Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.

Ангелина Самсонова
Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе.

Основная образовательная область: Познание

Раздел: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Интегрирующая образовательная область:, Познание, Художественное творчество, Социализация, Коммуникация.

Цель: Приобщение дошкольников к якутской национальной культуре через организацию различных видов детской деятельности.

Программные задачи:

1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре якутского народа (её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) ;

2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: сруб, балаган, чороон, туес, камелёк, кумыс.

3. Развитие любознательности, наблюдательности детей;

4. Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

5. Воспитание чувства уважения и понимания труда, таланта якутского народа и любовь к родному краю.

Наглядно-демонстрационный материал:макет жилья «балаган»; якутская национальная посуда: чороон, ложка, ыа5ыйа;

Раздаточный материал: Лист бумаги с эскизами «чороона», ножницы, клей ПВА, салфетки, геометрические фигуры, настольные игры «волчок», берестяные вёдра.

Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, 4 стола, 20 стульев, 2 скамейки, стол хохломской, экран.

Словарь: балаган, чороон,, туес, камелёк.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки: «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

2. Роспись узоров «чороона», рисование карандашом по сказке «старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», аппликация «якутского ковра».

3. Знакомство с настольными играми: «волчок»;

Ход мероприятия:

-Здравствуйте ребята. Сегодня я вам приготовила сюрприз. Хотите узнать мой сюрприз?

Ребенок: Хотим узнать?

Ребенок: А что за сюрприз вы приготовили нам?

Воспитатель:Я хотела бы вас пригласить в путешествие. Хотите отправиться со мной в путешествие?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Тогда давайте закроем наши глазки и представим, что мы с вами отправляемся в путешествие. (звенит колокольчик и ножницы, звучит музыка).Открывайте глазки и посмотрите вокруг, мы оказались на полянке. Что ещё видите на полянке?

Ребенок: Я вижу на полянке растут цветы.

Ребенок: коровы пасутся, старуха стоит.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года наступила?

Дети: Конечно, лето.

Воспитатель: Ох, как здесь красиво, вот большая поляна. Посмотрите, на поляне стоит дом, недалеко от дома пасутся пять коров. Ой, а вы помните сказку, которую мы с вами читали, о старухе Бэйбэрикээн,о чем в ней говорилось?

Ребенок: Помним, это сказка о старухе, у которой появляется девушка. Ребенок:Потом эту девушку крадёт Абаасы. И девушку спасает сын старухи Бэйбэрикээн.

Воспитатель: Все хорошо помните, ой послушайте, нас кто-то зовет, кто же это? (Старуха зовёт детей)

Ответ детей: На полянке старуха Бэйбэрикээн стоит.

Воспитатель: Сегодня мы пришли в гости к старухе Бэйбэрикээн. Вот дом старухи Бэйбэрикээн. (На экране появляется старуха Бэйбэрикээн).

Старуха Бэйбэрикээн: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте.

Старуха Бэйбэрикээн: Я старуха Бэйбэрикээн. Недавно, я получила письмо от вас. И я так обрадовалась, узнав о том, что вы собираетесь идти ко мне в гости. Сегодня я вам много интересного расскажу. Хотите послушать мой рассказ.

Дети: Расскажите, нам очень интересно будет.

Старуха Бэйбэрикээн: Я живу вот в таком доме. (на первом слайде появляется схема построения «балагана») Мой дом называется «балаган». (Старуха Бэйбэрикээн показывает свой дом).

Слайд № 1:(Балаган- это невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Для этой же цели жилище окружали земляной завалинкой. (на экране появляется схема построения балагана, звучит музыка).

Старуха Бэйбэрикээн: Ребята, я приглашаю вас к макету.

Воспитатель: Ребятки, пойдемте и посмотрим «балаган». (дети подходят к макету и садятся на скамейки).

Воспитатель:Детки посмотрите как красиво, а как вы думаете без чего невозможно жить в балагане?

Ребенок: В балагане невозможно жить без стульев.

Ребенок: В балагане невозможно жить без кровати.

Ребенок: В балагане невозможно жить без стола.

Воспитатель: Я согласна с вашими ответами. Одним словом как можно назвать все эти предметы?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Умницы мои, а что ещё в доме нужно, чтобы дома было тепло?

Дети: Чтобы дома было тепло надо печку топить.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вас познакомить с якутской печкой «камелёк». «Камелёк» обозначает самая главная. Для чего «камелёк» предназначен?

Ребенок: «камелёк» предназначен для приготовления пищи.

Ребенок: Также печка согревает дом.

Воспитатель: Правильно, с печью связаны весь быт, вся жизнь якутского народа. Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили.

Воспитатель: А давайте мы с вами немножко разомнемся и станцуем танец «Узор». Хотите потанцевать?

Дети:Да, хотим.

Воспитатель: Тогда вставайте и пойдемте на ковёр. (Звучит песня А. Файрушиной «Наступило лето»).

Воспитатель: Вот мы и потанцевали, немножко разомкнулись и предлагаю вам поиграть ещё в одну интересную игру. Дело в том, что мы должны найти берестяные вёдра старухи Бэйбэрикээн. Она не помнит, где поставила свои вёдра. Поможем старухе Бэйбэрикээн найти вёдра?

Дети: Поможем, конечно.

Воспитатель: Тогда идите искать. (Звучит музыка. Дети идут искать).

Воспитатель: Умницы мои, помогли найти вёдра старухи Бэйбэрикээн. Где ты нашёл ведро Серёжа?

Серёжа: Я ведро нашёл на руках у куклы в якутской одежде.

Воспитатель: А второе ведро Даша где нашла?

Даша: Я ведро нашла на полочке, где стоят посуды русской народной культуры.

Воспитатель: Молодцы Серёжа и Даша, а теперь пойдёмте и отдадим вёдра старухе Бэйбэрикээн.

Старуха Бэйбэрикээн:Спасибо вам, мои дорогие гости, что вёдра мои нашли. Вам нравятся мои вёдра?

Ребенок: Да, очень нравятся

Ребенок: Они такие красивые и легкие.

Старуха Бэйбэрикээн: Тогда я вам подарю свои вёдра в знак благодарности. Дети: Спасибо большое.

Воспитатель: Спасибо тебе старуха Бэйбэрикээн, ваши вёдра мы поставим в уголок якутской культуры в память о нашем путешествии. Теперь деточки, давайте присядем на стулья и отдохнем, послушаем рассказ нашей старухи Бэйбэрикээн. (Воспитатель приглашает детей сесть на стулья)

Старуха Бэйбэрикээн: Сейчас я хочу вам рассказать про якутскую национальную посуду, где готовили и хранили пищу. А для приготовления и хранения пищи использовали такую посуду как:

1 слайд:чороон (кубок, кытыйа (чаша, туесок, ыа5ыйа (берестяное ведро, ньуоска (ложка деревянная, быhах (нож). Чороон предназначена для питья кумыса- молочного напитка сделанного из молока кони. «Чороон» изготавливают из дерева. Чтобы «чороон» был красивее, на «чорооне» вырезают разные красивые узоры. В чашу «кытыйа» накладывают сливки, кашу. Берестяное ведро туес служит для хранения молока, сбора ягод. Давайте произнесем название посуд: чороон, кытыйа, туесок. Как называется посуда для кумыса?

Ребенок: Посуда для кумыса называется «чороон».

Старуха Бэйбэрикээн: Молодцы ребята. Как вы всё хорошо запоминаете.

Воспитатель: Дети, старуха очень рада и довольна, что вы так внимательно слушаете её рассказы и отвечаете на её вопросы. А теперь я хотела бы вас пригласить поиграть в настольные игры. Хотите, поиграть?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель:Тогда я приглашаю вас к столам. На столах у вас лежат «волчки». Вы знаете как играть в эту игру?

Ребенок: Да, знаем. На ладошках крутим «волчок».

Ребенок: У кого дольше закрутится «волчок», тот побеждает.

Воспитатель: Молодцы, подходите к столам и садитесь. А я посмотрю, у кого же «волчок» долго закрутится.

Воспитатель:Я вас хвалю! Все так хорошо поиграли. Выиграл у нас Миша, у него «волчок» долго крутился. Давайте, апплодируем Мише! А теперь пойдемте слушать рассказ нашей старухи Бэйбэрикээн. (Дети подходят к экрану и садятся на стулья).

Бэйбэрикээн: Дети, скоро я пойду искать своих коров, мне пора их доить. Да и сын мой скоро вернётся с охоты. На память я хотела бы вам подарить якутские кулоны, которые я для вас сделала. Также хотела бы вам подарить «чорооны», только чего-то в «чороонах» не хватает? Подскажите мне, пожалуйста дети, чего не хватает на «чороонах»?

Ребенок:На «чороонах» не хватает рисунков.

Старуха Бэйбэрикээн: Как ещё можно по-другому назвать одинаковый рисунок на посуде?

Воспитатель:Давайте, вспомните, мы с вами много раз на занятиях разукрашивали посуды.

Ребенок: На чорооне не хватает узоров.

Старуха Бэйбэрикээн: Правильно, какая же ты у меня умница.

Воспитатель: Молодец, Настя у нас занимается в художественной школе. Потому, она у нас так красиво рисует.

Старуха Бэйбэрикээн:Деточки, сейчас вам раздадут эскизы «чороонов». Задание вам подробно объяснит Ангелина Владимировна. А я пока займусь своими домашними делами.

Воспитатель:Пока старуха Бэйбэрикээн занимается своими делами, ребятки подходите к столам и присаживайтесь поудобнее. Сейчас вы будете составлять узор на «чороонах». (Дети встают и подходят к столам). А я буду каждому подходить и подсказывать.

(Звучит музыка, дети составляют аппликацию на «чороонах»).

Воспитатель: Ой, какие красивые у вас «чорооны» получились. Давайте, встанем и подойдем к старухе Бэйбэрикээн, покажем свои «чорооны».

(Дети подходят к экрану и показывают свои работы старухе Бэйбэрикээн).

Старуха Бэйбэрикээн: Какие у вас красивые «чорооны» получились, сколько много красивых узоров. Вам понравилось составлять узор на «чороонах»?

Дети: Да, нам очень понравилось составлять узор на «чороонах».

Старуха Бэйбэрикээн:Сложно было вам составлять узор?

Ребенок: Мне сложно не было.

Ребенок: И мне тоже не было сложно.

Старуха Бэйбэрикээн: А вам понравилось составлять у меня в гостях побывать?

Дети: Нам очень понравилось побывать у вас в гостях старуха Бэйбэрикээн.

Старуха Бэйбэрикээн : Ну и хорошо, что вам понравилось у меня в гостях побывать. Еще придете в гости?

Дети: Да, мы еще к вам придем в гости.

Старуха: Тогда, давайте я вас провожу, потом сама пойду искать своих коров. До свидания дети, до новых встреч.

Дети: До свидания старуха Бэйбэрикээн. Мы к вам ещё придем в гости.

Воспитатель: До свидания старуха Бэбэрикээн. Давайте, дети отправимся обратно к себе в группу. Закрыли глазки. (Звенит колокольчик, ножницы. Звучит музыка.) Открываем глаза, вот мы у себя в группе.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие, дети?

Дети: Да, нам очень понравилось путешествие.

Воспитатель: А что нового вы узнали?

Ребенок: Узнали о «балагане»

Ребенок: о чорооне

Ребенок: о печке «камелёк».

Воспитатель:А с кем вы встречались, что вам больше всего понравилось, а что меньше понравилось?

Ребенок:Мне понравилось искать вёдра, так интересно и забавно было.

Ребенок: Мне было интересно слушать рассказ старухи Бэйбэрикээн. Ещё интересно было, как на экране строился «балаган».

Ребенок: Мне понравилось составлять узор на «чорооне». Свой «чороон» я покажу своей маме.

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось сегодняшнее путешествие. А теперь послушайте меня, а что же мне понравилось. Я сегодня хвалю Владика и Серёжу, что они сегодня так активно участвовали, не баловались. Марат у нас так красиво танцевал. Настя, Лиза и Маргарита составили такой красивый, интересный узор на «чорооне». Молодцы, сегодня вы все хорошо играли, внимательно слушали. За ваше активное участие и заинтересованность к культуре и обычаям якутского народа в следующий раз я хочу вас пригласить на экскурсию в «балаган».

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Моя группа «Ручеек»Моя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу "Ручеек", возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.

Автор публикации:
Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 13:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...