Папки-передвижки

Конспект занятия по аппликации «Мордовский головной убор» с детьми средней группы

Мария Бектяшкина
Конспект занятия по аппликации «Мордовский головной убор» с детьми средней группы

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Вид занятия : аппликация.

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные

• Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке

Публикация «Конспект занятия по аппликации „Мордовский головной убор“ с детьми средней группы» размещена в разделах

• Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).

• Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Воспитательные

• Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

• Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Развивающие

• Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения.

Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Интегрируемые образовательные области:

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность мордовского костюма, умение включаться в игровую ситуацию.

ОО «Познавательное развитие»

Развивать восприятие, умение выделять свойства предметов.

ОО «Речевое развитие»

Развивать умение детей слушать произведения фольклора. Побуждать детей к ответам на вопросы педагога.

ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развивать самостоятельность творчества.

Словарная работа:

Развитие артикуляционного аппарата посредством произнесения слов : Здравствуйте – шумбратадо; До свидания – вастомазонок; Садитесь –озада; Бусы – крганят; Платье – панар.

Предварительная работа:

• Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Мордовии, орнамент мордовского народа.

• Разучивание физминутки на мордовском языке.

• Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».

• Слушание мордовской музыки.

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: мордовский национальный костюм, мордовские украшения, образец аппликации, указка, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм», презентация «Мордовские головные уборы»;

Раздаточный: цветная бумага, клей, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки (влажная и сухая, клеёнки, ножницы, заготовка головного убора.

Оборудование: доска, тв, магнитофон, ноутбук.

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, пояснение, показ, практическая часть, итог занятия.

Наглядный: презентация «Мордовские головные уборы», альбом «Мордовский народный костюм»; дидактическая игра «Сложи узор»; рассматривание предметов, национальной одежды мордовского народа.

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Мотив детской деятельности: пополнение выставки мордовскими головными уборами.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

(На стене висят предметы национальной одежды мордовского народа.)

Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности?

-А как вы догадались?

- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратадо»

- Раньше про мордовских девушек говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

- Как вы думаете почему так говорили?

- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.

(Демонстрация мордовской рубашки)

- Это мордовская рубашка. (панар)

- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки и др.)

-Где мы встречали мордовский орнамент? ( На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, салфетках, платках)

Посмотри на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка, а на голове «Сорока». Сорокане – это женский головной убор.

Посмотрите как красиво нарисовал Ф. Сычков мордовочку в «Сорокане».

(Демонстрация слайдов мордовских головных уборов.)

Физминутка (дети встают в круг)

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз - вперёд, а два — назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»

- Какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)

- Что нужно нам для работы?

- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)

- Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.

- Что можно из них сделать? (крестики)

- Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети вырезают элемент «крестик».

- Какой элемент у вас получился? (крестик)

- Составьте узор из полученных элементов.

- Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев.

«Дружные пальчики»

Те сурнесь – авине

Те сурнесь – тетине

Те сурнесь – бабине

Те сурнесь – дедыне

Те сурнесь – мон

Весе те кудораськем.

(Дети под мордовскую музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к заклеиванию элементов.)

3. Заключительная часть.

Воспитатель:- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.

-Алина, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

- Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского)

- Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

- Картину какого мордовского художника мы рассматривали?

(Ф. Сычкова)

Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.

- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!

4. Дальнейшая разработка темы:

Игра «Раю - раю».

5. Литература:

• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.

• Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей дошкольного возраста по теме «Одежда, обувь, головной убор» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш». Дидактические игры для детей дошкольного.

Конспект занятия по аппликации для детей средней группы «Живые облака» Художественно – эстетическое развитие (Аппликация) НОД Для детей средней группы Тема: «Живые облака» Цель: Развивать у детей творческое.

Конспект занятия для средней группы по аппликации «Змея из гармошки» Цель: закрепить навыки складывания бумаги гармошкой. Задачи: Образовательные: — продолжать учить детей вырезать округлую форму путем срезывания.

Конспект занятия для детей средней группы по аппликации и лепке Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 поселка Ясенская Переправа муниципального образования Ейский.

Конспект занятия для средней группы по ИЗО-деятельности «Ёлочка» рисование с элементами аппликацииКонспект занятия для средней группы по ИЗО-деятельности «Ёлочка» рисование с элементами аппликации Конспект занятия для средней группы по ИЗО-деятельности "Ёлочка" (рисование с элементами аппликации)Задачи: - Учить передавать в рисунке.

Конспект занятия НОД по аппликации для средней группы. Коллективная работа «Куда отправить гулять?» 1. Вид занятия. Аппликация на тему " Куда отправить гулять?". Коллективная работа. 2. Цель занятия. Воспитатель на я задача. Воспитывать.

«Украшение бабочки». Конспект занятия по аппликации для средней группы Тема: Украшение бабочки Тип: на тему по замыслу Вид: Декоративное Цель: Развитие конструктивных способностей у детей • Задачи: cсовершенствовать.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» с детьми средней группы Описание работы. Предлагаю материал для детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, здесь.

Фотоотчет о творческих работах детей «Головной убор. Одежда»Фотоотчет о творческих работах детей «Головной убор. Одежда» Пластилинография «Кокошник» Задачи: познакомить детей и рассказать о красивейшем и оригинальном женском головном уборе на Руси; продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по аппликации «Мордовский головной убор» с детьми средней группы
Опубликовано: 25 января 2018 в 12:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД