Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].

Ольга Ивановна Кулемина
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].

Цели НОД:

Коррекционно - образовательные:

-закрепить в речи правильное произношение гласных звуков,способ характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;

-учить различать на слух и по артикуляции эти гласные звуки;

-учить выделять звук в слогах,словах.

Коррекционно - развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-закреплять понятия: "звук","слово";

-развивать фонематические процессы,

-развивать голос и дыхание.

Коррекционно - воспитательная:

-воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Лексико - грамматический материал: буквы,предметные картинки:окунь,одуванчик, односюжетная картинка сад-предметные картинки фрукты:апельсин,айва,ананас,абрикос,гранат,киви,лимон,

односюжетная картинка огород -предметные картинки овощи:свекла,лук,капуста,редиска,огурец.

Оборудование: письмо от Деда Мороза,игрушка Деда Мороза,предметные картинки с данными звуками,схема для характеристики звуков,фишки для обозначения звуков и составления схем,буквы А,У,О,И,снежинки по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие,сообщение темы.

Здравствуйте,ребята! Шла я сегодня утром в детский сад и повстречала Снеговика-Почтовика,который передал мне для Вас письмо от Деда Мороза.

"Здравствуйте,дорогие ребятишки!Пишет Вам Дед Мороз - Красный

Нос из волшебного зимнего леса!

Знаю,Вы весь год старались

И усердно занимались!

А теперь пришла пора

Различать Вам звуки [У],[А],[О],[И].

Первое задание от Деда Мороза. Будьте внимательны.

Я подойду к каждому и назову звук,вы мне назовете слово на этот звук.

Молодцы,проходите и садитесь.

2. Основной этап

Артикуляционная гимнастика.

Ребята,чтобы хорошо заниматься,нужно нашим язычкам тренироваться.

-"Окошко закрывается и открывается" - спокойное открывание и закрывание рта.

-"Трубочка" - губы вытянуты вперед трубочкой.

-"Лопаточка" - удерживать "Лопаточку" под счет до пяти.

Упражнение"Отбери и назови".

На доске выставлены картинки,в названии которых есть данные звуки:

осел,изюм,слон,гусь,мак,заяц,бобр,жук,индюк,киви,рак.

Посмотрите на доску,проговорите их. Выходя по очереди к доске,ставьте картинки к соответствующей букве.

Акустико - артикуляционный образ звука.

Ребята,когда мы произносим звук[У],то

губы - вытянуты трубочкой,язык - спокойно лежит на дне рта - "домика",зубы - сближены,но не сомкнуты,воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта,не встречая преграды.

Далее даются характеристики по такому же плану звукам [А],[О],[И].

Дети произносят звуки,а затем сравнивают,чем похожи и чем отличаются. Доказывают,что это гласные звуки. (Они поются и не встречают в горлышке преград.)

Упражнение "Чистоговорки".

Ут-ут-ут-две улитки ползут.

Ан-ан-ан-папа чинит кран.

Ок-ок-ок-выпил Ваня сок.

Ин-ин-ин-испекли мы блин.

Хорошо.

Выделение гласных звуков в начале слова.

Если услышите слово со звуком [У],то поднимите снежинку. Если со звуком [О],то хлопните в ладоши. Слушайте внимательно.

Здорово! Теперь топните ногами,если услышите звук [А],поднимите правую руку,если услышите звук [И].

Кто у нас самый внимательный?

(Утюг-усы-астра-ирис-улей-иней-окунь-осы-агат-Оля-Илья-Аня.)

3. Физкультминутка.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ,топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

4. Игра "Веселый поезд".

Мы отправляемся с вами в зимний лес к Деду Морозу. Но сначала нас ждут интересные задания. Сейчас садимся в скорый поезд и отправляемся. Поезд отправляется,сказка начинается!

(Дети идут по кругу,имитируя руками движение колес и проговаривая чух-чух-чух.)

Первая остановка "Сад".

Дети внимательно смотрят и находят фрукты,в названии которых есть звук [А]. (апельсин-айва-ананас-абрикос)

Следующая остановка "Огород".

Выберите овощи,которые мы положим в корзину со звуком [У] в конце слова. Что отберем? (свеклу-лук-капусту-редиску)

Третья остановка "Телецентр".

В телевизоре пропали некоторые звуки. Нам необходимо починить телевизор. Полностью произнесите слова:-рбуз,-птека,-втобус,-кунь,

-cы,-дуванчик,-гурец. Кто запомнил,какие звуки пропали?

Дети называют. Очень хорошо,справились!

Четвертая остановка "Новогодний лес".

Игра "Эхо". Наше новогоднее эхо не простое. Оно повторяет только слова со звуком [И] (зима-конфетка-снеговик-кубики-листик-елка-санки).

Умнички!Справились со сложными заданиями.

А вот и сам Дед Мороз к нам пришел. Ему понравилось,как вы трудились.

Возвращение домой. Ребята,дедушка Мороз приготовил для вас волшебные карточки с заданием. Необходимо определить,где спрятался звук[У],[А],[О],[И](вначале,середине или конце слова) и закрыть нужной фишкой.

Как только все вы правильно справитесь с этим заданием,мы окажемся снова дома,в группе.

5. Заключительный момент,подведение итогов занятия.

Ребята,вам понравилось наше волшебное путешествие к Деду Морозу?

Какие задания выполняли,что запомнили?

Что было интереснее всего? Что труднее всего?

Вы отлично занимались,хорошо себя вели,слушали друг друга,помогали. Все получаете от Дедушки Мороза подарки.

Публикации по теме:

«Речевые и не речевые звуки. Звуки [а ], [о], [и]. Буквы А, О, И». Программное содержание: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а ], [о], [и],.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].
Опубликовано: 20 марта 2013 в 12:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....