Лучший педагог года

Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска»

Мария Гагарина
Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска»

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, дать представление детям о шахматной доске. Познакомить с понятием ДИАГОНАЛЬ, отличие диагонали от горизонтали и вертикали. ЦЕНТР, форма центра. Развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Задачи:

* развитие внимания и логического мышления;

* обучение шахматным терминам : шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Публикация «Конспект занятия по шахматам „Шахматная доска“» размещена в разделах

* воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Оборудование: шахматные доски для каждого ребёнка, комплект из 16 лент чёрного и белого цвета для каждого ребёнка, по одной пешке на каждого ребёнка, демонстрационные диагонали,карандаши тёмного цвета, фрагменты шахматных досок.

ХОД.

- Добрый день!

- Мы продолжаем путешествие в сказочную шахматную страну.

-Послушайте и отгадайте загадку:

* Рожь на нем не колосится,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

Это. (шахматное поле)

*Игра "Собери доску" :

16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

(дети выполняют задание)

-Давайте вспомним,что мы знаем о шахматной доске?

-Как называются дорожки чёрно –белая дорожка из 8 полей, которая проходит слева направо?

(горизонталь)

-А с право налево это?

(горизонталь)

-А как называется чёрно-белая дорожка,которая идёт от одного партнёра к другому?

(вертикаль)

В горизонтали, как и в вертикали 8 полей, которые чередуются.

-Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?. (4/4)

-А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?. (8)

-Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

-Как обозначаются горизонтали?

(цифрами)

-Назовите их.

(1-2-3-4-5-6-7-8)

-А как обозначаются вертикали?

(буквами)

-Давайте вспомним считалочку:

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш.

* Физ. минутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Тихонько садимся на места.

*А теперь немного поиграем.

"Горизонтально-вертикальная игра". Поставим белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".

*-Какие еще линии остались у нас без внимания?

(Дети показывают руками линии, которые идут наискосок, молодцы.)

Это ДИАГОНАЛИ – в отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали).

В самых длинных Больших диагоналях – по 8 полей. В самых коротких по 2 поля.

(педагог показывает шаблоны коротких и длинных диагоналей)

-Предлагаю вам поиграть в игру: «Собери шахматное поле»

* «Эстафета» Дети делятся на две команды. Педагог раскладывает на столе кубики двух цветов (чёрные и белые)

Задача: собрать из кубиков шахматную доску, выкладывая кубики подиагонали.

Кто быстрее.

-Молодцы!

*-Педагог показывает демонстрационный материал –шахматную доску,на которой центр -4 клетки белого цвета.

-Какая здесь ошибка?

-Как её можно исправить?

(закрасить чёрным)

-Четыре клетки в середине шахматного поля называют Центр.

Покажите центр на своих шахматных досках.

*Педагог предлагает детям на фрагментах шахматной доски закрасить поля нужным цветом.

-ВОТ И ПОДОШЛО К КОНЦУ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗАЧНУЮ ШАХМАТНУЮ СТРАНУ.

Итог.

Скажите, что же нового вы узнали сегодня?

Что делают партнеры, противники за шахматной доской?

Сколько полей в больших диагоналях?

Сколько полей в самых коротких диагоналях?

Сколько на доске больших диагоналях?

Сколько на доске самых коротких диагоналей?

Бывают ли чёрно-белые диагонали?

Какую форму имеет центр?

Сколько полей в центре?

Сколько белых полей в центре? а сколько чёрных?

На этом наше путешествие подошло к концу.

До свидания.

Публикации по теме:

Развивающая доска-бизибордРазвивающая доска-бизиборд «Развивающая доска — бизиборд» Бизиборд- гениальное изобретение Мари Монтессори. Малыши открывают и закрывают дверцы ящиков дергают замки.

Дидактическая настольная шахматная игра «Вопросы маленькой пешечки»Дидактическая настольная шахматная игра «Вопросы маленькой пешечки» Дидактическая настольная шахматная игра "Вопросы маленькой пешечки»Цель: Закрепить в игровой форме знания о шахматных фигурах. Задачи:.

Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа)Кружок «Шахматная азбука» (старшая группа) Муниципальное автономное образовательное учреждение «Колокольчик» Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет).

Многофункциональная развивающая доска «Бизиборд»Многофункциональная развивающая доска «Бизиборд» У этой многофункциональной развивающей доски есть свое название «Бизиборд». Различные мелки предметы и яркое оформление могут увлечь ребенка.

Моя «Шахматная планета»Моя «Шахматная планета» ШАХМАТНАЯ ПЛАНЕТА Несколько лет назад мне предложили пройти курсы по обучению детей игре в шахматы. С этого момента и начался мой путь в.

Организация дополнительного образования дошкольников по познавательному развитию. Реализация авторской программы по шахматам Представляем Вашему вниманию опыт работы по реализации авторской программы по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья». Обучение игре.

Развивающая доска, или бизибордРазвивающая доска, или бизиборд Уважаемые коллеги добрый вечер. Представляю вашему вниманию развивающую доску - бизиборд. Бизиборд - игровой стенд, который оснащён всякими.

Развивающая доска по методике МонтессориРазвивающая доска по методике Монтессори Развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать.

Шахматная викторина «Что? Где? Когда?» Шахматная викторина Игра «Что? Где? Когда» Цель: проверить знания детей о шахматах. Материал :Мудрая сова -игрушка, волчок, фишки, эмблемы.

Конспект занятия по аппликации «Витаминная доска»Конспект занятия по аппликации «Витаминная доска» Цель: Создание социальной ситуации развития ознакомления детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 19:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД