Лучший педагог года

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»

Евгения Тарадащенко
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

"Путешествие в прошлое вместе с Кузькой"

Задачи:

1. Образовательные:

Знакомство детей с русским бытом, утварью;

Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

2. Развивающие:

Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

Развитие интереса к познанию нового материала.

3. Воспитательные:

Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Народная культура и традиции“» размещена в разделах

Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

Оборудование и материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

Ход работы

1. Мотивационно - ориентировачный этап

Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.

Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться.

Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?

Ответы детей (это домовёнок Кузька)

Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!

Дети зовут Кузьку погостить у них.

Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?

Дети произносят свои имена.

2. Поисковый этап Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?

Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.

Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!

3. Практический этап. Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

Дети называют избу, сени и горницу.

Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

Физминутка:

Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.

Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т. д. Проводится игра «Один – много».

Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

Расти коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся!

Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,

На столе пампушки.

На столе пампушки,

А в печи ватрушки.

Пампушки, ватрушки —

Нашему Андрюшке!

Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ответы детей (при умывании)

Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

Ответы детей (когда тетки засыпают).

Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать захотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания! Дети прощаются с домовёнком.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, что нового вам рассказал Кузька? Что на картинках у Кузьки было нарисовано? Какие названия русских народных сказок вы запомнили? Что такое потешки, для чего они использовались?

Публикации по теме:

«Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программное содержание: - углублять и систематизировать.

Фрагмент календарного плана в старшей группе «Народная культура и традиции» Тема недели: «Народная культура и традиции» Цели деятельности педагога: расширять знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: Народная культура и традиции. Цели: Средняя группа: учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги; Старшая группа:.

Краткосрочный проект «Народная культура и традиции» Краткосрочный проект: «Народная культура и традиции» Средняя группа №18 Автор: Мельникова Яна Николаевна Организация: МАДОУ ДС№ 3 (Березники).

Методическая разработка для воспитателей «Народная культура и традиции» Организация образовательной деятельности в 1-й младшей группе. Понедельник Совместная деятельность Тема: «Народная культура и традиции».

План работы на неделю «Народная культура и традиции» 5 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Упражнять.

План работы на неделю «Народная культура и традиции». Продолжение 12 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов?».

План работы на неделю «Народная культура и традиции». Часть 2 19 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Артикуляционная гимнастика: «Приключения.

Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции» Познавательно – творческий проект: «Народная культура и традиции» Воспитатель Рыбникова Н. Н. Актуальность Традиционная народная культура.

Проект «Народная культура и традиции» Проект в подготовительной группе на тему: «Народная культура и традиции». Выполнили: Бакулина Н. И Балабина С. А. Арзамас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 05:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД