Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].

Ольга Ивановна Кулемина
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].

Цели НОД:

Коррекционно - образовательные:

-закрепить в речи правильное произношение гласных звуков,способ характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;

-учить различать на слух и по артикуляции эти гласные звуки;

-учить выделять звук в слогах,словах.

Коррекционно - развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-закреплять понятия: "звук","слово";

-развивать фонематические процессы,

-развивать голос и дыхание.

Коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Лексико - грамматический материал: буквы,предметные картинки:окунь,одуванчик, односюжетная картинка сад-предметные картинки фрукты:апельсин,айва,ананас,абрикос,гранат,киви,лимон,

односюжетная картинка огород -предметные картинки овощи:свекла,лук,капуста,редиска,огурец.

Оборудование: письмо от Деда Мороза,игрушка Деда Мороза,предметные картинки с данными звуками,схема для характеристики звуков,фишки для обозначения звуков и составления схем,буквы А,У,О,И,снежинки по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие,сообщение темы.

Здравствуйте,ребята! Шла я сегодня утром в детский сад и повстречала Снеговика-Почтовика,который передал мне для Вас письмо от Деда Мороза.

"Здравствуйте,дорогие ребятишки!Пишет Вам Дед Мороз - Красный

Нос из волшебного зимнего леса!

Знаю,Вы весь год старались

И усердно занимались!

А теперь пришла пора

Различать Вам звуки [У],[А],[О],[И].

Первое задание от Деда Мороза. Будьте внимательны.

Я подойду к каждому и назову звук,вы мне назовете слово на этот звук.

Молодцы,проходите и садитесь.

2. Основной этап

Артикуляционная гимнастика.

Ребята,чтобы хорошо заниматься,нужно нашим язычкам тренироваться.

-"Окошко закрывается и открывается" - спокойное открывание и закрывание рта.

-"Трубочка" - губы вытянуты вперед трубочкой.

-"Лопаточка" - удерживать "Лопаточку" под счет до пяти.

Упражнение"Отбери и назови".

На доске выставлены картинки,в названии которых есть данные звуки:

осел,изюм,слон,гусь,мак,заяц,бобр,жук,индюк,киви,рак.

Посмотрите на доску,проговорите их. Выходя по очереди к доске,ставьте картинки к соответствующей букве.

Акустико - артикуляционный образ звука.

Ребята,когда мы произносим звук[У],то

губы - вытянуты трубочкой,язык - спокойно лежит на дне рта - "домика",зубы - сближены,но не сомкнуты,воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта,не встречая преграды.

Далее даются характеристики по такому же плану звукам [А],[О],[И].

Дети произносят звуки,а затем сравнивают,чем похожи и чем отличаются. Доказывают,что это гласные звуки. (Они поются и не встречают в горлышке преград.)

Упражнение "Чистоговорки".

Ут-ут-ут-две улитки ползут.

Ан-ан-ан-папа чинит кран.

Ок-ок-ок-выпил Ваня сок.

Ин-ин-ин-испекли мы блин.

Хорошо.

Выделение гласных звуков в начале слова.

Если услышите слово со звуком [У],то поднимите снежинку. Если со звуком [О],то хлопните в ладоши. Слушайте внимательно.

Здорово! Теперь топните ногами,если услышите звук [А],поднимите правую руку,если услышите звук [И].

Кто у нас самый внимательный?

(Утюг-усы-астра-ирис-улей-иней-окунь-осы-агат-Оля-Илья-Аня.)

3. Физкультминутка.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ,топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

4. Игра "Веселый поезд".

Мы отправляемся с вами в зимний лес к Деду Морозу. Но сначала нас ждут интересные задания. Сейчас садимся в скорый поезд и отправляемся. Поезд отправляется,сказка начинается!

(Дети идут по кругу,имитируя руками движение колес и проговаривая чух-чух-чух.)

Первая остановка "Сад".

Дети внимательно смотрят и находят фрукты,в названии которых есть звук [А]. (апельсин-айва-ананас-абрикос)

Следующая остановка "Огород".

Выберите овощи,которые мы положим в корзину со звуком [У] в конце слова. Что отберем? (свеклу-лук-капусту-редиску)

Третья остановка "Телецентр".

В телевизоре пропали некоторые звуки. Нам необходимо починить телевизор. Полностью произнесите слова:-рбуз,-птека,-втобус,-кунь,

-cы,-дуванчик,-гурец. Кто запомнил,какие звуки пропали?

Дети называют. Очень хорошо,справились!

Четвертая остановка "Новогодний лес".

Игра "Эхо". Наше новогоднее эхо не простое. Оно повторяет только слова со звуком [И] (зима-конфетка-снеговик-кубики-листик-елка-санки).

Умнички!Справились со сложными заданиями.

А вот и сам Дед Мороз к нам пришел. Ему понравилось,как вы трудились.

Возвращение домой. Ребята,дедушка Мороз приготовил для вас волшебные карточки с заданием. Необходимо определить,где спрятался звук[У],[А],[О],[И](вначале,середине или конце слова) и закрыть нужной фишкой.

Как только все вы правильно справитесь с этим заданием,мы окажемся снова дома,в группе.

5. Заключительный момент,подведение итогов занятия.

Ребята,вам понравилось наше волшебное путешествие к Деду Морозу?

Какие задания выполняли,что запомнили?

Что было интереснее всего? Что труднее всего?

Вы отлично занимались,хорошо себя вели,слушали друг друга,помогали. Все получаете от Дедушки Мороза подарки.

Публикации по теме:

«Речевые и не речевые звуки. Звуки [а ], [о], [и]. Буквы А, О, И». Программное содержание: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а ], [о], [и],.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].
Опубликовано: 20 марта 2013 в 12:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации родителям «Летом играем, познаём, развиваемся»
Скоро наступит лето. Лето - благодатный период для игр, отдыха, закаливания и развития познавательной активности детей! Дети - это маленькие исследователи,...
Конспект занятия по рисованию красками «Гнездышко»
Программные задачи: Закреплять умение соединять в одном рисунке несколько изображений разной формы; развивать воображение, фантазию. Материал: Альбомный...
Мастер-класс «Приглашение на выпускной»
Выпускной в старшей специальной группе все ближе, подготовка активно идет. Мы начали делать приглашения на наш праздник. Сегодня предлагаю Вам вариант...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления о том,...
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...