Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас»

ОКСАНА КОМИССИНА
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас»

Конспект по формирование целостной культуры мира в средней группе «Мир вокруг нас».

цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания. Развивать: связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материал: иллюстрации насекомых, полянка с насекомыми, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».

Предварительная работа: Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение сказок и рассказов про насекомых, рисование насекомых.

Ход ОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на лесную полянку.

Посмотрите здесь очень много цветов. Эта поляна волшебная. Это целая маленькая страна. Там живёт много разных обитателей.

Хотите узнать кто они?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого надо отгадать загадки.

1. Мелкий, хрупкий. Но силен!

Трудолюбья символ он.

Ведь бывает, что подчас,

Легче ноши в десять раз.

Дети: Муравей

2. Насекомое - в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты.

Дети: Пчела

3. На цветке сидит цветочек,

В два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные,

По краям резные!

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

"Да ведь это. .

Дети: Бабочка

4. По траве ползёт жучок,

Красный в точку сюртучок -

Два надкрылья то, дружочек.

Ровно семь на каждом точек!

Дети: Божья коровка

5. По лесам, лугам, садам

Скачет зелен конь. Стрекочет!

Слышен звук то тут, то там

Целый день, до поздней ночи.

Дети: Кузнечик

6. Красно-бурый, жёсткокрылый.

Хоть вредитель - с виду милый.

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт.

Дети: Майский жук

Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А вы знаете, почему их называют насекомыми?

Да потому, что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко (показываю картинку)

Воспитатель: Вы знаете, что про насекомых написано много сказок. Какие сказки вы знаете про насекомых?

Дети: Муха –цокотуха, Стрекоза и Муравей, Под грибом

Воспитатель: Молодцы. А ещё есть сказки других народов, например,

«Как вороне не удалось кузнечика склевать» (Лаосская народная сказка, «Почему у муравьёв кривые ноги» (Словенская народная сказка,

«Почему у слепня два глаза (Индонезийская народная сказка)».

Воспитатель: Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Насекомые бывают полезные и вредные.

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу полянку и поговорим о каждом насекомом.

1. БОЖЬЯ КОРОВКА

С моей ладошки очень ловко,

Взлетает маленький жучок.

За что зовут его коровкой,

Никто ответить мне не смог!

Божья коровка – распространенное насекомое. Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами. У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Германские племена называли божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия. Французы надевали на детей амулеты с изображением этого жучка, веря, что они защищают от несчастий. Чехи считали, что найденная божья коровка принесет удачу во всех начинаниях. Истребляет тлю жучок, что портит листочки, носит красный пиджачок, в черненькую точку. Листьям помогает! Хоть молока и не даёт, но польза в ней другая, вам урожай весь сбережёт, всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства.

В случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.

На самом деле божьи коровки – хищники.

2. БАБОЧКА

В Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница. Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.

Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.

Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.

3. МУРАВЕЙ

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит,

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель?. Муравей.

Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

В одном муравейнике может быть от нескольких сотен до десятков тысяч особей. Муравьи едят все, но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них – как дойные коровы, которые снабжают муравьев сладким сахаристым соком.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнём. Засиделись мы на полянке. Сделаем физкультминутку и продолжим дальше.

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А вот и пчёлка наша.

4. ПЧЕЛА

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.

Пчелы живут большими семьями. Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток. Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может.

Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса – бортевыми угодьями.

В бревне-колоде вырубалось дупло, затем колоду крепили на дерево. Позднее колоды начали ставить прямо на землю. Участок земли, где стояли колоды, назвали пасекой, а колоды – ульями. С той поры и появилась новая отрасль сельского хозяйства – пчеловодство.

5. МАЙСКИЙ ЖУК

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский жук.

Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.

Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь.

Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев. Особенно страдают молодые сосновые насаждения, а также свекла, картофель и другие полевые культуры.

Он прорывает себе в земле путь наверх и вылетает на поиски пищи. Чтобы найти корм, майские жуки могут пролетать значительные расстояния. Любимое лакомство взрослых жуков – молодые листочки дуба и березы. Личинками майских жуков питаются птицы и лесные жители. Меж деревьями цветущими майский жук летает, от гусениц - вредительниц сады очищает.

6. КУЗНЕЧИК

На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех везде, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.

У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки. Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они… крыльями. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.

Воспитатель: Вот мы с вами узнали, какие наши насекомые все разные. Их можно встретить не только в лесу, но и в городе.

Но если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел - нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц.

В природе все взаимосвязано. Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Давайте их не будем обижать, а будем беречь и охранять насекомых!

(Во время рассказа про насекомых, дети участвуют в обсуждениях, задают вопросы и отвечают на вопросы).

В конце занятия станцевать танец «В траве сидел кузнечик».

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас»
Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Профессии» Утром вы приходите в детский сад, а ваши родители спешат на работу. У каждого из них есть свое занятие, которое называется профессия. Мое.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Дружба» Тема: «Дружба» Цель: Образовательная; Учить управлять своими эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представления детей.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Деревья» Конспект по формированию целостной картины мира в старшей группе, на тему: «Деревья». Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Обобщать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Кустарники»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Кустарники» Формирование целостной картины мира в старшей группе на тему "Кустарники". Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Закрепление у.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию «Насекомые» для средней группы Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 492 Структурное подразделение № 3.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе «Айболит прислал посылку» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирования целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Зима» Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Зима» Возрастная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 19 мая 2017 в 21:32
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День открытых дверей «Единство в традициях» (фотоотчет).
14 сентября в нашем детском саду прошел День открытых дверей «Единство в традициях». В такой день, мы – педагоги, показываем родителям ( законным...
Фотоотчет Выставка поделок «Дары природы».
Фотоотчет Выставка поделок "Дары природы". Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и...
Фольклорный праздник, посвященный 80-летию образования Краснодарского края
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК, посвященный 80 -летию образования Краснодарского края и 225-летию со дня освоение казаками кубанских земель. «Ты цвети, моя Кубань,...
История моего села Вязовки
Дорогие коллеги! Я хочу представить вашему вниманию небольшой экскурс в историю моего села, где я родилась, выросла и живу по сей день. Данная информация...
Пластилинография в ДОУ. Мастер-класс.
И снова осень-самое загадочное время. Время перемен и, конечно, поделок. И сегодня я предлагаю вашему вниманию работу "Улетают птицы" в технике...