Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.

Ангелина Самсонова
Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.

Конспект педагогического мероприятия в старшей группе.

Основная образовательная область: Познание

Раздел: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Интегрирующая образовательная область:, Познание, Художественное творчество, Социализация, Коммуникация.

Цель: Приобщение дошкольников к якутской национальной культуре через организацию различных видов детской деятельности.

Программные задачи:

1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре якутского народа (её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) ;

2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: сруб, балаган, чороон, туес, камелёк, кумыс.

3. Развитие любознательности, наблюдательности детей;

4. Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

5. Воспитание чувства уважения и понимания труда, таланта якутского народа и любовь к родному краю.

Наглядно-демонстрационный материал:макет жилья «балаган»; якутская национальная посуда: чороон, ложка, ыа5ыйа;

Раздаточный материал: Лист бумаги с эскизами «чороона», ножницы, клей ПВА, салфетки, геометрические фигуры, настольные игры «волчок», берестяные вёдра.

Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, 4 стола, 20 стульев, 2 скамейки, стол хохломской, экран.

Словарь: балаган, чороон,, туес, камелёк.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки: «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

2. Роспись узоров «чороона», рисование карандашом по сказке «старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», аппликация «якутского ковра».

3. Знакомство с настольными играми: «волчок»;

Ход мероприятия:

-Здравствуйте ребята. Сегодня я вам приготовила сюрприз. Хотите узнать мой сюрприз?

Ребенок: Хотим узнать?

Ребенок: А что за сюрприз вы приготовили нам?

Воспитатель:Я хотела бы вас пригласить в путешествие. Хотите отправиться со мной в путешествие?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Тогда давайте закроем наши глазки и представим, что мы с вами отправляемся в путешествие. (звенит колокольчик и ножницы, звучит музыка).Открывайте глазки и посмотрите вокруг, мы оказались на полянке. Что ещё видите на полянке?

Ребенок: Я вижу на полянке растут цветы.

Ребенок: коровы пасутся, старуха стоит.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года наступила?

Дети: Конечно, лето.

Воспитатель: Ох, как здесь красиво, вот большая поляна. Посмотрите, на поляне стоит дом, недалеко от дома пасутся пять коров. Ой, а вы помните сказку, которую мы с вами читали, о старухе Бэйбэрикээн,о чем в ней говорилось?

Ребенок: Помним, это сказка о старухе, у которой появляется девушка. Ребенок:Потом эту девушку крадёт Абаасы. И девушку спасает сын старухи Бэйбэрикээн.

Воспитатель: Все хорошо помните, ой послушайте, нас кто-то зовет, кто же это? (Старуха зовёт детей)

Ответ детей: На полянке старуха Бэйбэрикээн стоит.

Воспитатель: Сегодня мы пришли в гости к старухе Бэйбэрикээн. Вот дом старухи Бэйбэрикээн. (На экране появляется старуха Бэйбэрикээн).

Старуха Бэйбэрикээн: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте.

Старуха Бэйбэрикээн: Я старуха Бэйбэрикээн. Недавно, я получила письмо от вас. И я так обрадовалась, узнав о том, что вы собираетесь идти ко мне в гости. Сегодня я вам много интересного расскажу. Хотите послушать мой рассказ.

Дети: Расскажите, нам очень интересно будет.

Старуха Бэйбэрикээн: Я живу вот в таком доме. (на первом слайде появляется схема построения «балагана») Мой дом называется «балаган». (Старуха Бэйбэрикээн показывает свой дом).

Слайд № 1:(Балаган- это невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Для этой же цели жилище окружали земляной завалинкой. (на экране появляется схема построения балагана, звучит музыка).

Старуха Бэйбэрикээн: Ребята, я приглашаю вас к макету.

Воспитатель: Ребятки, пойдемте и посмотрим «балаган». (дети подходят к макету и садятся на скамейки).

Воспитатель:Детки посмотрите как красиво, а как вы думаете без чего невозможно жить в балагане?

Ребенок: В балагане невозможно жить без стульев.

Ребенок: В балагане невозможно жить без кровати.

Ребенок: В балагане невозможно жить без стола.

Воспитатель: Я согласна с вашими ответами. Одним словом как можно назвать все эти предметы?

Дети: Мебель.

Воспитатель: Умницы мои, а что ещё в доме нужно, чтобы дома было тепло?

Дети: Чтобы дома было тепло надо печку топить.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вас познакомить с якутской печкой «камелёк». «Камелёк» обозначает самая главная. Для чего «камелёк» предназначен?

Ребенок: «камелёк» предназначен для приготовления пищи.

Ребенок: Также печка согревает дом.

Воспитатель: Правильно, с печью связаны весь быт, вся жизнь якутского народа. Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили.

Воспитатель: А давайте мы с вами немножко разомнемся и станцуем танец «Узор». Хотите потанцевать?

Дети:Да, хотим.

Воспитатель: Тогда вставайте и пойдемте на ковёр. (Звучит песня А. Файрушиной «Наступило лето»).

Воспитатель: Вот мы и потанцевали, немножко разомкнулись и предлагаю вам поиграть ещё в одну интересную игру. Дело в том, что мы должны найти берестяные вёдра старухи Бэйбэрикээн. Она не помнит, где поставила свои вёдра. Поможем старухе Бэйбэрикээн найти вёдра?

Дети: Поможем, конечно.

Воспитатель: Тогда идите искать. (Звучит музыка. Дети идут искать).

Воспитатель: Умницы мои, помогли найти вёдра старухи Бэйбэрикээн. Где ты нашёл ведро Серёжа?

Серёжа: Я ведро нашёл на руках у куклы в якутской одежде.

Воспитатель: А второе ведро Даша где нашла?

Даша: Я ведро нашла на полочке, где стоят посуды русской народной культуры.

Воспитатель: Молодцы Серёжа и Даша, а теперь пойдёмте и отдадим вёдра старухе Бэйбэрикээн.

Старуха Бэйбэрикээн:Спасибо вам, мои дорогие гости, что вёдра мои нашли. Вам нравятся мои вёдра?

Ребенок: Да, очень нравятся

Ребенок: Они такие красивые и легкие.

Старуха Бэйбэрикээн: Тогда я вам подарю свои вёдра в знак благодарности. Дети: Спасибо большое.

Воспитатель: Спасибо тебе старуха Бэйбэрикээн, ваши вёдра мы поставим в уголок якутской культуры в память о нашем путешествии. Теперь деточки, давайте присядем на стулья и отдохнем, послушаем рассказ нашей старухи Бэйбэрикээн. (Воспитатель приглашает детей сесть на стулья)

Старуха Бэйбэрикээн: Сейчас я хочу вам рассказать про якутскую национальную посуду, где готовили и хранили пищу. А для приготовления и хранения пищи использовали такую посуду как:

1 слайд:чороон (кубок, кытыйа (чаша, туесок, ыа5ыйа (берестяное ведро, ньуоска (ложка деревянная, быhах (нож). Чороон предназначена для питья кумыса- молочного напитка сделанного из молока кони. «Чороон» изготавливают из дерева. Чтобы «чороон» был красивее, на «чорооне» вырезают разные красивые узоры. В чашу «кытыйа» накладывают сливки, кашу. Берестяное ведро туес служит для хранения молока, сбора ягод. Давайте произнесем название посуд: чороон, кытыйа, туесок. Как называется посуда для кумыса?

Ребенок: Посуда для кумыса называется «чороон».

Старуха Бэйбэрикээн: Молодцы ребята. Как вы всё хорошо запоминаете.

Воспитатель: Дети, старуха очень рада и довольна, что вы так внимательно слушаете её рассказы и отвечаете на её вопросы. А теперь я хотела бы вас пригласить поиграть в настольные игры. Хотите, поиграть?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель:Тогда я приглашаю вас к столам. На столах у вас лежат «волчки». Вы знаете как играть в эту игру?

Ребенок: Да, знаем. На ладошках крутим «волчок».

Ребенок: У кого дольше закрутится «волчок», тот побеждает.

Воспитатель: Молодцы, подходите к столам и садитесь. А я посмотрю, у кого же «волчок» долго закрутится.

Воспитатель:Я вас хвалю! Все так хорошо поиграли. Выиграл у нас Миша, у него «волчок» долго крутился. Давайте, апплодируем Мише! А теперь пойдемте слушать рассказ нашей старухи Бэйбэрикээн. (Дети подходят к экрану и садятся на стулья).

