МААМ-картинки

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» (6 фото)

Севара Арсеновна Хасанова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»

Севара Хасанова

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

• Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, карточки Домана.

Камни на каждого ребенка.

• Лупа.

• Стаканы с водой.

• Салфетки маленькие.

• Салфетки большие.

• Деревянные палочки.

• Мел.

• Гвоздик.

• Мешочек с природным материалом.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и проходят по «мостику» в «лабораторию».

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Приступим к нашему интересному занятию. В этом вам помогут ваши помощники – глаза, уши, пальчики.

Опыт 1: Выберите один камень и обследуйте его – гладкий он или шершавый? Скажите, какой камень на ощупь.

Опыт 2: Что можно сказать о цвете камней?

Вывод: Камни разноцветные.

Опыт 3: Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Что вы увидели на камне?

(Дети встают из–за столов)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете интересного о камнях. Как они появились?

Давайте построим гору.

Физкультминутка «Гора».

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).

Раскатились камешки с той горы

Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).

Воспитатель: Пройдите, ребята, на свои места. Отгадайте загадку.

Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (Мел).

О каком камне говорится в загадке?

Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?

(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Какой он по твердости? Возьмите гвоздик и проведите по нем. Что можно сказать о меле?

(Он хрупкий).

Опыт 4: «Твердость».

Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, в другую – пластилин. Попробуйте сжать. Отметьте результаты в таблице.

Вывод: камень – твердый.

Опыт 5: «Плавучесть».

Воспитатель: Возьмите камень и опустите его в емкость с водой. Что произошло с камнем? Отметьте результаты в таблице.

Вывод: Камень тяжелее воды, он тонет.

Игры и физкультминутки.

«Гора и камешки».

Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит музыка).

«Жила – была большая, гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных, потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору».

«Камень, ножницы, бумага»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.

Ход игры: Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.

«Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал: камни разных цветов и размеров.

Ход игры: Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камушков. Задача ребенка – определить, какой убран камень. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.

«Ящик ощущений»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений, разные камни.

Ход игры: 1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т. д.).

Дидактическая игра

«Про что я говорю» (с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).

Вопросы «Что мы узнали о камнях»

Первое каменное жилище человека (Пещера)

Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)

Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)

Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)

Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)

Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).

Детские стихи про камни.

Лазурь и малахит

Вода лазурная бежит,

По малахитовым предгорьям,

И размывает малахит,

И цвет его уносит в море.

Седою кровлей облака,

Венчают голые вершины,

И смотрят в реку свысока,

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов,

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь были лишь мгновенье.

(Дмитрий Румата)

Ах, этот вечный изумруд

Всегда в стихах зеленых трав!

Зеркальный, вечно тихий пруд

В кольце лирических оправ!

И небо словно бирюза,

И вечное дыханье роз,

И эта вечная гроза

С докучной рифмою угроз!

Но если сердце пополам

Разрежет острый божий меч,

Вдруг оживает этот хлам,

Слагаясь в творческую речь,

И улыбаются уста

Шептанью вешнему берез,

И снова чаша не пуста,

Приемля ключ горючих слез.

Душа поет и говорит,

И жить, и умереть готов,

И сказка вешняя горит

Над вечной мукой старых слов.

(Тарковский А. А.)

Янтарь

Кусок, промытый янтаря,

Прозрачный, как заря,

Вчерашний выбросил прибой

В подарок нам с тобой.

Прозрачный, как цветочный мед,

Он весь сквозит на свет.

Он к нам дошел, к другим дойдет

Сквозь сотни тысяч лет.

(Михаил Дудин)

Сказка о гноме и камне-радуге.

В одной сказочной стране жил-был гном. Обычный гном. Он был маленького роста, с длинной бородой и в колпаке.

По утрам гном очень долго рассматривал толстую книгу о камнях. Она была составлена его предками. Несколько поколений гномов работали в рудниках и находили драгоценные и полудрагоценные камни, а затем описывали их в книге. Гном очень гордился ей. Это была фамильная ценность.

Каждое утро он рассматривал красочные страницы книги и мечтал о том, что когда-нибудь он тоже сможет написать о своей находке. Он мечтал найти алмаз. В книге была легенда о том, что давным-давно этот камень уже находили его предки и даже смогли обработать. Но дать полное описание алмаза так никому не удалось. Гном надеялся, что ему когда-нибудь повезет.

Как обычно, закончив с утренними процедурами, гном отправлялся на работу. Он занимался поиском алмаза в заброшенных шахтах. Долгие месяцы гном усердно работал, но до сих пор ему не удавалось найти заветного камня.

Как и в прежние дни гном отправился на поиски драгоценности.

Утром он снарядился. Взял каску, фонарь, рабочие инструменты, чай в термосе и кулек с обедом. Гном был очень щепетильный по отношению к еде. Он не терпел ягоды, грибы и даже мясо. Питался исключительно плюшками. От этого был немного полноват. Впрочем, это не мешало ему в полную силу работать в шахте.

Несмотря на то, что выходил гном ранним утром, в пещеру, где располагалась шахта, он приходил только к полудню. Солнце было очень яркое, и его лучей было вполне достаточно, чтобы осветить место входа в шахту.

Гном начал приготовления к спуску. Он снял колпак, аккуратно свернул его и положил в свой рюкзак. Затем надел каску и спустился по веревочной лестнице вниз. Сюда уже не проникал солнечный свет, поэтому теперь путь ему освещал фонарь, прикрепленный на каску. Алмазоискатель подошел к тому месту, где закончил в прошлый раз и принялся долбить стену в поисках драгоценного камня. Так в работе прошел час, два, три, и наступило время обеда. Гном достал свой кулек, развернул его. На этот раз он взял с собой три пончика, которые немного потеряли свою пышность, ватрушку, булочку с джемом и кусок персикового пирога. В один момент гном проглотил мучные изделия, и запил их горячим чаем.

Насытившись своим обедом, гном продолжил поиски камня. Он знал, что сегодня он точно найдет сокровище. Эта уверенность была ничем не обоснована. Гном просто знал это.

Удар за ударом раздавались громким стуком по всей шахте. Гном продолжал работать. В этот день он работал в два или даже в три раза лучше, чем обычно. Он продвинулся на несколько метров вперед. Но не было никаких признаков того, что именно здесь он найдет кладезь алмазов.

Гном остановился. Вздохнул и опустил руки. Он не отчаялся. Он просто устал. Гном устал от изнуряющего тяжелого труда, который не приносит результатов. Он хотел было все бросить и уйти, но что-то подсказывало ему, что еще немного и он будет у цели. Такое же ощущение было у него неделю назад и две недели назад и даже в тот первый день, когда он только начал поиски в этой шахте.

Гном никогда не задумывался, почему он ищет алмазы именно здесь. И ведь, правда, почему? С чего он взял, что в этой шахте, которую он случайно обнаружил, должны быть какие-то сокровища? Только потому, что когда-то давно он слышал легенду о чудо-камне алмазе, дарующего удачу и счастье любому, кто к нему прикоснется?

Гном даже понятия не имел, как выглядит этот камень. Да, он читал в книге о нем, но там было так мало информации. Конечно, он не знал наверняка, что найдет сегодня сокровище, но чувствовал это. Уверенность гнома была непоколебима.

Избавившись от ненужных размышлений, он попытался встать. Но не смог. Так сильно он устал, что не мог даже подняться. Гном собрал все свои силы. Он оперся на свой рабочий инструмент и все-таки встал. Но после первого удара о каменную стену, упал на землю.

Гном лежал на земле и недоумевал, что происходит. Он приподнялся. В каменной стене он видел свой застрявший инструмент и что-то еще, отражающее свет фонарика. Любопытство его захватило. Он подошел ближе и увидел, что–то сверкало. Это был камень. Но не алмаз. В шахте было темно, но гном увидел, что его находка блестит как драгоценный камень и отливает красным цветом.

- Рубин! - воскликнул гном.

Он был безумно счастлив своей находки. С огромным усилием гном вытащил из стены награду за свои усилия. Гном держал в руке драгоценный камень размером во всю ладонь. Но внезапно улыбка сменилась удивлением. Камень изменил свой цвет и стал отливать оранжевым.

- Яшма, - сказал гном. Не рубин, конечно, но тоже редкий камень. Да еще такой большой! Пока гном удивлялся, камень вновь поменял цвет. Теперь он казался желтым.

- Янтарь, - произнес настороженно гном.

В то время как он размышлял о том, как вообще возможны такие перемены, камень опять стал другого цвета. Теперь гном отчетливо осознавал, что держит в руках зеленый камень.

- Изумруд? – спросил гном сам у себя.

Происходящее одновременно забавляло гнома и пугало, поэтому он положил камень на землю и сделал несколько шагов назад. И снова находка поменяла цвет. Теперь камень стал голубой.

- Аквамарин, - произнес он шепотом.

Гном не верил своим глазам. Это было невозможно. Камень притягивал и отталкивал одновременно. Неизвестное пугало гнома, но вдруг он заметил новое цветовое превращение. На этот раз камень отливал синим цветом.

- Сапфир, - сказал гном.

Он не знал, как долго будут продолжаться эти чудеса с превращением и чем они закончатся. Но пока камень менял цвет, гном не думал об опасности. И вновь превращение. На этот раз отчетливо был виден фиолетовый отлив.

- Аметист, - утверждал гном. Он продолжал пристально смотреть на камень, ожидая следующего превращения.

Внезапно сверху начали падать маленькие камни. С каждой секундой их количество и размер увеличивались. Гном понял, что шахта обваливается. Он схватил камень и побежал к веревочной лестнице. Находка была такая большая, что не помещалась в карман курточки гнома. Но он не мог уйти без нее. Пусть это не алмаз, но тоже редкий камень. Камень-радуга.

Гном держал его в одной руке, а другой – сам держался за веревочную лестницу. Он поднялся немного вверх и остановился, чтобы перевести дух. И тут, летящий сверху булыжник, ударил его по руке. Гном попытался держаться раненой рукой за лестницу, но это было невозможно. Слишком сильный был удар. Выбора у гнома не было. Ему нужно прощаться с камнем, иначе он не сможет подняться наверх. Он останется заваленным в пещере.

Гном посмотрел на камень в последний раз. Камень был прозрачный, как стекло. Гном бросил его с огромным сожалением, поднялся наверх и поспешил выбежать наружу. Как только он оказался в безопасности, он увидел, что пещера вся обвалилась. Гном не верил своим глазам. Место, куда он приходил каждый день, теперь нет. Осталось только куча огромных булыжников. Его даже не беспокоила пораненная рука. Ведь он мог оказаться под грудой камней. К счастью, это не произошло.

Конечно, гном был расстроен, что не смог забрать находку с собой. Ему было очень любопытно узнать, что же все-таки это был за камень.

Поэтому первым делом, когда он пришел к себе в дом, он достал книгу о камнях и стал перелистывать страницы в поисках камня-радуги. Но такой информации там не было.

Он решил, что это камень-хамелеон, который может менять цвета, Но хамелеон не мог быть прозрачным. И тут гном понял, что держал в руках настоящий алмаз. Да-да, тот загадочный алмаз, который когда-то нашли его предки. Теперь он понял, что это именно он спас ему жизнь. Именно прикосновение к этому волшебному камню позволило гному спастись от неминуемой смерти.

Сегодня гному повезло вдвойне. Он избежал гибели и, что главное – он держал в руках настоящий алмаз. Ограненный алмаз. Он держал в руках бриллиант!

Гном поспешил написать свою историю об этом невероятном драгоценном камне в книге. Он был счастлив. Он исполнил свою мечту.

Много раз он рассказывал своим друзьям гномам об этом захватывающем эпизоде его жизни. Но сколько его не просили, он никогда не называл места, где был найден камень.

Алмаз алмазом, а в обвалившуюся шахту лучше никому не ходить.

Ведь, может, сила алмаза рассчитана только на одного гнома.

Используемая литература:

О. В. Дыбина «Что было до…»;

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
Фото «Удивительные камни»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе - фото
Фото №1 Севара Хасанова Конспект по познавательно исследовательской деятельности в старшей группе на тему Удивительные камни Цель Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами Фото №2 Задачи Обучающие обратить внимание на особенности камней Фото №3 Вместе с детьми классифицировать
Публикации по теме:

Презентация «Групповой информационно-познавательно-исследовательский проект «Эти удивительные камни» Актуальность проекта. Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей.

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные камни». Цель: Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями. Задачи: - определить свойства.

Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей» Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные: - обобщать знания.

Конспект НОД nпо познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита» (старшая группа) .

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Поможем Федоре» Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в познавательной образовательной области. старшей группы на тему: «Поможем.

Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни» КОНСПЕКТ ННОД ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ» СТАРШАЯ ГРУППА воспитатель детского сада № 36 «Искорка»,.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Автор публикации:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 10:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД