Конспект по образовательной деятельности «Экология» по ОО «Познание» в старшей группе

ОЛЬГА ШЕМШЕЕВА
Конспект по образовательной деятельности «Экология» по ОО «Познание» в старшей группе

Цель:

1. Обобщить, уточнить знания детей о воздухе

2. Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.

3. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды).

4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

5. Воспитывать уважение, интерес к природе, родному краю

Задачи:

познакомить детей с некоторыми объектами неживой природы, в которых есть воздух;

закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха;

закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

расширить представление детей о нахождении воздуха в живой природе;

познакомиться с некоторыми правилами экологической безопасности;

воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Материал: Глобус,стакан,графин с водой,камни,воздушные шары, декоративные баночки с запахами (яблоко, апельсин, хвоя, чеснок лук,шарф,карточки,поделки.

Ход занятия:

Занятие начинается с упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения “Тихое озеро”.

Упражнение провести под спокойную, расслабляющую музыку.

Педагог говорит: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Воспитатель: (покрутив глобус).

Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста?

Дети: Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.

Воспитатель: Кто живет в океане?

Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?

Дети: Люди живут на земле, т. е. на суше.

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).

Воспитатель: а вот я сейчас вам это докажу!

Воспитатель: Что это (показывает стакан детям)

Дети: Это стакан.

Воспитатель: В стакане что-то есть?

Дети: Ничего нет. Стакан пустой.

Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?

Дети: В стакане воздух.

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод:

Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Слайды:3,4,5,6,7.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхность воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому -что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому -что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет, он принимает форму того предмета, в котором находится.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики.

Воспитатель: А давайте надуем шары. Что происходит? Какую форму имеет воздух теперь?

Ответы детей.

Воспитатель надувает шар с заранее проделанным отверстием. Что происходит с шаром, с воздухом? (воздух не наполняет шарик, т. к. воздух выходит через отверстие)

Ответы детей.

Четвёртый секрет-воздух приобретает форму предмета в котором он находится.

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?

Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как подходит к концу наше время.

Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или не много пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

Воспитатель Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остаётся очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как вы думаете, ребята, как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ежедневно образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка-это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Если мусор не вывозить довольно долгое время, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Неприятный запах выделяется и на больших свалках, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса. Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим.

Слайд:9,10

Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведённые места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей.

А теперь давайте вспомним, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Дети: С воздушным.

Воспитатель: Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям. А наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе ПЛАН ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе «А», на 2012-2013 уч. г. Воспитатель: Аникина Л. Н. Сентябрь. 1. Какая.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект по образовательной деятельности «Экология» по ОО «Познание» в старшей группе
Опубликовано: 29 октября 2013 в 19:37
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....