Бэйбэрикээн: Дети, скоро я пойду искать своих коров, мне пора их доить. Да и сын мой скоро вернётся с охоты. На память я хотела бы вам подарить якутские кулоны, которые я для вас сделала. Также хотела бы вам подарить «чорооны», только чего-то в «чороонах» не хватает? Подскажите мне, пожалуйста дети, чего не хватает на «чороонах»?

Ребенок:На «чороонах» не хватает рисунков.

Старуха Бэйбэрикээн: Как ещё можно по-другому назвать одинаковый рисунок на посуде?

Воспитатель:Давайте, вспомните, мы с вами много раз на занятиях разукрашивали посуды.

Ребенок: На чорооне не хватает узоров.

Старуха Бэйбэрикээн: Правильно, какая же ты у меня умница.

Воспитатель: Молодец, Настя у нас занимается в художественной школе. Потому, она у нас так красиво рисует.

Старуха Бэйбэрикээн:Деточки, сейчас вам раздадут эскизы «чороонов». Задание вам подробно объяснит Ангелина Владимировна. А я пока займусь своими домашними делами.

Воспитатель:Пока старуха Бэйбэрикээн занимается своими делами, ребятки подходите к столам и присаживайтесь поудобнее. Сейчас вы будете составлять узор на «чороонах». (Дети встают и подходят к столам). А я буду каждому подходить и подсказывать.

(Звучит музыка, дети составляют аппликацию на «чороонах»).

Воспитатель: Ой, какие красивые у вас «чорооны» получились. Давайте, встанем и подойдем к старухе Бэйбэрикээн, покажем свои «чорооны».

(Дети подходят к экрану и показывают свои работы старухе Бэйбэрикээн).

Старуха Бэйбэрикээн: Какие у вас красивые «чорооны» получились, сколько много красивых узоров. Вам понравилось составлять узор на «чороонах»?

Дети: Да, нам очень понравилось составлять узор на «чороонах».

Старуха Бэйбэрикээн:Сложно было вам составлять узор?

Ребенок: Мне сложно не было.

Ребенок: И мне тоже не было сложно.

Старуха Бэйбэрикээн: А вам понравилось составлять у меня в гостях побывать?

Дети: Нам очень понравилось побывать у вас в гостях старуха Бэйбэрикээн.

Старуха Бэйбэрикээн : Ну и хорошо, что вам понравилось у меня в гостях побывать. Еще придете в гости?

Дети: Да, мы еще к вам придем в гости.

Старуха: Тогда, давайте я вас провожу, потом сама пойду искать своих коров. До свидания дети, до новых встреч.

Дети: До свидания старуха Бэйбэрикээн. Мы к вам ещё придем в гости.

Воспитатель: До свидания старуха Бэбэрикээн. Давайте, дети отправимся обратно к себе в группу. Закрыли глазки. (Звенит колокольчик, ножницы. Звучит музыка.) Открываем глаза, вот мы у себя в группе.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие, дети?

Дети: Да, нам очень понравилось путешествие.

Воспитатель: А что нового вы узнали?

Ребенок: Узнали о «балагане»

Ребенок: о чорооне

Ребенок: о печке «камелёк».

Воспитатель:А с кем вы встречались, что вам больше всего понравилось, а что меньше понравилось?

Ребенок:Мне понравилось искать вёдра, так интересно и забавно было.

Ребенок: Мне было интересно слушать рассказ старухи Бэйбэрикээн. Ещё интересно было, как на экране строился «балаган».

Ребенок: Мне понравилось составлять узор на «чорооне». Свой «чороон» я покажу своей маме.

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось сегодняшнее путешествие. А теперь послушайте меня, а что же мне понравилось. Я сегодня хвалю Владика и Серёжу, что они сегодня так активно участвовали, не баловались. Марат у нас так красиво танцевал. Настя, Лиза и Маргарита составили такой красивый, интересный узор на «чорооне». Молодцы, сегодня вы все хорошо играли, внимательно слушали. За ваше активное участие и заинтересованность к культуре и обычаям якутского народа в следующий раз я хочу вас пригласить на экскурсию в «балаган».

Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Моя группа «Ручеек»Моя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу "Ручеек", возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.

Автор публикации:
Конспект педагогического мероприятия по краеведению в старшей группе.
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 13:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...