Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»

Ирина Юрьевна Боровкова
Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»

- Какое было домашнее задание?

- Пожалуйста, Захар. Оценка.

-Аня. Оценка.

-Лёша. Оценка.

-Арина. Оценка.

-Какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц осени?

-Послушайте фрагмент произведения Пётра Ильича Чайковского Осень и посмотрите презентацию картин разных художников.

Презентация 1

- Осень изображали не только композиторы и художники, но и поэты. Послушайте, как описывает осень один из известнейших поэтов:

Презентация 2 (стихотворения с иллюстрацией)

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

***

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья.

***

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным

Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило,

Какая прелесть в нем для нас,

Когда что так цвело и жило,

Теперь так немощно и хило

В последний улыбнется раз.

- Как вы думаете, кто написал эти замечательные стихотворения?

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами нашей великой Родины. И следующий поэт, который у нас в гостях – это Фёдор Иванович Тютчев.

Портрет

- Что вы помните из его биографии?

-Тогда внимание на экран.

Презентация 3 (биография автора)

СЛАЙДЫ жизнь и творчество

– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии (сейчас – Брянская область) переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию.

Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ёще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит.

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

Презентация 4, 5 (семейные фото Тютчевых)

- После осени наступит зима, а после зимы ВЕСНА.

Презентация 6 (картины и музыка на тему «Весна»)

- Послушайте замечательное стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё земли печальный вид», которое написал поэт в апреле 1836 года.

- Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Душа, душа, спала и ты.

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?.

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь.

Или весенняя то нега?.

Или то женская любовь?.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид” на стр. 4

Словарная работа.

- “колышет”- слегка мирно колыхаться.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

- О чем это стихотворение?

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

-Какие слова выбрал поэт для изображения унылой поры?

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?

Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

- Посмотрите на иллюстрацию к другому стихотворению Тютчева.

-Как вы думаете, о чём оно?

Презентация 7 (презентация разнообразия радуги в природе)

- Это произведение было написано 5.08.1865 года.

- Прочитаем его по четверостишьям.

-Прочитайте 1 вопрос – 5.

-Кто может нам продекламировать это произведение выразительно?

- А теперь работаем в парах.

-Назовите правила работы в парах.

-Вы ставите только + или -

1. Тютчева зовут Федор Николаевич?

2. Он родился в селе Овстуг?

3. Его музей находится в селе, где он родился?

4. Он пишет о детях.

5. Его первого учителя звали Сергей Раич.

6. С детства он хорошо знал французский язык.

7. Мы сегодня читали его стихотворения о зиме?

- Проверьте правильность ответов. -++--+-

- А теперь работаем в группах. Правила работы в группе такие же, как и в парах.

- Откройте тесты на стр…Тест…делает 1 группа, тест…делает 2 группа.

-Итог. Какой поэт был сегодня у нас в гостях? С какими произведениями мы познакомились? Всё ли вам было сегодня понятно? С каким настроением вы покинете этот урок? Вашим домашним заданием будет стр. 4-6 выразительное чтение, а если кто-то захочет выучить наизусть, то это оценится дополнительными баллами.

-Урок окончен.

Публикации по теме:

Анкета о ранжировании задач по подготовке детей к школе «Развитие речи, кругозора детей, способности их смотреть и видеть, слушать и слышать, любознательности – это первоочередные по важности.

КВН по ПДД 1)Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы побеседовать на тему: Как обеспечить безопасность – себе и своим детям – на улицах.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 23:13
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...
Перспективное планирование в первой младшей группе (сентябрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( сентябрь)...