Папки-передвижки

Конспект занятия по программе «Истоки»

Елена Кузнецова
Конспект занятия по программе «Истоки»

Конспект занятия

с детьми средней группы

по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Социокультурная категория «Труд души»

Тема - «Любимая сказка»

Воспитатель: Кузнецова Е. В.

Цель: Обобщение имеющихся знаний у детей о русских народных сказках.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с социокультурной категорией «Труд души».

Публикация «Конспект занятия по программе „Истоки“» размещена в разделах

Закрепить умение ориентироваться в героях и сюжете русских народных сказок.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке, доброе отношение друг к другу.

Развивающие:

Развивать эмоционально – выразительную речь детей,

умение внимательно слушать друг друга, работать в паре

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: подгрупповая

Материал к занятию :

Аудиозапись "В гостях у сказки" (минус)

Лукошко

Зеркало

Пазлы с изображением героев русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка»

Клубок из ниток

Книжная выставка «Русские народные сказки»

Сундучок

Книжки - малышки «Моя любимая сказка»

Предварительная работа:

Чтение детям русских народных сказок: "Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «"У дедушки Трифона", "Петушок и бобовое зернышко", "Петушок -золотой гребешок", "Снегурушка и лиса", «Заюшкина избушка», «Крошечка – Хаврошечка» и др.

Беседы по сказкам.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Организация выставки книжек - малышек "Любимая сказка", изготовленных воспитанниками и их родителями.

Книжная выставка «Русские народные сказки»

Дидактические игры: серия развивающих игр "Играем в сказку" (разрезные картинки, пазлы "Герои русских сказок", кубики с картинками из русских народных сказок

Словесные игры: "Узнайте сказку", "Чья песенка?", "Отгадайте сказочного героя", "Я назову, а вы продолжите", "Собери и расскажи сказку", "Раскрась героя сказки правильно" и др.

Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок "Теремок", "Петушок и бобовое зернышко", пальчиковый театр "Золотое яичко", "Журавль и лиса"

Привлечение родителей к изготовлению шапочек, атрибутов для обыгрывания народных сказок, совместно с детьми книжек -малышек "Моя любимая сказка".

Ход занятия:

• Подготовительный этап. Присоединение.

(Звучит аудиозапись "В гостях у сказки")

Воспитатель с детьми заходят в зал и останавливаются возле столика с книгами).

• Книжная выставка «Русские народные сказки»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на этот столик с книгами. Многие книги вам уже знакомы, и вы не раз их читали на занятиях в детском саду и дома с родителями. В этих книгах живут русские народные сказки.

- А почему они называются народными?

Дети: (Сказки называют народными, потому что их сочинил народ).

Воспитатель: Правильно, именно поэтому сказки называются народными потому, что их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста, от родителей к детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро. Ребята, а кто вам рассказывает сказки?

Дети: (Их рассказывают родители, читают взрослые, мы смотрим мультфильмы, в группе есть уголок сказок, ходим в театр).

Воспитатель: Ребята, вы уже много знаете сказок. И у вас у каждого есть любимая сказка. Мы сегодня их вспомним! А поможет нам в этом волшебный клубок. Как вы думаете, что с клубочком надо сделать?

Дети:(бросить, и он покажет дорогу)

Воспитатель: Давайте мы бросим клубочек и пойдем туда, куда он укажет нам дорогу!

(Воспитатель бросает клубок к пеньку, вместе с детьми подходят к нему)

• Основной этап.

Воспитатель:

Тише,дети, не шумите,

Наши сказки не спугните.

Здесь бывают чудеса….

Сказки спрятались пока!

Может где – то за пеньком

Чудо чудное найдем!

(дети находят лукошко)

Вот лукошко…

Что же в нем?

Что мы с вами там найдем?

Ну-ка, дети подойдем

И в лукошко заглянем!

(находим зеркало)

Ой, зеркало! Да непростое!

А волшебное, большое!

Сейчас я зеркальцем взмахну

И загадку вам прочту.

Воспитатель: Присаживайтесь на полянку!

(дети присаживаются на полянку, воспитатель обращает внимание детей на экран. Зачитывает загадку, дети отгадывают и на экране появляется герои сказки, которую отгадывают дети)Работа в круге по книге4 для детей 4-5 лет»Благодарное слово»Викторина с детьми на темы «Угадай сказку» (стр. 10,стр. 12).

• Игра – викторина «Узнай сказку» и «Отгадай сказочного героя»

(Книга 4 для развития детей «Благодарное слово» страница 10, 12)

Сяду на пенек,

Съем пирожок! (Маша и медведь)

Несет меня лиса

За темные леса… (Петушок – золотой гребешок)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел… (Колобок)

Тянут – потянут,

Вытянуть не могут… (Репка)

Дед бил, бил.

Не разбил… (Золотое яичко)

Давай, старуха, мы себе из снега дочку вылепим! (Снегурочка)

Солнце высоко,

Колодец далеко.

Жар донимает,

Пот выступает… (Братец Иванушка и сестрица Аленушка)

Воспитатель: Вы все загадки отгадали, много сказок мне назвали. Молодцы! Ой, ребята, давайте по смотрим,куда наш клубочек еще приведет?

На ножки встаем и за мной повторяем.

Скок-скок, сапожок,

Выходи –ка на лужок,

Ножки вместе,пятки врозь.

Топай,топай каблучок.

(Воспитатель бросает клубок к столам,где лежат пазлы, и дети цепочкой за воспитателем под музыку подходят к ним)

Воспитатель: Я предлагаю вам разбиться на пары и собрать из пазл картинку к вашей любимой русской народной сказке, а какой мы узнаем,когда соберем все пазлы.

(Дети собирают под музыку из пазлов картинку к русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка»

• Дидактическая игра с пазлами

«Собери картинку из любимой сказки»

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Правильно собрали картинку из пазел, и как называется наша сказка?

Дети «Крошечка – Хаврошечка».

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам вернуться на нашу лесную полянку, и по смотреть эпизод из русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка».

(Дети в круге садятся на стульчики)

(Эпизод сказки)

Рассказчик Добрый день честной народ, ждет вас сказка у ворот,

Слушайте внимательно- есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала

(девочка вышивает на пяльце, идет за водой, идет на поле).

Выйдет, бывало, Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

Хврошечка : Коровушка-матушка, меня бьют, журят

Хлеба не дают, плакать не велят.

Я работаю с утра до вечера,

Коровушка Красная девица, влезь ко мне в одно ушко,

а в другое вылезь –все будет сработано.

Хаврошечка обходит коровушку справа налево, садится около левого ушка коровушки и гладит её.

Хаврошечка: Вот спасибо, помогла,

Сколько сразу наткала.

Коровушка: Но смотри, идет твоя

Сестрица одноглазка.

Одноглазка (подходит к Хаврошечке) :

Мать велела передать

Ты еду забыла взять.

Крошечка – Хаврошечка: Вот спасибо, сестричка,

А ведь я с утра не ела.

Одноглазка: А еще мне мать велела,

Чтобы я сидела тут:

Вдруг чужие кто придут!

Крошечка – Хаврошечка (в сторону) Ох! Все это не спроста!

(Одноглазке) : Отдохни – ка, сядь в тенек.

Баю – баю, спи глазок.

Хаврошечка скрывается за ширмой, где «творит» чудеса Коровушка.

Сказочница Спит сестрица Одноглазка.

Ну, понравилась ли сказка?

*Работа в круге

Воспитатель: Ребята, посмотрите, героиня какой сказки изображена на экране?

Дети: Крошечка – Хаврошечка.

Воспитатель: Правильно, дети! Это героиня сказки «Крошечка – Хаврошечка».

Воспитатель: Давайте с вами вспомним сказку Крошечка – Хаврошечка и поразмышляем. Я буду вам задаватьвопросы, а вы будете отвечать.

Скажите, пожалуйста:

- Почему Крошечка – Хаврошечка попала к этим людям?

(Осталась она сиротой маленькой)

- Какие добрые дела делала Крошечка –Ховрошечка в доме хозяйки?

(Она прибирала за всех и за все отвечала. Хозяйских дочерей обшивала: для них ткала, пряла, а слова доброго не слышала).

- О чем рассказывала Крошечка – Хаврошечка своей коровушке?

(Коровушка – матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят)

- Почему коровушка заботилась о девочке

(Коровушка любила ее, оберегала, жалела)

- Как мачехе удалось узнать о том, кто помогал Крошечке – Хаврошечке справиться с непосильной работой?

(Триглазка рассказала)

- Как девочка позаботилась о коровушке? И что коровушка завещала?

(Голодом голодала, мяса в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала)

- Как Крошечка – Хаврошечка была вознаграждена за свое послушание и терпение?

(Трудолюбивая, терпеливая, послушная Крошечка – Хаврошечка обрела свою семью, в которой стала в добре поживать, лиха не знать, на добро добром отвечать).

-Как вы понимаете фразу «На добро добром отвечать»?

(Нужно делать добро каждому,тем более тому,кто к тебе всегда относится с добротой и теплом)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете сказку Крошечка – Хаврошечка» и ответили на все вопросы. Мне очень понравилось, как вы поведали мне о русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка».

Предлагаю вновь отправится за волшебным клубочком. Интересно, куда же он нас приведет на этот раз? На ножки все встаем и за мной повторяем.

Скок-скок, сапожек,

Выходи –ка на лужок,

Ножки вместе, пятки врозь,

Топай,топай каблучок!

(воспитатель бросает клубок к волшебному сундучку с книгами, которые дети изготовили дома совместно с родителями. Каждый находит свою книжку с любимой сказкой. Дети присаживаются в круг).

• Волшебный сундучок с книжками – малышками

«Моя любимая сказка»

• Заключительный этап

• Ресурсный круг «Любимая сказка»

Воспитатель: Сказки любят не только дети, но и взрослые. Вы с родителями смастерили такие чудесные книжки – малышки и поместили в них свои любимые сказки. Я бы очень хотела узнать, какая ваша самая любимая сказка! Расскажите о ней!

(Воспитатель передает волшебный клубок ребенку, стоящему слева. Дети рассказывают о своей любимой сказке, помещенной в книжке – малышке, передавая волшебный клубок друг другу. Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель).

Воспитатель: Мне очень понравились ваши книжки – малышки. Сказки учат нас жить в мире и согласии, в сказках всегда побеждает добро.

Вот и настала пора возвращаться нам из сказочного путешествия. Мне очень приятно, что вы так любите сказки и знаете их очень хорошо. Предлагаю пополнить библиотеку вашими замечательными книжками – малышками, которые вы смастерили вместе с родителями.

Дома вам необходимо выполнить домашнее задание и оформить страницу Альбома для рисования «Дружная семья» и разукрасить любимую сказку! В этом вам помогут мамы и папы. Сказка обязательно откроет вам чудесный и удивительный мир!

А я хочу подарить вам книгу с волшебными сказками.

(Дети уходят из зала)

Публикации по теме:

«Ласковая песня». Конспект НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные Истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

«Праздничная песня». Конспект ОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки»«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки» Конспект по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» воспитателя МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Жиделёвой М. Ю.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Дороги добра» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Письменной Елены Геннадьевны Категория “Родные просторы” Тема: “Дороги.

Перспективное планирование на декабрь по программе «Истоки» .

Перспективное планирование на февраль по программе «Истоки» 1 – 2 неделя. Тема: «Они живут рядом с нами» (домашние животные) Цели: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним.

Перспективное планирование на январь по программе «Истоки» 2 неделя. Тема: «Вспомним лку». Цель: вспомнить прошедший новогодний праздник, передавая восхищение и радость. Итоговое мероприятие:.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (Май) Май Категория «Труд души» Совместная деятельность с воспитателем -чтение рассказа Н. С. Шмелёва «Троица»; -чтение рассказа И. Д. Ушинского.

Автор публикации:
Конспект занятия по программе «Истоки»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 07:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД