Конспект по обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Гласные звуки. Позиция звука в словах»

Елена Константинова
Конспект по обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Гласные звуки. Позиция звука в словах»

Цель: Формирование фонематического анализа

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить со схемой слова, уметь в ней ориентироваться.

2. Учить называть и определять позицию гласного звука в середине слова по данной схеме; закреплять знания позиции гласных звуков в начале и в конце слова.

3. Продолжать работу по уточнению артикуляции гласных звуков (по беззвучной артикуляции и артикуляционным схемам).

4. Закрепить умение находить и называть слова на гласные звуки при работе с коллажем.

5. Закрепить образы гласных букв.

Коррекционно-развивающие:

1. Продолжать развивать фонематический слух

2. Продолжать развивать моторный праксис (общую, мелкую, артикуляционную моторику). Соотносить слова с движением.

3. Закреплять основные приемы Су-джок терапии в работе с гласнывми звуками.

4. Развивать психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, внимание память, мышление)

Воспитательные:

1. Развивать познавательный интерес к занятию.

2. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, дополнять их

Ход занятия

1Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

Чтобы хорошо говорить, надо потренировать наши губы и язычок.

Поиграем в нашу любимую игру «Мартышки» (Приложение 1)

Все очень старались – мышцы язычка и губ укреплялись!

-Звукаринка к нам идет

И со звуками играть зовет!

(в руках у педагога дидактическая игрушка-самоделка Звукаринка)

(Приложение 2)

- Здравствуйте, дети!

Я вас приглашаю поиграть со мной. Вспомните звуки, которые мы с вами изучали? Я помогу.

Возьмите зеркала, поставьте перед собой.

Я буду произносить звуки, но без голоса, а вы смотрите на мои губы, и выполняйте, как я, тогда и вспомните

(у дидактической игрушки поочередно меняются позиции артикуляции гласных звуков - картинки-схемы) Приложение №3

Поочередно «произносятся» гласные звуки А, О, У, И, Ы.

- Как называют эти звуки?

-Что умеют делать гласные звуки?

- В каком замке живут гласные звуки?

Игра с Су-джок массажёрамми:

- Звукаринка принесла колючие шарики.

Они такие же по цвету, как наши гласные звуки.

Давайте поиграем с ними:

Я катаю шарик, гласные тяну

(круговые движения)

А О У И Ы

(движения вдоль ладошек: вверх-вниз)

Покатаю, покатаю, песенку спою.

(круговые движения)

На какой звук?

Называют любой гласный звук и пропевают его на мотив «Маленькой ёлочке»

Основная часть

Сегодня мы будем находить гласные звуки в словах, познакомимся со схемами слов, с домиками, в которых живут гласные звуки.

Слова, которые мы говорим, состоят из разных звуков.

Чтобы они звучали и пели, в них живут гласные звуки.

Звукаринка принесла схемы слов.

Схема слова – это домики для звуков (на доске появляется схема слова из трёх квадратов)

В этих маленьких домиках живут гласные звуки. Сосчитайте, сколько их в нашей схеме (три)

Звукаринка предлагает поиграть.

Запоминайте правила игры:

Если вы услышите гласный звук в начале слова, то он будет жить в первом домике, который находится слева, покажите. А если ваши ушки услышат звук в конце слова, то он будет жить в последнем домике, который находится справа, покажите

На этой большой картинке много разных предметов

(коллаж «Гласные звуки» позиция звука в начале слова)

Найдите и назовите слова, а колючим шариком покажите нужный домик.

А теперь покажите в схеме колючим шариком, куда спрятались гласные звуки в словах на этих картинках.

(пальто, носки, мишка, шорты,кенгуру)

Вы слышите, что кто-то стонет и плачет? Это буквы.

Подойдите, посмотрите на них.

Что случилось с ними?

Они выпали из кассы, перевернулись и не могут встать на свои места.

Помогите им (дети ставят звуки на доску)

Прочитайте буквы. В каких они костюмчиках (в красных) Как назовем эти буквы? (гласные) А теперь поиграем с буквами!

Откройте свои кассы букв. Покажите домики букв «А» «У» «И» «О» «Ы»

С буквами будем играть по другим схемам (Звукаринка раздает схемы)

Сколько домиков в этой схеме? (три)

В этих схемах гласный звук живет в середине слова (средний квадрат красного цвета)

Я буду называть слова, а вы слушайте ушками, какой гласный звук поет песенку (мак, суп, кот, сыр, мир, глазками найдите нужную букву и поставьте ее в средний красный домик.

Куда поставили гласную букву?

Где она живет? (дети находят нужную букву и ставят в средний красный квадратик)

Подведение итогов

Рифлексия «Визуализация»

Положите правую руку на лоб, а левую на затылок, закройте глаза.

Вы видите перед собой экран, как у телевизора и все наше занятие от начала и до конца, игры в которые мы играли. Откройте глазки.

Что вам больше всего понравилось делать на занятии? (ответы детей)

Звукаринка:

Вы сегодня на занятии хорошо играли с гласными звуками: называли и находили их домики в словах. Молодцы! Встретимся в следующий раз и снова поиграем с гласными звуками. До свидания!

Приложения

Подвижная игра «Мартышки» (Приложение 1)

Цель: Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Координация речи с движением.

Мы веселые мартышки,

Мы смеёмся громко слишком: Хи-хи-хи, ха-ха-ха

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,

Надуваем щечки (надувают и удерживают 3-5 сек)

скачем на носочках

И друг другу даже язычки покажем (открывают рот и показывают широкий напряженный язык)

Мы подпрыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки, хвостик на макушке

Шире рот откроем, гримасы все построим (выполняют жевательные движения, разрабатывая подвижность нижней челюсти)

Как скажу я цифру «3», все с гриммассами замри

Раз, два, три – замри! (напрягают мышцы лица, удерживая определенную позу)

Конспект по обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Гласные звуки. Позиция звука в словах»
Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква «У» Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «У». Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект по обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Гласные звуки. Позиция звука в словах»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 13:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....