Лучший педагог года

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] «Лаборатория юных экологов»

Татьяна Криницына
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] «Лаборатория юных экологов»

Цель: закрепление правильного произношения звука «Р»

Задачи:

Образовательные:

1. Автоматизация звука Р (в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях)

2. Расширение представлений детей о некоторых видах опасных ситуаций для окружающего мира природы (загрязнение воды).

3. Формирование элементарного представления о процессе фильтрации

4. Уточнение и обогащение словарного запаса: лаборатория, эколог, фильтр, марля, уголь, воронка.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Публикация «Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] „Лаборатория юных экологов“» размещена в разделах

2. Развитие мелкой и крупной моторики

3. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, умения рассуждать, делать выводы

Воспитательные:

1. Формирование положительной мотивации на занятии, умения слушать сверстников и педагога

2. Воспитание у детей желания правильно и красиво говорить, следить за своей речью

3. Воспитание бережного отношения к природе, к воде, как к основному природному ресурсу

4. Формирование интереса к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.

Предварительная работа:

• Артикуляционная гимнастика

• Упражнения на развитие мелкой моторики

• Работа над речевым дыханием, фонематическим слухом

• Работа над чёткостью и выразительностью речи.

Беседы на темы: «Что мы знаем о воде?»

• Д/и «Кто живет в воде?», «Живое-неживое», «Чистоговрки-рифмы»

Оборудование:

• Стулья (8 шт.)

• Столы (2 шт.)

• Телефон, сэлфи-палка, mp3-плеер

• Магнитная доска, магниты

Декорации: «Дерево», «Болото», «Пещера», табличка «Лаборатория юных экологов»

• Посылка, письмо от Водяного

• Банка с грязной водой

• Карта

• Зеркала индивидуальные (7 шт)

• Игра «Вернем птенцов в гнезда» (гнездо-схема – 3 шт. ; птенцы с картинками – 8 шт)

• Игра «Разноцветные слова» (цветные кочки – 8 шт. ; кочки с картинками – 8 шт.)

• Пеньки (3 шт)

• Игра «Расчистим вход в пещеру» (камни – 8 шт. ; карточки с чистоговорками – 8 шт.)

• Игра «Живая и неживая природа» (картинки – 8 шт)

• Кепки из картона с эмблемами «Юный эколог»

Для опытов: стаканчики (8 шт, воронки (4 шт, марля, ватные диски, ткань, уголь, большая воронка, подносы (6 шт, кувшин, салфетки, схемы фильтров

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Приветствие

Педагог и дети под музыку заходят в зал

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

дети здороваются с гостями

2. Посылка от Водяного. Введение в игровую ситуацию.

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку. Посмотрите на нее. Как вы думает, от кого она? (от Водяного). Давайте посмотрим, что внутри.

Смотрите, здесь банка и письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Водяной. Мне очень нужна ваша помощь!

Случилась с моим озером беда

В нем стала грязною вода

У озера стоит завод

И в воду грязь все льет и льет.

А люди моют в нем машины

Все пропахло здесь бензином

В посылке есть сосуд с водой

Но он волшебный, не простой.

В нем воду надо сделать чистой

Тогда и в озере она очистится

Но чтоб очистить воду в нем

Найти вам надо один дом

Необычный дом, научный

Он стоит в лесу дремучем

Заколдован этот лес

Полон тайн и чудес.

Может в нем лишь тот ходить

Кто звук Р умеет говорить.

Вы, ребята, поспешите

Как добраться – по карте смотрите.

Посмотрите, какая грязная вода в пруду у Водяного. Она мутная, на ней появились масляные пятна.

Как вы думаете, можно ли жить в такой воде? А почему нельзя? (ничего не видно, дышать тяжело)

Ребята, ну что, вы готовы помочь Водяному очистить его озеро от грязи?

Тогда пора отправляться в дремучий лес.

1. Упражнение «Зарядка» (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, артикуляционная гимнастика)

Но, прежде чем отправиться в путь, нам необходимо сделать разминку, подготовить себя, так как дорога дальняя и неизвестно, сколько трудностей нас ждет.

Становитесь на зарядку!

Всё в зарядке по порядку.

Начинаем: - Раз и два!

Руки, ноги, голова.

Тренируем наши руки,

Чтоб они не знали скуки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы упражнять! по очереди загибаем пальчики на правой руке

Крепкие, дружные,

Все такие нужные. ритмично сжимать и разжимать кулачки

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять! загибать поочередно пальцы на левой руке

Пальчики быстрые,

Красивые и чистые! помахать пальчиками обеих рук

Тренируем наши ножки,

Чтоб бежали по дорожке.

Раз-два, раз-два –

Марширует детвора.

Мы на стульчики присядем

В руки зеркальце возьмем

Тренируем язычок,

Чтобы говорить он мог.

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой. Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко. Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Наклонился низко,

К подбородку близко. Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

А теперь Язык, как мячик,

За зубами сверху скачет. Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом. Упр. «Лошадка»

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал. Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

Мы опять на ножки встанем

Мы зарядку завершаем

Потянули ручки ввысь,

Ну-ка, солнышка коснись!

2. Ритуал «входа» в сказку. Динамическая пауза «Воздушный шар».

Я вижу, что к путешествию вы готовы.

А на чем можно путешествовать? ( варианты детей: на машине, самолете, ракете и т. д.)

А я предлагаю отправиться в дремучий лес на воздушном шаре. Давайте мы его сейчас сделаем.

Шар воздушный надувайся,

В путь дорогу собирайся. Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют

Ждет дремучий лес давно

Надо нам попасть в него шагаем на месте

Вместе мы туда летим,

Озеро спасти хотим. кружимся на месте, и садимся на корточки

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ну вот мы и в дремучем лесу. Водяной нам написал, что пройти по нему может только тот, кто умеет красиво говорить звук Р и никогда про него не забывает.

А кто из вас помнит, как произносится звук «Р».

• Что делают губы? (улыбаются)

• В каком положении зубы? (чуть раздвинуты)

• Что делает язык? (дрожит за верхними зубами)

А что вы знаете о звуке [Р]? Какой это звук?

• Гласный или согласный? (согласный)

• Мягкий или твердый? (твердый)

Молодцы. А теперь давайте хором произнесем звук «Р».

И по очереди (индивидуальный контроль).

Молодцы, Вы всё правильно рассказали о звуке (Р). Теперь я уверена, что вы будете произносить его правильно и ни с каким другим звуком не спутаете!

А как же нам решить, в какую сторону идти? Что нам поможет? (карта).

Правильно, поможет карта, которую прислал Водяной. Давайте посмотрим, в каком направлении двигаться?

Дети вместе с педагогом рассматривают карту маршрута и определяют направление пути (к старому дубу).

1. Игра «Вернем птенцов в гнезда» (автоматизация звука Р в словах, определение места звука Р в словах)

Друг за другом мы пойдем

К дубу старому придем.

Ой, ребята, вот беда –

Птенчики выпали из гнезда!

Надо им помочь, ребята,

Вернуть птенчиков обратно.

Птенчики здесь не простые

Птенчики здесь звуковые

В руки птенчика возьмите

И картинку назовите

Все они со звуком Р

В начале, середине и в конце.

Где в слове звук, определите

По схеме гнездышко найдите.

Посмотрите, как это сделаю я.

Ребенок берет птенца, называет картинку и определяет позицию звука Р в слове (начало, середина, конец, а затем прикрепляют птенца к гнезду к соответствующему гнезду.

В начале слова: ракета, рука, роза

В середине слова:

В конце слова: забор,

2. Игра «Разноцветные слова» (автоматизация звука Р в словосочетаниях)

Птенцам мы помогли. Куда же нам идти дальше? (смотрят карту – Болото)

Друг за другом мы пойдем

И к болоту подойдем.

Нам промокнуть неохота

Ка же перейти болото? (по кочкам)

Верно.

Только кочки не простые

Одни с картинками, другие – цветные.

И пройдет по ним лишь тот,

Кто цвет к предмету быстро и верно подберет

И запомните, друзья,

Повторяться нам нельзя.

Ребята, встаньте на цветные кочки. А теперь вам надо перешагнуть на ту кочку, где нарисован предмет, который бывает такого же цвета и назвать его: «Красный помидор»

• Красный помидор

• Красный мухомор

• Красный рак

• Розовый поросенок

• Розовый персик

• Черный грач

• Черная пантера

• Оранжевая морковь

3. Физкультминутка «Прогулка по лесу»

Куда же нам идти дальше? (смотрят карту – к пещере)

Ну что же, отправляемся в путь.

Чтобы нам быстрей добраться,

Нужно очень постараться.

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем Маршируют на месте

Вот пенёчки впереди,

Змейкой надо обойти» Обходят пеньки змейкой

Выросла трава высокой,

Преградила путь-дорогу.

Выше ноги поднимайте,

На траву не наступайте! Ходьба с высоким подниманием колен.

К небу ручки протяните

Позвоночник растяните Потягивания – руки вверх

А теперь вращаем ручки

Словно разгоняем тучки Вращение прямых рук назад и вперед

На носочках по тропинке

Друг за другом мы прошли

И к пещере подошли. Идут друг за другом по тропинке на носочках

4. Игра «Расчистим вход в пещеру» (автоматизация звука Р в чистоговорках)

Вот пещера на пути

Надо нам ее пройти

Но завален вход камнями

Что же будем делать с вами?

Чтобы камни откатить,

Нужно рифмы сочинить.

Один камушек возьмите

Рифму быстро сочините

• Ра-ра-ра – собачья конура

• Ра-ра-ра – высокая гора

• Ра-ра-ра – в банке вкусная икра

• Ро-ро-ро – серое перо

• Ро-ро-ро – красное ведро

• Ру-ру-ру – скачет кенгуру

• Ры-ры-ры – воздушные шары

• Ры-ры-ры – летают комары

5. Игра «Живая и неживая природа» (автоматизация звука Р в предложениях).

Вот мы и пришли. Что же это за дом, в котором мы сможем очистить воду? Как он называется?

Дети читают надпись «Лаборатория юных экологов».

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения экспериментов, опытов и научной работы).

А кто такие экологи? (это люди, которые любят природу, охраняют и оберегают ее, изучают природу).

Правильно. А хотите стать юными экологами?

Но, чтобы пройти в лабораторию, надо открыть кодовый замок. В этом нам помогут наши знания о природе.

В этой коробочке лежат ключи-картинки с изображением живой и неживой природы. Рассмотрите их внимательно и поставьте под фигурой соответствующего цвета. У живой природы – зеленый цвет, у неживой – черный. И обязательно расскажите о своей картинке, как это сделаю я:

• У меня на картинке - муравей. Это живая природа.

• У меня на картинке корова. Это живая природа.

• У меня на картинке ромашка. Это живая природа.

• У меня на картинке рыба. Это живая природа.

• У меня на картинке ручей. Это неживая природа.

• У меня на картинке горы. Это неживая природа.

• У меня на картинке роса. Это неживая природа.

• У меня на картинке радуга. Это неживая природа.

Молодцы. Теперь мы можем пройти в лабораторию и провести опыты.

Надеть детям шапочки с эмблемами.

6. Опыты по очищению воды (Автоматизация звука Р в предложениях).

Итак, ребята, у нас есть грязная вода, которую прислал нам Водяной. Нам с вами предстоит очистить эту воду, из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы настоящие экологи.

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы очистить воду? (дети предлагают варианты)

Ребята, я вам подскажу, очистить воду можно с помощью фильтра. Давайте повторим это новое для нас слово. (дети повторяют)

Занимайте места за столами. Работать будем парами.

Каждой паре я раздам стаканчики с загрязненной водой. Мы попробуем очистить эту воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше. Схемы фильтров лежат перед вами.

• Вика, из чего состоит ваш фильтр? (Наш фильтр состоит из стакана, воронки и марли)

• Ваня, из чего состоит ваш фильтр? (Наш фильтр состоит из стакана, воронки и ватного диска)

• Даша, из чего состоит ваш фильтр? (Наш фильтр состоит из стакана, воронки и куска ткани)

• Максим, а из чего состоит наш фильтр? (Наш фильтр состоит из стакана, воронки, марли, ватного диска, ткани и угля)

Положите свои фильтры в воронку, как это показано на схеме.

• Ваня, что вы положили в воронку? (Мы положили в воронку марлю)

• Лиза, а вы что положили в воронку? (Мы положили в воронку ватный диск)

• Света, а что вы положили в воронку? (Мы положили в воронку кусок ткани)

• Максим, ну а что мы положили в воронку? (Мы положили в воронку марлю, ватный диск, кусок ткани и уголь)

А теперь давайте посмотрим, как работают наши фильтры.

Будем осторожно наливать грязную воду и понаблюдаем, что же происходит?

Каждая пара пропускает загрязненную воду через свой фильтр.

1) Фильтр № 1: стакан-воронка-марля

Вывод: вода очищается, а грязь остается на марле. Но вода все еще грязная.

2) Фильтр № 2: стакан-воронка-ватный диск

Вывод: вода очищается, а грязь остается на ватном диске. Но вода все еще грязная.

3) Фильтр № 3: стакан-воронка-кусок ткани.

Вывод: вода очищается, а грязь остается на ватном диске. Но вода все еще грязная.

4) Фильтр № 4: стакан-воронка-марля-ватный диск-кусок ткани-уголь

Вывод: вода очищается, а грязь остается на фильтре. Вода стала чистой.

Давайте сравним воду в наших стаканчиках и решим, какой фильтр лучше очистил воду. Поставим стаканчики с очищенной водой в ряд и внимательно посмотрим, в каком из них вода наиболее прозрачная? С помощью какого фильтра вода очищается лучше всего?

(Лучше всего вода очистилась с помощью фильтра из марли, ватного диска, ткани и угля).

А теперь, давайте вернем озеру очищенную воду. Мы сделаем один большой фильтр, поставим его в волшебную банку и пропустим через него грязную воду. И тогда озеро выздоровеет.

Пропускают грязную воду через фильтр в банку.

Чистая вода получена. Мы с вами выполнили условие, очистили воду в волшебной банке и теперь вода в озере у Водяного тоже станет чистой.

7. Игра «Доскажи словечко» (автоматизация звука Р в словах)

Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас. Поэтому на реках строят огромные очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.

Но такими серьезными вопросами занимаются уже взрослые.

А вы, ребята, должны знать и помнить правила бережного обращения с водой.

Давайте вместе расскажем, как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство наших водоемов?

Ну-ка дружно отвечайте,

Правила запоминайте.

На воде растет, цветет

Белая кувшинка.

Без воды исчезнет в миг,

Как в тепле снежинка.

Чтоб жизнь ее прекрасную

Грубо не прервать

Мы будем помнить правило:

Растения … (не рвать).

Речка тоже чей-то дом,

Много жителей есть в нем.

Этот дом не загрязняйте,

Мусор в воду … (не бросайте)

Вода - это бесценный дар

Закрывай за собой… (кран)

Просто так не лей ты воду,

Береги свою … (природу).

Запомни правило простое,

Чтоб берега не засорять,

Должны всегда мы мусор

За собою… (убирать)

Вода- бесценный дар планеты.

Давайте будем помнить это!

Не засоряйте, люди, воду!

Давайте сбережем … (природу!

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары.

Она взамен лишь просит одного:

Чтоб люди были к ней… (добры).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Ритуал «возвращения» в детский сад

Молодцы!

Мы Водяному помогли

И озеро его спасли.

А теперь детвора

Нам в обратный путь пора.

Давайте снова надуем наш воздушный шар и отправимся домой.

Повторно проводится физкультминутка «Воздушный шар»

2. Рефлексия «Общая фотография»

Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Сегодня мы с вами проделали большую работу. Давайте вспомним:

• Что позволило нам помочь Водяному?

• Зачем мы это делали?

• Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

• Какое задание понравилось больше всего? Почему?

• Что вы расскажете родителям о нашем сегодняшнем путешествии?

Ребята, давайте сделаем общую фотографию. Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, поднимите большие пальцы вверх. А если не понравилось – опустите их вниз. (фотографируемся).

Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь, а я хочу вам пожелать.

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

На этом наше занятие закончено. До свидания!

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [Ш]». Конспект подгруппового занятия (средняя группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 47 «Автоматизация звука [Ш]» Конспект подгруппового.

«В гости к Маше и Мише». Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. «В гости к Маше и Мише». Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах,.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях Цель: продемонстрировать потенциальные возможности использования инновационных технологий: скрапбукинг технологии, аква технологии, су-джок.

Конспект фронтального занятия по произношению и автоматизации звука [Р] План конспект фронтального занятия по произношению Тема: Звук р. Цель: Автоматизация звука р в слогах и словах. Задачи: 1. Автоматизация.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком по автоматизации звука [Р] Цели: 1. Автоматизация звука «Р» в прямых слогах и в начале слов с прямыми слогами; 2. Развитие фонематического слуха; 3. Формирование слитного.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «В гостях у сказки» Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в прямом слоге Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука С в прямом слоге в середине слов. Цель: Автоматизация звука С в прямом слоге в середине.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках «Маша и медведь» Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках Тема: Маша и медведь. Подготовительная к школе.

Конспект сценария развлечения в подготовительной группе «Посвящение в отряд юных экологов» Тематическое развлечение «Посвящение в отряд юных экологов» Участники: воспитанники подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель.

«Мишка». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] Цель: Автоматизация звука «Ш» 1. Коррекционно – обучающие: Закрепление знаний о механизме образования звука,его артикуляционный уклад,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] «Лаборатория юных экологов»
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 13:19
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД