Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Екатерина Толмачева
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

2. Воспитывать экологическую культуру;

3. Развивать мышление, кругозор, речь, любознательность;

4. Развивать умение делать выводы, умозаключения;

5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Реализация образовательных областей:

- познание;

- труд;

- коммуникация;

- социализация.

Материалы:

Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточки, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, масло мяты, салфетки, магнитофонная запись «Вода», коктейльные трубочки, кувшин с водой.

Методы:

1. Организационный момент;

2. Художественное слово;

3. Уточнения, опросы.

Приемы:

1. Игровые;

2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход образовательной деятельности:

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворения:

Гонит капля дождевая

Ручеек за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Г. Сомова

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

В: Ребята, для чего нужна вода и кому?

Д: Вода нужна всем людям, зверям и растениям.

В: А вы хотите узнать больше о воде?

Д: Хотим.

В: Тогда проходите вот к этому столу, где вас ждут различные интересные предметы для исследования воды.

Педагог переходит к экспериментальной части.

1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

В: Какой формы эти предметы?

Д: Круглой и квадратной.

В: А имеет ли форму вода?

Д: Нет, да.

В: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.

Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?

Д: Мокрая, влажная.

В: Правильно, влажная, сырая.

2. Какого цвета вода?

Воспитатель берет два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой.

В:Нам видно картинку?

Д: Да.

В: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили, ребята?

Д: Ничего не видно.

В: Правильно, через воду

рисунок виден, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость.

3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем воспитатель предлагает желающим детям размешать в воде сахар, соль; после растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Конечно, ребята, правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Отсюда можно сделать вывод, что вкуса у воды нет. А теперь, давайте насыпем в воду муку и нальем масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим?

В: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется и масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Далее воспитатель проводит физкультурную разминку.

Физкультминутка:

«К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед

поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Далее воспитатель предлагает детям определить, есть ли у воды запах. Для этого предлагается размешать в воде мятные капли и снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды вкус, запах, цвет.

Воспитатель предлагает детям речевую игру

«Вода – это…»

Задача: развивать мышление детей, активизировать их знания, опыт.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных и растений, людей. Например, «Для растений вода – это…», «Для людей вода – это…» варианты ответов.

В завершении этой деятельности воспитатель проводит фокусы с водой: в стакан с водой опускаем металлическую пуговку. Как ее достать, не замочив руки? (при помощи магнита); в стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его достать, не замочив при этом руки?

Просто нужно опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам не упадет на стол, тогда его просто можно взять со стола.

Воспитатель благодарит детей.

Литература:

1. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И.: Учитель, 2001.

2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2009

3. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М.: Современник, 2010.

4. Фролова Е. Н. Чистый источник / Е. Н. Фролова. – М.: Молодая Гвардия, 2005

Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

2. Воспитывать экологическую культуру;

3. Развивать мышление, кругозор, речь, любознательность;

4. Развивать умение делать выводы, умозаключения;

5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Реализация образовательных областей:

- познание;

- труд;

- коммуникация;

- социализация.

Материалы:

Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточки, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, масло мяты, салфетки, магнитофонная запись «Вода», коктейльные трубочки, кувшин с водой.

Методы:

1. Организационный момент;

2. Художественное слово;

3. Уточнения, опросы.

Приемы:

1. Игровые;

2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход образовательной деятельности:

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворения:

Гонит капля дождевая

Ручеек за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Г. Сомова

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

В: Ребята, для чего нужна вода и кому?

Д: Вода нужна всем людям, зверям и растениям.

В: А вы хотите узнать больше о воде?

Д: Хотим.

В: Тогда проходите вот к этому столу, где вас ждут различные интересные предметы для исследования воды.

Педагог переходит к экспериментальной части.

1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

В: Какой формы эти предметы?

Д: Круглой и квадратной.

В: А имеет ли форму вода?

Д: Нет, да.

В: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.

Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?

Д: Мокрая, влажная.

В: Правильно, влажная, сырая.

2. Какого цвета вода?

Воспитатель берет два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой.

В:Нам видно картинку?

Д: Да.

В: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили, ребята?

Д: Ничего не видно.

В: Правильно, через воду

рисунок виден, а через молоко – нет. Значит вода – прозрачная жидкость.

3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем воспитатель предлагает желающим детям размешать в воде сахар, соль; после растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Конечно, ребята, правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Отсюда можно сделать вывод, что вкуса у воды нет. А теперь, давайте насыпем в воду муку и нальем масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим?

В: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется и масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Далее воспитатель проводит физкультурную разминку.

Физкультминутка:

«К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед

поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Далее воспитатель предлагает детям определить, есть ли у воды запах. Для этого предлагается размешать в воде мятные капли и снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды вкус, запах, цвет.

Воспитатель предлагает детям речевую игру

«Вода – это…»

Задача: развивать мышление детей, активизировать их знания, опыт.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных и растений, людей. Например, «Для растений вода – это…», «Для людей вода – это…» варианты ответов.

В завершении этой деятельности воспитатель проводит фокусы с водой: в стакан с водой опускаем металлическую пуговку. Как ее достать, не замочив руки? (при помощи магнита); в стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его достать, не замочив при этом руки?

Просто нужно опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам не упадет на стол, тогда его просто можно взять со стола.

Воспитатель благодарит детей.

Литература:

1. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И.: Учитель, 2001.

2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2009

3. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М.: Современник, 2010.

4. Фролова Е. Н. Чистый источник / Е. Н. Фролова. – М.: Молодая Гвардия, 2005

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Опубликовано: 28 октября 2012 в 19:14
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...