц»

К.: - У нас в сказке принято ходить в гости с подарками. Вот я принес «Чудесный мешочек», в котором лежат игрушки – зверюшки.

Сыд мыр?

Д.: - Чэтыу, атакъ, баджэ и т. д.

К.: - Это вам мой подарок.

В.: - Так как и вы, тоже пришли к нам в гости первый раз, по адыгскому обычаю мы тоже приготовили подарок.

К.: - какие у вас вежливые и гостеприимные дети.

Не зря я к вам пришел. Хорошо со мной поиграли и развеселили меня. Спасибо вам, дети. А теперь мне пора в мою сказку.

- Хъяркэ!

Д.: - Хъяркэ! гъогу маф!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Зима» Перспективный комплексно-тематический план Тема: «Зима» Возраст: 1 младшая группа Время изучения: декабрь, 3 неделяПознавательно-речевое.

Перспективный план работы клуба по интересам «Родничок» средняя группа «Ознакомление с потешками и считалками» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. «Методика развития речи детей» стр:148 Продолжать знакомить детей с.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Знакомство детей с адыгейским языком»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 14:05
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...
Аппликация «Мой друг снеговик»
ппликация на тему «Мой друг снеговик» с использованием манной крупы. Вот и пришла зима! Правда погода в этом году не особо радует нас снегом… А так уже...