Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»

Алия Хасанова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»

Тема:Зимующие птицы.

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку, углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоёмов, земли). Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать животным в зимнее время года.

Материалы и оборудование: разрезанные карточки птиц, рисунки птиц: перелетных и зимующих.

Ход занятия

Организационный момент

Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

-Вы готовы заниматься?

-Очень будем мы стараться!

Воспитатель:

-Послушайте стихотворение:

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»

Воспитатель:

-Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

-А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

-Перелетные и зимующие. (Слайд)

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

-Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: Перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей?

-С наступлением холодов насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. (СЛАЙД) Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны чтобы весной вернуться в родные края.

-С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими-это снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.

- Какие птицы живут зимой в лесу?

- Какие живут рядом с человеком?

-Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?

- Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это

понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается,птиц там немало. Посмотрите на экран

Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Вы ее,конечно, узнали.

Появляется иллюстрация синицы. Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Питается она насекомыми не только летом, но и зимой. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться.

- На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц

появляются в близи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы

задерживаются. Они поедают из стволов и ветвей деревьев зимующих здесь насекомых, среди которых немало

вредителей. Вот какую полезную работу для леса выполняют синицы. За один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. -Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их?

-Отгадайте загадку

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

А стучит, стучит, стучит.

(дятел)

Звучит аудиозапись стука дятла.

Чей голос мы слышим? Появляется иллюстрация дятла.

-Почему дятла называют санитаром леса? (Так как он уничтожает за лето много насекомых, живущих в коре и под корой деревьев которые приносят вред дереву. Дятел никогда не долбит здоровое дерево, а только больное, зараженное вредителями). Как спят дятлы? (Сидя, крепко прицепившись когтями к ветке дерева). Что кроме клюва помогает дятлу кормиться? (Язык. Он у дятла покрыт клейкой слюной, на концах языка зубчики. Дятел засовывает длинный язык в щель, накалывает на зубчики насекомых и втягивает в рот).

Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Птенцы у дятла появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Птенцы быстро подрастают.

Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

-Следующая загадка

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона.

Кто она?.

(ворона)

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.

Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

-Что мы для этого делаем?

- Мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

Пальчиковая гимнастика

«КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке (Ритмично сжимают и разжимают ку лачки.)

нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному

Шесть щеглов и голубей, пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

-Теперь я предлагаю Вам поиграть в игру

Д/игра «Составь целое из частей»

Составьте из разрезных картинок птицу.

Воспитатель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.

Игра «Что лишнее»

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (дети топают)

Воспитатель: - Что неправильно?

Дети: - мухи

Воспитатель: - Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны (дети топают)

Воспитатель: - Что опять?

Дети: - макароны

Воспитатель: - Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Пауки, чижи (дети топают)

Воспитатель: - Что теперь?

Д: - пауки

Воспитатель: - Всё то вы знаете.

Воспитатель: - Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Палочки, стрижи (дети топают)

Воспитатель: - Ну не как вас не обмануть.

-А теперь давайте посмотрим умеете ли вы угадывать загадки?

1 «Кто присел на толстый сук, и стучит:

Тук-тук-тук-тук!» (дятел)

2 «Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: тень-тень

Как хорош весенний день!» (синица)

3 «Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет?» (сорока)

5 Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

6 У неё хвост вилочкой? (у ласточки)

7. Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной! (соловей)

8. Кто летает тёмной ночью

И схватить мышонка хочет? (сова)

9 Мы в скворечнике живём,

Песни звонкие поём. (скворцы)

10 Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда. (кукушка)

Воспитатель: Сколько всего хорошего было сказано сегодня про птиц. О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Почему дятлов и синиц надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- А что было бы с нашей природой, если бы их не было? (деревья бы все погибли)

- Да, ребятки, без них действительно было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу.

- Берегите их! Кормите их! Любите их!

- Ребята, наше занятие закончилось. Я за вас очень рада, что вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь. Молодцы!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Птицы нашего края» для детей дошкольного возраста.Дидактическое пособие «Птицы нашего края» для детей дошкольного возраста. Дидактическая игра «Птицы нашего края»Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Птицы нашего края». Так как у меня было мало наглядного.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Зимующие и перелётные птицы»Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Зимующие и перелётные птицы» Цели:1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах,углублять представление о причинах отлёта птиц (исчезновение.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 22:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...