Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»

Оксана Усманова
Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»

Цель: закрепиление знаний о домашних животных, формирование лексико-грамматические категории языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить знания и представления детей о домашних животных; обогащать словарь по теме «Домашние животные».

2. Закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в приделах 5.

4. Закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и восприятие.

2. Развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.

3. Развивать координацию речи с движением.

4. Развивать графо-моторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать заботу и бережное отношение к животным.

2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи друг к другу.

Предварительная работа: рассматривание цветных иллюстраций с изо-бражениями домашних животных; беседы по лексической теме «Домашние жи-вотные»; отгадывание загадок о домашних животных; составление предложений с опорой на схему; чтение сказки В. Сутеева «Капризная кошка»; проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Чьи дети?», «Четвертый лишний», «Кто позвал?», «Разрезные картинки»; прослушивание аудиозаписей и просмотр мультимидийных презентаций о домашних животных.

Материалы и оборудование: костюм Матрены; клубочек; муляж дерева; предметные картинки с изображением домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); муляжи домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); макет деревянного сарая; мяч; разрезные картинки из 4-5 частей (козы, свиньи, коровы); муляжи корма домашних животных (травы, сена, клевера, кости, мяса, рыбы, капуста); цветные карандаши; контурные изображения собаки; 3 раскраски домашних животных автор Вохринцева С. В. ; аудиозапись с голосами домашних животных; магнитофон, детские стулья, стол.

Словарная работа:

- Существительные: животные, корова, коровушка, теленок, собака, собачка, щенок, кошка, кошечка, котёнок, лошадь, лошадка, жеребёнок, коза, козочка, козлёнок, свинья, поросенок, сено, клевер, овес.

- Глаголы: мяукает, лает, мычит, хрюкает, ржёт, грызет, сидит.

- Прилагательные: ласковая, пушистая, красивая, добрая.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Матрена. Сегодня я вас приглашаю в гости в свою деревню.

- Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек, он поможет дойти нам до деревни.

- За клубочком мы пойдем и в деревню попадем! Пока мы будем идти, слушайте внимательно все голоса и звуки. Потом расскажите, кого услышали.

(Логопед включает музыку с голосами домашних животных).

- Вот мы с вами и пришли в деревню. Чьи голоса вы услышали?

(Дети проговаривают животных, чьи голоса услышали по аудиозаписи).

- Правильно, все голоса отгадали.

- Что делают кошка, корова, лошадь, собака когда голос подают?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

Кошка, собака, корова, свинья, лошадь ждут вас у себя в гостях, так ска-жите какие это животные? Дикие или домашние?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

- Почему мы их называем домашними животными?

(Предпологаемые ответы детей «Живут рядом с человеком», «Приносят пользу»).

- Малодцы ребята! Сегодня вы побываете у меня и у моих домашних жи-вотных в гостях.

- Проходите, присаживайтесь за стол.

2. Основная часть

• Игра «Собери животное»

Цель: развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.

- Ребятки я совсем забыла вам сказать, хотела подарить своим братьям игру и оставила её на столе, а моя кошка Мурка пока меня не было разбросала все картинки, вот сейчас не могу их собрать, поможете мне?

(Дети соглашаются помочь Матрене собрать картинки)

- Вы внимательно смотрите и картинки соберите!

(Дети складывают разрезные картинки)

- Каких животных вы собрали?

(Предпологаемые ответы детей «козы, свиньи, коровы»)

- Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь, теперь я смогу подарить игру своим братьям!

- Вы, наверное, устали пока мне помогали! Давайте выйдем во двор и поиграем в игру с мячом!

• Игра «Назови ласково» - (проводится игра с мячом).

Цель: закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ребята, мы будем называть ласково домашних животных! Я вам бросаю мяч, и называю домашних животых, а вы ловите мяч и называете ласково животных и возвращаете мне мяч. Например: кошка-кошечка.

(Педагог бросает детям мяч и называет домашних животных; дети ловят мяч, называют ласково животных и возвращает мяч).

- Ребята, какие вы молодцы, всех животных ласково назвали.

- Посмотрите, какой мешочек вам интересно узнать, что в нем. Давайте присядем за стол и посмотрим. Ребята здесь спрятались животные!

(Логопед достаёт из мешочка животных и их детёнышей).

- Какие животные были в мешочке?

(Предпологаемые ответы детей «корова, кошка, собака»)

- Назовите детенышей коровы, кошки, собаки.

(Дети называют детенышей домашних животных).

- Молодцы, всех детенышей правильно назвали.

-Вам интересно узнать, сколько у коровы телят у собаки щенят?

(Дети соглашаются с логопедом)

• Игра «Посчитай и назови детёнышей»

Цель: закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в пределах 5.

- Ребята, а сейчас посчитайте детенышей домашних животных.

(Дети считают детенышей домашних животных).

-Сколько всего детенышей у коровы, собаки, кошки?

(Предполагаемые ответы детей: «У коровы два теленка. У собаки три щенка. У кошки пять котят.»).

- Какие вы молодцы, посчитали детёнышей домашних животных. Давайте выйдем во двор, возьмемся за руки и немножко отдохнем.

• Динамичекая пауза.

Цель: развивать координацию речи с движением.

(Дети берутся за руки и выполняют движения за логопедом)

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Остренькие рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке -

Бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный…

Как прыгну – сразу забодаю. (Дети идут по кругу)

(Показывают «рожки» прыгают на носочках)

(Ладошками показывают «ушки»)

(Показывают язык «лопатой»)

(Рукой показывают «хвостик»)

(Прыгают «бодаются»)

- Молодцы, вам понравилась игра?

- Давайте пойдем в сарай и посмотрим, что же делают животные.

(Логопед с детьми подходит к макету сарая).

• Игра «Найди домашних животных»

Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».

(Муляжи домашних животных расставлены под деревом, на крыше, перед сараем).

-Ой, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, домашние животные все разбежались. Помогите найти животных кто, где спрятался?

(Дети составляют предложения с пространственными предлогами).

- Молодцы и в этом вы мне помогли!

- Я совсем забыла, пришло время кормить животных. Давайте вместе их покормим.

(Дети соглашаются прийти на помощь Матрене).

• Игра «Кто, чем питается?»

Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения.

- Это еда животных (педагог на подносе показывает еду домашних животных). Здесь рыба, сено, клевер, мясо, косточки, овёс, капуста, морковь, трава. Этим питаются домашние животные.

- Чем вы накормите корову, собаку, кошку, козу, лошадь?

(Предпологаемые ответы детей «Я накормлю корову сеном»).

- Молодцы, ребята, вы помогли мне накормить животных, спасибо за по-мощь. Ведь животных нужно беречь, заботиться о них.

- Назовите ваше любимое животное.

(Дети навывают своих любимых животных).

-Вы хотите узнать моё любимое животное.

-Для этого вам нужно отгодать загадку.

«Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспал,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

(Дети отгадывают загатку «Собака»).

- Молодцы! Собака у меня ласковая, пушистая, а какая ещё бывает собака?

(Дети отвечают на вопрос)

- Я предлагаю вам разукрасить мое любимое животное.

• Упражнение «Раскрасим животного»

Цель: развивать графо-моторные навыки.

- Садитесь за стол, возьмите карандаш, обведите собаку по контуру, рас-красьте её, нарисуйте ей глаза. Спинку держим ровно, не выходим за контур, штрихуем в одном направлении.

(Дети закрашивают контур собаки).

- Молодцы, вы все очень старались.

3. Итог занятия

- Ребята вы сегодня побывали у меня в гостях. Давайте вспомним голоса, каких животных вы слышали?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

- Что мы с вами делали?

(Предпологаемые ответы детей «Кормили домашних животных, собирали разрезные картинки, считали детенышей домашних животных»).

- Ребята я хочу, чтобы вы не забыли о нашей встрече, и о моих домашних животных. Я дарю вам раскраски. Надеюсь, что вы ещё ко мне прийдете в гости.

• Домашние задание – дома вместе с родителями раскрасьте домашних животных.

- Вам пора обратно в группу. Для того чтобы вы могли вернуться, я дам вам волшебный клубочек. До свидания!

(Дети возвращаются в группу)

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 19:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Иллюстрированная большая книга классификаций» (познавательное развитие) — часть 1.
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с пособием ( содержащим в себе две части) «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для...
Фотоотчет творческой работы с детьми «Волшебные семена»
Фотоотчет творческой работы с детьми "Волшебные семена" Во всех детских садах воспитатели в своей работе широко используют природный материал: в оформлении...
Фоторепортаж «Очаровательный Мезмай, чудесная Гуамка!»
Каждое лето, в отпуске, я езжу в родные места, на Кубань, повидаться с родственниками, отдохнуть на море. Этот год не стал исключением, после...
Праздник «Здравствуй, лето!» (вторая младшая группа)
Проходит на открытой площадке детского сада. Ведущий Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое. Сегодня праздник всех важней, Сегодня...
Наши шкафчики.
Уважаемые коллеги! Лето - время отпусков и отдыха, а для нас воспитателей - время ремонта, обновления наших групповых комнат, участков. Представляю вашему...