Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей старшей группы

ольга кулакова
Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей старшей группы

Программное содержание

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме : «Осень» у детей старшей группы

Задачи: 1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными : предзимье, листобой, грязник.

2. Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“ для детей старшей группы» размещена в разделах

3. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие).Упражнять в притяжательных прилагательных(«Чей,чьи?»)

Предварительная работа

Чтение сказок: «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, кадушка,боченок.

Ход занятия

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня в гости залетел листик. Интересно почему он к нам залетел (Потому что наступила осень).

В:-Как вы думаете от какого дерева этот листик оторвался (Клена)

В:- Листья каких деревьев вы знаете (Березовые,рябиновые,дубовые,осиновые)

В:-Сейчас мы поиграем с кленовым листочком.

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком :

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

В: - Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

-Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

-Какие осенью листья? (Желтые,красные,оранжевые,листья стали сухими, потемневшими)

-Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)

-Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

В: - Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В:- В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

В: - Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

В:- ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

В: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

В: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

«Дождь стучит по мокрым крышам Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой

Ветер всю листву сорвал. Дуют

Знать, сентябрь из дома вышел Пальчики «идут» по ладошке

Разворчался, осердчал» Хмурятся.

В: -Осень в народе называли «Осень – припасиха»—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете какие припасы на зиму делают люди (Солят капусту, огурцы, помидоры. Маринуют салаты из овощей, варят компоты из фруктов и ягод).

-А что еще варят из ягод (Варенье)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники- клубничное

Варенье из крыжовника – крыжовничное

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из голубики – голубичное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из вишни – вишнёвое

В: -Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мед! Хранили мед тоже в туесках и бочонках. (показ)

В:- Ой, ребята, а где же наш кленовый листочек? Наверное, спрятался куда-то. Давайте поищем его (Дети ищут и находят за шторой на подоконнике)

В:- Да он здесь не один, а со своими друзьями!А, давайте посчитаем сколько их ( Дети считают:- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев,десять кленовых листьев)

В:- Ребята, вы сегодня молодцы! Давайте вспомним и расскажем кленовым листочкам о чем мы сегодня говорили? (Высказывания детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» для детей старшей группыКонспект НОД по речевому развитию «Осень» для детей старшей группы Вид: подгрупповой. Временной ресурс: 25 минут Цель: 1. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках осени, осенних.

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации для детей старшей группы Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи: 1. Дидактическая: • учить детей при помощи.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней и старшей группы «Путешествие в осень» Путешествие в осень. Задачи: -закреплять знания об осенних явлениях природы,деятельности человека осенью -развивать память,воображение.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Сибай-наш дом, сочиним мы стих о нем» Конспект открытого занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Тема: “Сибай – родной наш дом, сочиним мы стих о нём!”.

Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы Конспект занятия по развитию речи с использованием социо-игровой технологии для детей старшей группы. Тема: «Друзья Зайца». Цель: создать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Осень золотая (обобщающая беседа) Задачи: - Cоздать условия для обобщения представлений.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Осень» Задачи: закрепить знания о явлениях природы; повторить характерные особенности времен года; учить сравнивать осень с другими временами года;.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пришла осень» Задачи: Образовательные: -Обобщить представления детей об осени как времени года, о ее признаках. -Уточнить представления детей о сезонных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Осень» для детей средней группыКонспект занятия по познавательному развитию «Осень» для детей средней группы Конспект занятия в образовательной области "Познание". Средняя группа "Звездочка". Автор: Лаврентьева Нина Петровна, Воспитатель МБО СОШ.

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы с использованием стихотворений об осени Задачи Развивающие: *систематизировать представления детей о признаках осени; * продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей старшей группы
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 01:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД