Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»

Ирина Юрьевна Боровкова
Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»

- Какое было домашнее задание?

- Пожалуйста, Захар. Оценка.

-Аня. Оценка.

-Лёша. Оценка.

-Арина. Оценка.

-Какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц осени?

-Послушайте фрагмент произведения Пётра Ильича Чайковского Осень и посмотрите презентацию картин разных художников.

Презентация 1

- Осень изображали не только композиторы и художники, но и поэты. Послушайте, как описывает осень один из известнейших поэтов:

Презентация 2 (стихотворения с иллюстрацией)

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

***

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья.

***

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным

Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило,

Какая прелесть в нем для нас,

Когда что так цвело и жило,

Теперь так немощно и хило

В последний улыбнется раз.

- Как вы думаете, кто написал эти замечательные стихотворения?

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами нашей великой Родины. И следующий поэт, который у нас в гостях – это Фёдор Иванович Тютчев.

Портрет

- Что вы помните из его биографии?

-Тогда внимание на экран.

Презентация 3 (биография автора)

СЛАЙДЫ жизнь и творчество

– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии (сейчас – Брянская область) переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию.

Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ёще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит.

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

Презентация 4, 5 (семейные фото Тютчевых)

- После осени наступит зима, а после зимы ВЕСНА.

Презентация 6 (картины и музыка на тему «Весна»)

- Послушайте замечательное стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё земли печальный вид», которое написал поэт в апреле 1836 года.

- Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Душа, душа, спала и ты.

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?.

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь.

Или весенняя то нега?.

Или то женская любовь?.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид” на стр. 4

Словарная работа.

- “колышет”- слегка мирно колыхаться.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

- О чем это стихотворение?

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

-Какие слова выбрал поэт для изображения унылой поры?

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?

Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

- Посмотрите на иллюстрацию к другому стихотворению Тютчева.

-Как вы думаете, о чём оно?

Презентация 7 (презентация разнообразия радуги в природе)

- Это произведение было написано 5.08.1865 года.

- Прочитаем его по четверостишьям.

-Прочитайте 1 вопрос – 5.

-Кто может нам продекламировать это произведение выразительно?

- А теперь работаем в парах.

-Назовите правила работы в парах.

-Вы ставите только + или -

1. Тютчева зовут Федор Николаевич?

2. Он родился в селе Овстуг?

3. Его музей находится в селе, где он родился?

4. Он пишет о детях.

5. Его первого учителя звали Сергей Раич.

6. С детства он хорошо знал французский язык.

7. Мы сегодня читали его стихотворения о зиме?

- Проверьте правильность ответов. -++--+-

- А теперь работаем в группах. Правила работы в группе такие же, как и в парах.

- Откройте тесты на стр…Тест…делает 1 группа, тест…делает 2 группа.

-Итог. Какой поэт был сегодня у нас в гостях? С какими произведениями мы познакомились? Всё ли вам было сегодня понятно? С каким настроением вы покинете этот урок? Вашим домашним заданием будет стр. 4-6 выразительное чтение, а если кто-то захочет выучить наизусть, то это оценится дополнительными баллами.

-Урок окончен.

Публикации по теме:

Анкета о ранжировании задач по подготовке детей к школе «Развитие речи, кругозора детей, способности их смотреть и видеть, слушать и слышать, любознательности – это первоочередные по важности.

КВН по ПДД 1)Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы побеседовать на тему: Как обеспечить безопасность – себе и своим детям – на улицах.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»
Опубликовано: 23 ноября 2012 в 23:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...