Лучший педагог года

Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»

Юлия Карпушкина
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

Публикация «Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы. ;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

Развивающие :

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

3. воспитывать умение работать в команде.

• Словарная работа

Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, магма, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан ит. д.)

Материалы и оборудование:

ноутбук, проектор, пластиковые стаканчики, глубокие пластиковые тарелки, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макеты вулканов, маленькие ложечки (на каждого ребенка).

• Предварительная работа

изготовление макетов вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, опыт с камнями и пемзой, чтение энциклопедий о вулканах.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня у нас с вами очередное заседание клуба "Юных исследователей".

- О чем мы с вами будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Давайте пройдем в наш кинозал.

Вы догадались что это за явление природы. (слайд 1)

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Что же такое вулкан?

Вулкан (от лат. огонь, пламя) - гора, из горловины которой выбрасываются горячие газы. пар. пепел. обломки горных пород, мощные потоки раскаленной лавы, которая растекается по поверхности земли. (слайд 2)

- А вы знаете почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об этом.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня».(слайд 3)

Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы - большая чаша с крутыми склонами - это кратер. А огромная яма. уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. На самой глубине вулкана расплавленное горячее вещество - магма. (слайд 4)

- Как же образуются вулканы? Внутри земли температура настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Магма кипит, бурлит и поднимается через трещины в земной коре по жерлу наружу. На поверхности магма - лава растекается по склонам. Вулканы извергаются по- разному. иногда они взрываются, выбрасывая магму, вулканические бомбочки, пепел вверх. Гора сотрясается от страшного грохота. А бывает магма вытекает спокойно. Извержение вулкана иногда сопровождается землетрясением, наводнением, цунами. Считается, что каждые 2 года на земле появляется 3 новых вулкана. В России большинство самых высоких и красивых вулканов расположены на Камчатке. Раз в 5-6 лет, иногда и чаще вулкан собирается с силами и происходит извержение, сопровождаемое вулканическими взрывами.

Почему внутри земли магма, а когда вырывается наружу - лава?

Магма - расплавленные камни и летучие газы. А когда магма выходит наружу. газы испаряются и остаются только расплавленные камни - это лава. (слайд 5)

- давайте ответим на самый главный вопрос: почему извергается вулкан и что происходит при извержении? (слайд 6-7)

Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава. Лава желтая и ярко-оранжевая считается самой горячей и имеет температуру 1000 и выше. Темно-красная лава сравнительно прохладная. Имеет температуру от 650 до 800.

Лава взрывается, дымится и кипит, течет вниз по склону и вытекает далеко от вулкана, по пути она все уничтожает, превращает в пепел. (слайд 8)

Когда лава утечет далеко от вулкана. она застывает и превращается в камни - пемзу. (слайд 9)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти, давайте вспомним технику безопасности:

- Ничего не пробовать на вкус

- Со всеми веществами обращаться очень осторожно

- Быть аккуратными

- Четко выполнять все указания воспитателя

-(Показываю пузырек с уксусом) Почему на пузырьке такой знак? Да, это уксус, им самостоятельно детям пользоваться нельзя.

- Давайте пройдем в лабораторию

Ребята, сейчас мы попробуем разбудить наши вулканы.

опыт: 1 ч. л. соды

полчайной ложки моющей жидкости

немного красной сухой краски

вода

следующая жидкость уксус. Самостоятельно ей пользоваться нельзя. Вливает воспитатель

Когда идет "извержение" вулкана, читаю стихотворение :

Спустя века

Закашлял злой вулкан

и пеплом, и золой По склонам лава потекла

И землю сильно

обожгла.

ВЫВОД: Газ образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу лаву вверх и происходит извержение.

-Пройдем в наш кинозал.

- А сейчас посмотрим какие бывают вулканы.

1) Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.

2) Потухшие- не извергающие лаву.

3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. (слайд 10-11-12)

- Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?

Дети:

Вос-ль: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Дети: Они изучают вулканы.

Вос-ль: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.

Ребята, а на острове Ява на склонах вулканов растет цветок королевская примула. Его называют цветком землетрясения. Расцветает примула только перед извержением вулкана. местные жители знают об этом и стараются уйти из домов. (слайд 13-14)

- Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава,

выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. (слайд 15-16)

- А приносят ли пользу вулканы?

Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Они поднимают много полезных веществ, поэтому почва вокруг вулканов очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства. удобрения, спички. Из затвердевшей лавы строят дома. (слайд 17-18-19)

Чтение стихотворения. (слайд 20)

- Клуб "Юных исследователей" заканчивает свою работу.

- Ребята, вам понравилась наша встреча в клубе?

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего заседания клуба?

-Какими вы были? (внимательными, умными, аккуратными, дружными и т. д.)

.-Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вулканы» Цель: 1. Познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения. Ход сценария. Вос-ль:. -Ребята, посмотрите.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Составила: воспитатель Алексеева Ольга Владимировна Первая квалификационная категория Программное содержание: Познакомить детей с профессией.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история» Цель: Способствовать развитию.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Цель: развитие самостоятельности и исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи: • Учить детей делать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудо-ягода лесная» «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие самостоятельности и исследовательских умений детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Необычное в обычном» в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Необычное в обычном" в подготовительной.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Фейерверк для улетающих птиц» Тема: «Фейерверк для улетающих птиц» Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Цели: 1/Продолжать закреплять и расширять знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.

«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Воздух-волшебник». Конспект занимательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: "Воздух-волшебник". Цели: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования Задачи: • расширять представления детей.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Автор публикации:
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 14:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД