МААМ-картинки

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк». (6 фото)

Ольга Мокшина
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

Цели.

1. Образовательная.

- Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентности слов.

2. Коррекционные.

- Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «ВОЛК».

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие функции словоизменения.

3. Воспитательная.

- Знакомство с жизнью животных. Воспитание любви к природе.

Ход занятия.

На горе стоит лесок,

Он не низок не высок

Публикация «Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л], Тема: Фонема [Л] и „семантическое поле“ слова „Волк“,» размещена в разделах

Удивительная птица подает нам голосок

Логопед:

Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

Дети:

Голубь.

Логопед:

Этот голубь не простой, смотрите, у голубя что-то есть в клюве.

Дети:

Письмо.

Логопед:

Как называется голубь, который доставляет почту?

Дети:

Почтовый.

Логопед:

Интересно, от кого это письмо?

- Ребята, здесь загадка, думаю, отгадав её, мы узнаем от кого письмо.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - … волк.

Что же в письме?

• Прослушивание образца нормированной речи.

«Ребята, у нас случилась беда.

Мой волчонок заболел.

Целый день не пил, не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, мне он забыл

Как какой – то звук произносил»

Какой звук забыл волчонок, не ясно?.

Я поняла, ребята. Какой звук чаще других слышится в письме?

Дети: звук [Л].

Логопед: Значит, волчонок забыл звук [Л].

2. Объявление темы занятия.

Логопед:

Поможем волчонку вспомнить этот звук? Для этого нам нужно будет отправиться в лес, но при этом самим следить за правильным произношением звука [Л].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

• Характеристика звука [Л].

Логопед:Прежде чем помочь волчонку, давайте с вами вспомним, как образуется звук [Л].

Дети:

Язык поднимаем вверх, «калиточка» (зубки) у заборчика открыта, воздух выходит теплый, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук звонкий, согласный, твердый.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:

Отправляемся в путь. Идём по лесной тропинке, но шаг делаем в том случае, если услышим звук [Л].

Вместе с мамою и папой,

Под еловой толстой лапой,

В логове волчонок жил -

Со зверями он дружил.

5. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед:

Куда же привела нас дорожка? К болоту.

Чтобы через него перебраться, нужно наступать на кочки и произносить слоги.

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ и т. д.

6. Автоматизация звука [Л], через формирование «семантического поля» слова ВОЛК. Развитие валентностей слов и функции словоизменения.

• Выделение главного слова.

Логопед:

Вот мы почти и дошли до лесной полянки, впереди овраг.

Давайте, посмотрим в бинокль (соединить большой палец со всеми остальными)

Кого вы видите?

Волка, волчицу, волчонка, волчат.

Что в лапах у волчонка?

Дети:

Волчок.

Фото «Волк»

Логопед:

Ребята, как вы думаете, что это за слова «волк, волчица, волчонок, волчата, волчок»?

Дети:

Это родные слова.

Звуковой анализ слов «ВОЛК», «ВОЛКИ»

Чтобы перейти нам нужно будет сделать мостик из дощечек.

(Выкладываем слова ВОЛК, ВОЛКИ из букв).

Логопед:

Давайте, рядом выложим ещё один мостик.

(Выкладываем цветную схему слов ВОЛК, ВОЛКИ)

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова . - фото
Фото №1 Образовательная

Логопед:

Где находится звук Л в слове «ВОЛК»?

Дети:

В середине слова.

Логопед:

Вот и полянка. Кто нас встречает?

Дети:

Волк, волчица и волчата.

Логопед:

Ребята, волки перепутали свои пенёчки – стульчики, давайте поможем найти каждому свой пенёк.

Чтобы узнать, где, чей пенек нужно определить количество слогов в слове.

Дети:

Волк – 1, волчица – 3, волчок – 2, волчонок – 3.

Логопед:

Волки предлагают рассмотреть фотографии и угадать, что волки на них делают

Слова – действия

Логопед:

Как волк передвигается?

Дети:

Ходит, рыщет – бегает.

Логопед:

Как волк голос подаёт?

Дети:

Воет.

Логопед:

Как волк добывает пищу?

Дети:

Охотится.

Логопед:

Прежде чем напасть на добычу, что волк делает?

Дети:

Выслеживает.

Логопед:

Затем к добыче он…

Дети:

Подкрадывается.

Логопед:

Затем на добычу…

Дети:

Нападают.

Логопед:

Волчица о своих детёнышах…

Дети:

Заботится, кормит.

Фото №2 Формирование и расширение семантического поля развитие валентности слов

Слова – признаки, синонимы, антонимы

Логопед

Теперь расскажем, какие волки?

Волк какой, если он питается другими животными?

Дети:

Хищный.

Если волк долго ничего не ел, значит, он какой?

Голодный.

А наоборот?

Сытый.

Если волк думает, как выследить свою добычу, значит он

Умный – понятливый

Волк охотится кроме мелких животных и на крупных, которые больше его. Значит он какой?

Сильный.

Чтобы догнать свою добычу, как надо бегать?

Быстро.

Значит, волк какой?

Быстрый.

Если может обмануть, перехитрить, значит он какой?

Хитрый

Логопед:

Волчица какая, если она заботится о своих малышах?

Дети:

Заботливая.

Логопед:

Волчата какие?

Дети:

Маленькие, пугливые.

Фото №3 Автоматизация звука Л в слогах словах предложениях через формирование семантического поля слова ВОЛК

• Физ. Минутка

Раз — присядка,

Два — присядка.

Это волчья зарядка.

Папа – волк – топ, топ (топаем ногами)

А волчица – хлоп, хлоп (хлопаем руками)

А волчата как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

Да ещё и спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

• Развитие функции словоизменения

Логопед:

Как называется жилище волков.

Дети:

Оно называется – логово.

Логопед:

Волки любят играть в прятки. Сейчас скажите, волк около чего?

Дети:

Волк около логова.

Логопед:

Волчица где?

Дети:

В логове.

Логопед:

Волчата где?

Дети:

За логовом?

Логопед:

Откуда волк отходит?

Дети:

От логова.

Логопед:

Откуда волчица выходит?

Дети:

Из логова.

Логопед:

Откуда волчонок выглядывает?

Дети:

Из-за логова.

Логопед:

В лесу очень много волков. Сосчитайте волчиц.

Дети:

Одна волчица, две волчицы, пять волчиц.

Логопед:

Сосчитайте волчат.

Дети:

Один волчонок, два волчонка, пять волчат.

Логопед:

Сосчитайте волков.

Дети :

Один волк, два волка, пять волков

Логопед:

Игра с мячом.

«Я начну предложение, а вы закончите словами ВОЛК, ВОЛЧИЦА и ВОЛЧАТА».

Мы подружились с …ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ и ВОЛЧАТАМИ.

Очень весело живётся… ВОЛКУ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАМ.

Мы играли с… ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ И ВОЛЧАТАМИ.

Будем вспоминать о …ВОЛКЕ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАХ.

7. Развитие психических процессов

Логопед:

Буква Л рассыпалась на части, давайте её соберём.

8. Автоматизация звука [Л]в стихотворении.

Логопед:

Давайте расскажем волчонку стихотворение о звуке [Л], чтобы он его никогда не забывал.

«Звук Л»

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

Л получится певучий,

Плавный ласковый и звучный:

Ласка, лампа, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лама.

9. Итог.

Логопед:

Пора ребята нам в обратный путь. У кого мы побывали?

Дети:

У волка, волчицы, волчонка, волчат.

Логопед:

Какой звук помогли вспомнить волчонку?

Дети:

Звук [Л].

Логопед:

В знак благодарности волчонок и его семья дарят вам на память букву Л, чтобы вы всегда помнили, как произносится этот звук.

Литература

З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова Поле речевых чудес : Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997.-180 с.

Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). - М. :Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Фонема «Щ» Цели: Образовательная: формирование и расширение семанического поля, развитие валентности слов. Коррекционные: 1. Автоматизация звука»щ»в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».
Опубликовано: 13 марта 2013 в 16:16
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД