МААМ-картинки

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Муха-Цокотуха»

Татьяна Андронова
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Муха-Цокотуха»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект итоговой

непосредственно образовательной деятельности

«Речевое развитие»

(подготовка детей к обучению грамоте и формирование

грамматических категорий)

Публикация «Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

№7 «Солнышко»

Тема «Муха-Цокотуха».

Андронова Т. А., учитель-логопед

г. Советский

22 апреля 2016 г.

Тема: «Муха-Цокотуха».

Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Задачи:

Коррекционно-обучающие :

• обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Насекомые»;

• закреплять понятия «звук», «слово», «предложение»;

обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях.

Коррекционно-развивающие:

• закреплять в определении позиции звука [А] в словах;

• упражнять в дифференциации твёрдости – мягкости согласного звука [К], [К`] в словах;

• продолжать учить выполнять звуковой анализ слова осы;

• составлять деформированные предложения, анализировать;

• закреплять употребление предлогов при составлении предложений;

• определять количество слогов в словах;

обучать правильному образованию слов в единственном и множественном числе;

• совершенствовать мелкую моторику;

• тренировать мышцы глаз, снятие зрительного напряжения.

Воспитывающие:

• содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;

• воспитывать самоконтроль за речью правильно поставленных звуков;

• воспитывать умение работать самостоятельно, отвечать полным предложением.

Интеграция образовательных областей:

социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

речевое развитие ( развитие всех компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);

физическое развитие (игры на мелкую моторику, гимнастика для глаз).

Формы организации детей : подгрупповая.

Методы:

Сюрпризный момент: помочь найти насекомых, подарок от Мухи-Цокотухи.

Игровые: дидактическая игра «Один-много», психогимнастика, гимнастика на мелкую моторику «Насекомые», гимнастика для глаз «Стрекоза».

Словесный: загадка, беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение, указания, исправления, словесные игры (составление предложений с предлогами, «Составь предложение»).

Наглядный: выполнение звукового анализа слова осы, анализ предложения.

Практический: определение позиции звука [А] в словах, дифференциация твердого – мягкого звуков [К], [К`] в словах, выполнение звукового анализа слова осы, анализ предложений, определение количества слогов в словах.

Место проведения: группа «Солнышко».

Количество детей : 8 детей.

Материалы к занятию : компьютер, интерактивная доска, магнитофон, презентация «Муха-Цокотуха», картинки для раскрашивания, буквы «А, К, Т, М, П».

Демонстрационный: схема анализа звуков, записка, насекомые (стрекоза, пчела, гусеница, жук, таракан, муха, схема предложения, фишки синего, красного цвета, игра на интерактивной доске «Один-много», кукольный стол, стулья, посуда, цветок фиалка.

Раздаточный: схемы для определения позиции звука, фишки синего, красного, зеленого цвета, тарелочки, схема предложения.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», проведение настольно-печатных игр «Один-много», «Кого не стало?», обобщающие понятия насекомых, составление предложений по предметным картинкам, характеристика звуков, изображение букв.

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, Р, Р`] у Леры Г., [Р,Р`] у Саши М., Дианы Р., Коли О., Юры А.

Ход:

Дети стоят вокруг логопеда.

Положительный настрой на совместную деятельность.

Собрались все дети в круг:

Я — твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед: отгадайте название сказки.

Ребенок загадывает загадку: Созвала гостей на чай,

Но попала невзначай

В паутину паука –

Он бы съел наверняка.

Проявил комар отвагу.

Дети: это сказка «Муха-Цокотуха».

Логопед: правильно. А вы помните, кто автор этой сказки?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Презентация – картинка Муха-Цокотуха.

Логопед: ребята, нам пришло сообщение от Мухи-Цокотухи «Здравствуйте, ребята! Помогите найти жуков, гусениц, букашек, кузнечиков, они тоже испугались паука и разбежались. До свидания». Поможем, ребята?

Дети: да.

Логопед: отправляемся на лужайку и поможем Мухе-Цокотухе найти букашек, гусениц, кузнечиков, пчел. «Вокруг себя обвернись, на лужайке очутись».

Презентация – картинка лужайка.

Логопед: вот мы и очутились на лужайке. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, кузнечик, оса, пчела?

Логопед: вот мы и приехали на лужайку. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, жук, стрекоза, таракан, комар?

Дети: насекомые.

Логопед: я не вижу здесь насекомых. Смотрите, записка «Выполните задания, отдам всех насекомых. Паук». Ребята, выполним задания паука?

Дети: да.

Логопед: назовите звуки в середине слова паук.

На доске картинки паук.

Дети: звуки [А, У].

Логопед: какие это звуки?

Дети: гласные звуки.

Логопед: каким цветом будем обозначать?

Дети: красным.

Логопед: расскажите, какие звуки [М, К, Т]?

Дети: согласные, твердые обозначаем синей фишкой.

Логопед: какие это звуки [Д`, В`, Б`]?

Дети: согласные, мягкие, обозначаем зеленой фишкой.

Логопед: определите, где находится звук [А] в словах?

Дети определяют на перфокартах позицию звука [А] в словах.

Логопед: Коля, где находится звук [А] в слове муравей?

Коля: звук [А] в слове муравей находится в середине слова.

Логопед: Диана, где находится звук [А] в слове муха?

Диана: звук [А] в слове муха находится в конце слова.

Логопед: Вова, где находится звук [А] в слове пчела?

Вова: звук [А] в слове пчела находится в конце слова.

Логопед: молодца, ребята, справились с заданием. Разложите картинки, если в слове [К] твердый, то к синей фишке, если в слове [К`] мягкий, то к зеленой фишке.

Дети раскладывают картинки.

Логопед: Лера, почему ты положила картинку бабочка к синей фишке?

Лера: в слове бабочка звук [К] твердый.

Логопед: Илья, почему ты картинку жуки положил к зеленой фишке?

Илья: в слове жуки звук [К`] мягкий.

Логопед: Фарид, почему ты картинку жук положил к синей фишке?

Фарид: в слове жук звук [К] твердый.

Логопед: у нас получилось выполнить это задание правильно?

ФИЗМИНУТКА

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с кулачок.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

Логопед: ребята, паук просит выложить слово осы фишками, справимся?

Дети: да.

Логопед: Какой первый звук ты слышишь Вика в слове осы?

Вика: звук [О].

Логопед: Дима, какой звук [О]?

Дима: звук [О] гласный, обозначаем красной фишкой.

Логопед: Юра, какой второй звук в слове осы?

Юра: в слове осы я слышу второй звук [С].

Логопед: Арсений, расскажи, какой звук [С]?

Арсений: звук [С] согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Логопед: Сережа, назови третий звук в слове осы.

Сережа: в слове осы я слышу третий звук [Ы].

Логопед: Ангелина, расскажи, какой звук [Ы]?

Ангелина: звук [Ы] гласный, обозначаем красной фишкой.

Логопед: сколько звуков в слове осы?

Дети: три звука.

Логопед: назовем каждый звук.

Логопед: ребята, посмотрите, поляна цветов, и это задание получилось. Паук просит поиграть в игру «Один-много».

Дети по очереди называют насекомых по интерактивной доске.

Логопед: сделаем гимнастику для глаз.

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед -

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Пальцами делают очки.

Глазами смотрят вправо- влево.

Круговые движения глаз.

Логопед: ребята, смотрите вот они насекомые. Расскажите, кто где спрятался?

Дети составляют предложения с предлогами под, на в, за, над.

Логопед: нас паук просит, чтобы мы выложили предложение «Комар сильный, отважный». Сколько слов в этом предложении?

Дети: в этом предложении 3 слова.

Логопед: выложите это предложение. Дима, какое первое слово?

Дима: первое слово комар.

Логопед: Вика, какое второе слово в этом предложении?

Вика: второе слово сильный.

Логопед: Саша, какое третье слово?

Саша: третье слово отважный.

Логопед: вот и нашлись насекомые, давайте посадим за стол. Рассадим насекомых, если в слове один слог, то на стул с одним цветочком.

Дети выполняют задание.

Логопед: Саша, сколько слогов в слове муха?

Саша: в слове муха два слога.

Логопед: Коля, почему ты посадил жука на стул с одним цветком?

Коля: в слове жук один слог.

Логопед: Диана, сколько слогов в слове стрекоза?

Диана: в слове стрекоза три слога.

Логопед: ребята, у нас получилось найти насекомых? Мы справились со всеми заданиями паука?

Дети: да.

Логопед: мы должны отправиться обратно в детский сад «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».

Презентация – картинка

насекомые пляшут с комаром и Мухой-Цокотухой.

Логопед: смотрите, нам «муха-Цокотуха и паук приготовили сюрпризы. Скажите, какие задания паука мы смогли выполнить?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Фонетики» (старшая группа) Программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н'» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н'» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Т и звуки [Т], [Т’]» (старшая группа) Конспект Тема: Буква Т и звук Т (Т') Цель: Познакомить детей с буквой Т и звуком Т (Т') Задачи: Развивать в детях словарный запас, интерес.

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) Подготовила Зверева Елена Викторовна МБДОУ детский сад №12 «Наше счастье».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа)Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Звуки «К», «КЬ» Цель: формирование навыка правильного произношения звуков «К» - «КЬ», их дифференциация. Задачи: 1. Коррекционно.

Музыкальный спектакль «Муха — Цокотуха» для детей старшего дошкольного возраста Спектакль по мотивам произведения К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» для детей старшего дошкольного возраста. В основу музыкального спектакля.

Подготовка детей к обучению грамоте У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость к речи.

Подготовка детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Конспект №1 Пр. задачи: развивать интерес к слову, уметь выделять слова из речевого потока: слова разные, каждое имеет свой смысл; каждое.

Театрализованное представление «Муха-Цокотуха» (подготовительная группа)Театрализованное представление «Муха-Цокотуха» (подготовительная группа) Цель: Развитие речи, творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи: 1) Развивать речь, творческие способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Муха-Цокотуха»
Опубликовано: 3 мая 2016 в 15:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД