МААМ-картинки

Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада

Юлия Гаврилова
Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада

Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему : Ткани

Цель: познакомить детей с понятием «ткань», дать представление о разнообразии тканей и их свойствах.

Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире, формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о натуральных и искусственных видах ткани, их свойствах и применении.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Ткани“ для детей старшей группы детского сада» размещена в разделах

• Развивать и активизировать речь детей, аналитическое мышление.

• Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование: эмблемы исследователей, символы: натуральные (поле) и искусственные (завод) ткани, лоскутки льна, лупа, образец полотняного переплетения, полоски ткани для окрашивания, краски, кисточки, стаканчики с водой, лоскутки хлопчатобумажной ткани – ситца, иллюстрация раскрывшейся коробочки хлопка, бумага, ёмкость с водой, кусочки шёлка, картинки тутового шелкопряда, кусочки шерстяной ткани, картинки овечка до и после стрижки, кусочки болонья, зонтик.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети называют свою одежду).

Столько ещё много разных нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем так много одежды?

Дети. Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?

Дети. Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Воспитатель. А зачем люди носят одежду?

Дети. Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете из чего шьют всю нашу разнообразную одежду?

Дети. Из ткани.

Воспитатель. Я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду, о ткани. И вас всех приглашаю в нашу лабораторию, чтобы побольше узнать о тканях.

2. Открытие нового.

Воспитатель. Хочу вам сообщить, уважаемые исследователи, что все ткани делятся на 2 большие группы : натуральные и искусственные. Натуральные, значит их делают из природного материала, а искусственные из химических веществ. К натуральным относится, например, лён.

Мы знаем, что одежду делают из ткани, а сама ткань из чего состоит?

Дети….

Воспитатель: Посмотрите что я делаю…

Дети. Вытягиваете ниточку.

Воспитатель. А теперь вы попробуйте из кусочка ткани на вашей парте вытянуть ниточку. Получается? Значит из чего состоит ткань?

Дети. Из нитей.

Воспитатель. Вот просто нитка, а вот ткань и там тоже нитки… Возьмите лупы и рассмотрите как там нити расположены. Что вы видите?

Дети. Нити переплетаются.

Воспитатель. Да, переплетаются вот как на этом образце. Представьте, что смотря на этот образец, вы смотрите в микроскоп, который увеличивает во много-много раз! (Воспитатель показывает образец полотняного переплетения). Если посмотреть что мы видим между ниточками?

Дети. Просветы, промежутки.

Воспитатель. А представьте что на вас одежда из ткани, в которой есть очень маленькие и невидимые для нашего зрения дырочки! Что это даёт?

Дети. Воздух проходит.

Воспитатель. Верно, если проходит воздух, значит, одежда дышит, и нам не будет в ней жарко. Поэтому из льняной ткани шьют летнюю одежду, т. к. в ней не будет жарко.

А посмотрите друг на друга, какая на вас одежда? Не только разного наименования, но и разного ….

Дети. Цвета.

Воспитатель. Конечно, чтобы у Алисы была юбочка жёлтого цвета ткань нужно сначала покрасить, а потом шить из неё жёлтую юбку. Предлагаю вам тоже покрасить полоски ткани краской. (Дети красят ткань краской) А если мы постираем наш покрашенный кусочек…

Дети. Краска смоется.

Воспитатель. Т. е. чтобы краска не смывалась этим занимаются на специальных фабриках и красят ткани специальными красками, чтобы после стирки цвет оставался.

С какой натуральной тканью мы познакомились?

Дети. Лён.

Воспитатель. Ещё одной натуральной тканью является ткань из хлопка – ситец. Посмотрите под лупой как расположены нити на лоскутке ситца?

Дети. Также.

Воспитатель. Значит, эта ткань тоже дышит. Попробуйте смять кусочек льняной ткани и кусочек ткани из хлопка. Какая ткань помялась сильнее? А какая из них более жёсткая?

Дети. Льняная.

Воспитатель. Хлопчатобумажная ткань потому мягче, потому что её делают из природной ваты, из хлопка (показываю иллюстрацию распустившейся коробочки хлопка).

А как отличить лён от хлопка раз нити у них переплетаются одинаково? Потрогайте какой на ощупь льняной кусок?

Дети. Льняная ткань более гладкая, скользкая, немного холодная, а ситец более мягкий, тёплый на ощупь.

Воспитатель. Проведём опыты. Сожмите в кулачке поочерёдно лоскуток льна, ситца и кусочек бумаги. Что помялось сильнее?

Дети. Лён.

Воспитатель. Но если мы погладим ткань она…

Дети. Разгладится, а бумага нет.

Воспитатель. Пробуем порвать бумагу и ткани.

Дети. Бумага легко рвётся, а ткань нет.

Воспитатель. Намочите в воде ткань и бумагу.

Дети. Бумага размокает и рвётся, а ткань нет.

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Воспитатель. С какой натуральной тканью познакомились? Шёлк – это тоже натуральная ткань. Потрогайте его, какой он?

Дети. Блестящий, гладкий.

Воспитатель. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.

Шерсть тоже натуральная ткань Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

Воспитатель. Как вы понимаете слово натуральные ткани и искусственные?

Дети. Натуральные из природных материалов делают, искусственные из химических веществ.

Воспитатель. И вот к искусственным тканям относятся,например, болонья. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи?

Дети. Куртки, штаны, сумки, зонты.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде?

Дети. Плохо.

Воспитатель. Почему?

Дети. Она не намокает и её не продувает ветер.

Воспитатель. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.

Опыт с зонтиком. Набрызгаем воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт.

Дети. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Воспитатель. Теперь попробуем поджечь кусочки натуральной ткани и искусственной. Что наблюдаем?

Дети. Натуральная ткань горит, а искусственная плавится.

Итог.

Воспитатель. Закрепим наши знания. Лён это какая ткань, к какой группе вешаю? Ситец, шёлк, драп, болонья.

Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Какие новые слова узнали? Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.

Вот видите, какие разные бывают ткани : одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.

Публикации по теме:

«В гости к книжкам». Экскурсия детей старшей группы детского сада в библиотеку«В гости к книжкам». Экскурсия детей старшей группы детского сада в библиотеку В один из весенних дней ребята старшей группы отправились в гости "к книжкам".Детей встретила просторная библиотека,состоящая из трёх больших.

Аналитическая справка «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского сада» Аналитическая справка о результатах тематической проверки на тему: «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях детского.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно» Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Это в памяти навечно». Программные задачи: Образовательные: - Расширить.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада «Волшебница Вода» Тема «Волшебница Вода» Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостью (водой) Образовательные.

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада Программное содержание: повторение правил дорожного движения, закрепление знаний о дорожных знаках Цель – закрепить названия дорожных знаков,.

Конспект по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада «Путешествие по сказкам» Цели: Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, инициативу.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Загадочная гостья-вода» Тема: «Загадочная гостья - Вода»». Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования,.

Музыкальное занятие «Мелодии весны» для детей старшей группы детского сада Музыкальная образовательная деятельность для детей старшей группы (5–6 лет) «Мелодии Весны» Автор: Козлова А. Б. Описание материала: Предлагаю.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе детского сада на тему «Свойства воды» Программное содержание: -Формировать у детей представления о физических свойствах воды. - Подвести к пониманию того, что вода обладает.

Звуковые игры для детей старшей группы детского сада. «Мышка – норушка Серенькое брюшко». Цели: : учить отчётливо произносить звук Ш : изолированный, в слове, в чистоговорках, в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности «Ткани» для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 28 июля 2016 в 20:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД