Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с русской избой» (2 фото)

ЕвгенияК
Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с русской избой».

Задачи: приобщить детей к истокам русской культуры; познакомить с жизнью и бытом русского народа; обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, народными играми; развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать ее красоту; воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к традициям и обычаям русского народа. Словарная работа: изба, самовар, ухват, лавка, коромысло, чугунок.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

Оборудование: магнитофон, демонстрационная доска, иллюстрации на тему «Быт русской избы».

Демонстрационный материал: макет «Русская изба» с предметами быта: печь, лавка, стол, самовар, ухват, кочерга, коромысло, половики, чугунок и т. д. ; кукла-Марфа, картинки ухвата, коромысла, чугунка; самовар.

1. Организационная часть:

Звучит русская народная музыка.

Дети под музыку заходят в группу.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени». (Вместе с детьми идем по группе и встречаем надпись)

Направо пойдешь – заблудишься

Налево пойдёшь – нечего не найдешь

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Воспитатель: «Куда же мы свами отправимся?» (прямо)

Сегодня мы с вами отправимся в не простое путешествие, а перенесемся в прошлые времена и поможет нам кукла-Марфа. Давайте ребята с ней поздороваемся. (Дети здороваются с куклой)

Воспитатель: «Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?» (жить, спать, играть, греться, готовить еду)

Из чего можно построить дом? (из камня, кирпича, соломы, дерева)

Воспитатель поворачивает макет «Русской избы» к детям.

Воспитатель: «Ребята, давным-давно на Руси люди строили себе жилища. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными. Все что находилось в избе, делалась из дерева: и стол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда».

Воспитатель: «Давайте вместе рассмотрим нашу избу. А поможет нам хозяюшка кукла – Марфа.

Воспитатель: «Что занимает больше всего места в избе?» (печь, стол)

Воспитатель: «В деревянной избе самая главная – это печь. Как вы думаете, зачем людям нужна печь?» (готовить еду, отапливать избу, сушить одежду, на ней спали младшие дети и старики)

Воспитатель берет в руки чугунок и показывает детям.

Воспитатель: «Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили в старину кашу, даже придумали поговорки.

Послушайте их:

Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Кашу маслом не испортишь.

Кто запомнил поговорки?

Воспитатель: «Давайте повторим поговорки вместе».

Дети повторяют по желанию поговорки.

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем сварить кашу»

Пальчиковая игра «Варись каша».

Дети выполняют движения вслед за воспитателем.

Варись, варись, каша! (Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Варись поскорее

Будем кушать кашу,

Станем мы сильнее. (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

Пых-пых! Пых-пых!

Станем мы сильнее. («Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)

Угостим мы кашей

Мышек под окошком (протягиваем ладошки вниз - в стороны, показываем ушки)

Песика Аркашку (Показываем лапки песика)

И кота Тимошку. (Выставляем лапки вперед по очереди)

Да, да! Да, да! (4 хлопка)

И кота Тимошку (Лапки кота)

Кушайте на здоровье! (Развернутые руки вниз - в сторону).

Воспитатель: «Молодцы ребята, наварили каши, отдохнули. Пора и продолжать. Но в чем же варили кашу?» (в кастрюле)

Воспитатель: «Но чугунок в печи горячий, да еще и тяжелый. Чтобы достать, чугунок из печи нужен ухват. (Дети рассматривают ухват).

Воспитатель: «Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете?» (чтобы много людей, много гостей, чтоб много еды поместилось на столе)

Воспитатель: «Да, правильно, потому что в старину семьи были большие, много человек. Рассаживались за стол на лавки. Почему лавка такая длинная и широкая?» (что бы много человек влезло, чтобы удобно было).

Воспитатель: «На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так ка места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, парни и девушки пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. (Предлагаю детям поиграть в хороводную игру).

Хороводная игра с лентой «Вышел Ваня погулять»

Выбираю одного ребенка ведущим – Ваней.

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Воспитатель: «Поиграли, а откуда воду брали для чая? Давайте посмотрим, воду носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (воспитатель показывает с помощью куклы). Посмотрите, ребята, как это делает Марфа. Коромысло делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер (воспитатель показывает выемки у коромысла).

Воспитатель: А теперь, дети, отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает (самовар).

Воспитатель: «Правильно, это самовар. Давайте рассмотрим самовар. Ребята, а для чего нужен самовар?» (кипятить воду, готовить в нем чай)

Дети рассматривают самовар.

2. Заключительная часть.

Воспитатель: «Ребята, что я сегодня вам принесла на занятие? Как называется этот дом?» (изба, русская изба).

Воспитатель: «Что же мы узнали? Что занимает больше всего места в избе? Почему?» (печь, потому что она обогревает весь дом).

Воспитатель: «Какие приспособления служат Марфе в хозяйстве?» (ухват, чтоб не обжечься; коромысло, чтобы принести воды в ведрах; чугунок – варить кашу, щи).

Воспитатель: «Как хорошо мы сегодня позанимались. Столько нового узнали. Приглашаю детей пить чай из самовара.

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»
Фото «Знакомство с русской избой»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе «Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе. Цель:Приобщать детей к истокам русской народной.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе «Знакомство с коровой и теленком» Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы (большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога;.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с картофелем» в первой младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с картофелем» в первой младшей группе Цель: дать детям представление об овощной культуре - картофеле. Задачи: 1. Знакомить детей с картошкой и её свойствами; 2. Развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 09:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД