Папки-передвижки

Конспект по развитию речи «Путешествие на заставу богатырей» (3 фото)

Ирина Светлых
Конспект по развитию речи «Путешествие на заставу богатырей»

Конспект по развитию речи «Путешествие на заставу богатырей»
Фото «Путешествие на заставу богатырей»
Конспект по развитию речи - фото

униципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ

«Детский сад№18»

КОНСПЕКТ

по развитию речи

«Путешествие на заставу богатырей»

для подготовительной логопедической группы

Публикация «Конспект по развитию речи „Путешествие на заставу богатырей“» размещена в разделах

выполнила воспитатель

подготовительной логопедической группы

Светлых И. С.

Саратов 2012г

Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров;

формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

1). Научить правильно, составлять описательных рассказ названий элементов костюма и оружия русского богатыря.

Развивающая :

1).Вызвать интерес к языку былин сказаний.

2). Познакомить с оружием и одеждой богатырей.

3). Развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

1).Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них.

2). Воспитывать патриотизм.

Предварительная работа:

1).Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович».

2). Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «витязь на распутье»

3). Заучивание пословиц и стихов.

Материал:

Костюм тетушки Алены (сарафан).

Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Игрушки : конь, богатырь с элементами одежды, оружия

Картинки с изображением оружия богатырского и современного, камень, свитки, клубок ниток, ковер.

Мультимедийная презентация (слайд-шоу)

Музыкальное сопровождение : Утро Э. Грига, русская народная мелодия «Сударушки», «Детская дружба».

ХОД:

Детей встречает тетушка Алена, предлагает всем удобно расположиться в «горнице» на лавке и поговорить о том, как жилось людям на Руси в старину (звучит «Утро» Э. Грига)

- воспитатель: Ой вы добры молодцы и красны девицы!

Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А говорили мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили очень давно, а слав о их подвигах дошла до наших дней.

Ребята, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами (слайд «Богатыри»)

- дети: Мы узнали о богатырях из былин.

- воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

- дети: Слово «Былина» произошло от слова «быль».

«Быль» - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле. (Показ слайда «Древняя Русь»)

- воспитатель: Ребята боле1000лет назад славяне основали свое государство и назвали Русью. На Русь совершали набеги враги: хазары и монголо-татары и приходилось постоянно от них защищаться, они грабили и сжигали дома, а людей убивали и увозили в плен. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Называли их Русичами (показ слайда «Набеги на Русь монголо-татар.

Жили среди русичей богатыри защитники нашей Родины в древности.

Вот так они выглядели (показ иллюстрации картины В. М. Васнецова «Богатыри».

- воспитатель: кто изображен на картине?

- дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

- воспитатель: А как вы думаете, который из них Алеша Попович?

- дети: Тот, который моложе

- воспитатель: А почему у Алеши было прозвище Попович?

- дети: Ответы

- воспитатель: А почему У Добрыни было прозвище Никитич?

- дети: Ответы

- воспитатель: А у Ильи почему было прозвище Муромец?

- дети: Ответы

- воспитатель: Ребята, а как изображены богатыри на картине?

- дети: Богатыри сидят верхом на конях, они вооружены

- воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?

- дети: У Ильи Муромца- щит и конь

У Алеши Поповича – лук и стрелы

У Добрыни Никитича – в руке меч

- воспитатель: Во что одеты богатыри?

- дети: Ответы

- воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают богатыри в чистом поле в доспехах, вооруженные верхом на конях? Илья Муромец напряженно вглядывается в даль Что же они там все-таки делают?

- дети: Они стоят на заставе, выглядывают не наступает ли враг на Русь. Охраняют родную землю от врагов

- воспитатель: А чтобы стать защитниками, как богатыри, какими нужно быть?

- дети: Храбрыми, смелыми, сильными, отважными.

- воспитатель: А мы с вами сможем совершить благородные поступки и быть храбрыми и попробовать свои силы?

- дети: Да

- воспитатель: Давайте отправимся в путешествие на заставу к богатырям. А на чем мы можем отправиться путешествовать?

- дети: Ответы.

Воспитатель достает из сундука ковер, дети удобно располагаются на нем и под музыку и показ слайда («Русь с высоты птичьего полета)

Отправляются в путешествие древнюю Русь

- воспитатель: Вот мы и на месте. Но сначала давайте вспомним, перед тем, как отправиться в путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

- дети: Дорогу.

- воспитатель: Правильно. Ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нем написано: Пойдешь направо - деньги и слава, пойдешь налево - друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо - ждет опасность и богатырская застава. Так ребята, какую мы с вами выберем дорогу? (показ слайда «Камень в лесу»).

- дети: Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель идет с детьми прямо по дороге и перед ними лежит свиток (задание №1)

Для начала разомнитесь, По веревочке пройдитесь, со ступать с не нельзя, пропасть вас там ждет друзья. (на полу разложена канатная веревка, по которой детям нужно с закрытыми глазами, руки на пояс) Музыкальное сопровождение русская мелодия «Сударушки»

- воспитатель: Молодцы! Задание выполнили

Далее на пути лежит второй свиток с заданием (задание №2)

Вот преграда на пути, ее так просто не пройти.

Надо быстро вспомнить и пословицы сказать.

(Нужно сказать пословицы, поговорки о смелости, отваге и Родине, русских героев)

-Тот герой, кто за Родину – горой

- кто смел, тот на коня сел

- За край свой – насмерть стой

- Сам погибай, а товарища выручай

- Жить - Родине служить

- Если дружба велика, будет Родина крепка

- Не родом богатырь славен, а подвигом

- воспитатель: Молодцы! Идем дальше. (Задание №3)

Воспитатель разворачивает свиток и читает :

«Здесь преграда на пути: не проехать, не пройти.

Соловей - разбойник злой мост сломал нам над рекой, чтобы дальше нам пойти богатыря в дорогу снаряди» (показ слайда «Соловей – разбойник, звучит музыка «Детская дружба»)

- дети: оседлают коня игрушку, снаряжают куклу богатыря в доспехи и вооружают его

- воспитатель: С этим заданием вы справились.

Дети с воспитателем следуют дальше и находят 4 свиток

(задание №4)

Здесь преграда, здесь кощей. Ест он много-много щей, чтобы дальше вам пойти, нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри» (показ слайда «Кощея бессмертного»)

И последнее задание (задание №5)

- воспитатель: Зачитывает свиток

«Все преграды покорились, дальше в путь вы все пустились, Но у вы не тут-то было, вихрем все вдруг закружило. Змей Горыныч трехголовый повстречался на пути. Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай и оружие скорей выбирай!

(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современного (показ слайда «Змей Горыныч»)

Эвристическая беседа (метод проблемного обучения)

- воспитатель: Ребята вот мы с вами и победили.

Все испытания прошли смело и храбро, как русские богатыри.

Ребята, а как вы думаете – богатыри это реальные герои?

- дети: Ответы

- воспитатель: Сказания о богатырях и называются былинами.

А Соловей – разбойник, Кощей бессмертный, Змей Горыныч- это реальные герои?

- дети: Ответы

- воспитатель: А где их можно еще встретить?

- дети: В сказках.

- воспитатель: Так что же у нас получается – богатыри реальные люди, а их противники (враги) сказочные герои?

Как так получается?

Кто же представлен в виде сказочных героев6 Соловья-разбойника, змея Горыныча, Кощея бессмертного? С кем же на самом деле воевали богатыри?

- дети: Хазры, монголо-татары

- воспитатель: Все эти сказочные герои собирательный образ реальных врагов

Наше путешествие подходит к концу, а мы с вами давайте вспомним какой завет (правило) нам оставили богатыри

- дети: Любить Родину, защищать и беречь ее.

Защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными

1 ребенок : И преданья старины забывать мы не должны.

2 ребенок : Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.

Хором все вместе: Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Публикации по теме:

Новогодняя ёлочкаНовогодняя ёлочка Поделка из бросового материала «Новогодняя ёлочка» Материалы: стаканчики от йогурта «Растишка» зелёного цвета – 3 штуки; цветная бумага.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по развитию речи «Путешествие на заставу богатырей»
Опубликовано: 21 октября 2012 в 14:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД