Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»

Оксана Усманова
Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»

Цель: закрепиление знаний о домашних животных, формирование лексико-грамматические категории языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить знания и представления детей о домашних животных; обогащать словарь по теме «Домашние животные».

2. Закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в приделах 5.

4. Закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и восприятие.

2. Развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.

3. Развивать координацию речи с движением.

4. Развивать графо-моторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать заботу и бережное отношение к животным.

2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи друг к другу.

Предварительная работа: рассматривание цветных иллюстраций с изо-бражениями домашних животных; беседы по лексической теме «Домашние жи-вотные»; отгадывание загадок о домашних животных; составление предложений с опорой на схему; чтение сказки В. Сутеева «Капризная кошка»; проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Чьи дети?», «Четвертый лишний», «Кто позвал?», «Разрезные картинки»; прослушивание аудиозаписей и просмотр мультимидийных презентаций о домашних животных.

Материалы и оборудование: костюм Матрены; клубочек; муляж дерева; предметные картинки с изображением домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); муляжи домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); макет деревянного сарая; мяч; разрезные картинки из 4-5 частей (козы, свиньи, коровы); муляжи корма домашних животных (травы, сена, клевера, кости, мяса, рыбы, капуста); цветные карандаши; контурные изображения собаки; 3 раскраски домашних животных автор Вохринцева С. В. ; аудиозапись с голосами домашних животных; магнитофон, детские стулья, стол.

Словарная работа:

- Существительные: животные, корова, коровушка, теленок, собака, собачка, щенок, кошка, кошечка, котёнок, лошадь, лошадка, жеребёнок, коза, козочка, козлёнок, свинья, поросенок, сено, клевер, овес.

- Глаголы: мяукает, лает, мычит, хрюкает, ржёт, грызет, сидит.

- Прилагательные: ласковая, пушистая, красивая, добрая.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Матрена. Сегодня я вас приглашаю в гости в свою деревню.

- Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек, он поможет дойти нам до деревни.

- За клубочком мы пойдем и в деревню попадем! Пока мы будем идти, слушайте внимательно все голоса и звуки. Потом расскажите, кого услышали.

(Логопед включает музыку с голосами домашних животных).

- Вот мы с вами и пришли в деревню. Чьи голоса вы услышали?

(Дети проговаривают животных, чьи голоса услышали по аудиозаписи).

- Правильно, все голоса отгадали.

- Что делают кошка, корова, лошадь, собака когда голос подают?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

Кошка, собака, корова, свинья, лошадь ждут вас у себя в гостях, так ска-жите какие это животные? Дикие или домашние?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

- Почему мы их называем домашними животными?

(Предпологаемые ответы детей «Живут рядом с человеком», «Приносят пользу»).

- Малодцы ребята! Сегодня вы побываете у меня и у моих домашних жи-вотных в гостях.

- Проходите, присаживайтесь за стол.

2. Основная часть

• Игра «Собери животное»

Цель: развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.

- Ребятки я совсем забыла вам сказать, хотела подарить своим братьям игру и оставила её на столе, а моя кошка Мурка пока меня не было разбросала все картинки, вот сейчас не могу их собрать, поможете мне?

(Дети соглашаются помочь Матрене собрать картинки)

- Вы внимательно смотрите и картинки соберите!

(Дети складывают разрезные картинки)

- Каких животных вы собрали?

(Предпологаемые ответы детей «козы, свиньи, коровы»)

- Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь, теперь я смогу подарить игру своим братьям!

- Вы, наверное, устали пока мне помогали! Давайте выйдем во двор и поиграем в игру с мячом!

• Игра «Назови ласково» - (проводится игра с мячом).

Цель: закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ребята, мы будем называть ласково домашних животных! Я вам бросаю мяч, и называю домашних животых, а вы ловите мяч и называете ласково животных и возвращаете мне мяч. Например: кошка-кошечка.

(Педагог бросает детям мяч и называет домашних животных; дети ловят мяч, называют ласково животных и возвращает мяч).

- Ребята, какие вы молодцы, всех животных ласково назвали.

- Посмотрите, какой мешочек вам интересно узнать, что в нем. Давайте присядем за стол и посмотрим. Ребята здесь спрятались животные!

(Логопед достаёт из мешочка животных и их детёнышей).

- Какие животные были в мешочке?

(Предпологаемые ответы детей «корова, кошка, собака»)

- Назовите детенышей коровы, кошки, собаки.

(Дети называют детенышей домашних животных).

- Молодцы, всех детенышей правильно назвали.

-Вам интересно узнать, сколько у коровы телят у собаки щенят?

(Дети соглашаются с логопедом)

• Игра «Посчитай и назови детёнышей»

Цель: закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в пределах 5.

- Ребята, а сейчас посчитайте детенышей домашних животных.

(Дети считают детенышей домашних животных).

-Сколько всего детенышей у коровы, собаки, кошки?

(Предполагаемые ответы детей: «У коровы два теленка. У собаки три щенка. У кошки пять котят.»).

- Какие вы молодцы, посчитали детёнышей домашних животных. Давайте выйдем во двор, возьмемся за руки и немножко отдохнем.

• Динамичекая пауза.

Цель: развивать координацию речи с движением.

(Дети берутся за руки и выполняют движения за логопедом)

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Остренькие рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке -

Бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный…

Как прыгну – сразу забодаю. (Дети идут по кругу)

(Показывают «рожки» прыгают на носочках)

(Ладошками показывают «ушки»)

(Показывают язык «лопатой»)

(Рукой показывают «хвостик»)

(Прыгают «бодаются»)

- Молодцы, вам понравилась игра?

- Давайте пойдем в сарай и посмотрим, что же делают животные.

(Логопед с детьми подходит к макету сарая).

• Игра «Найди домашних животных»

Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».

(Муляжи домашних животных расставлены под деревом, на крыше, перед сараем).

-Ой, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, домашние животные все разбежались. Помогите найти животных кто, где спрятался?

(Дети составляют предложения с пространственными предлогами).

- Молодцы и в этом вы мне помогли!

- Я совсем забыла, пришло время кормить животных. Давайте вместе их покормим.

(Дети соглашаются прийти на помощь Матрене).

• Игра «Кто, чем питается?»

Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения.

- Это еда животных (педагог на подносе показывает еду домашних животных). Здесь рыба, сено, клевер, мясо, косточки, овёс, капуста, морковь, трава. Этим питаются домашние животные.

- Чем вы накормите корову, собаку, кошку, козу, лошадь?

(Предпологаемые ответы детей «Я накормлю корову сеном»).

- Молодцы, ребята, вы помогли мне накормить животных, спасибо за по-мощь. Ведь животных нужно беречь, заботиться о них.

- Назовите ваше любимое животное.

(Дети навывают своих любимых животных).

-Вы хотите узнать моё любимое животное.

-Для этого вам нужно отгодать загадку.

«Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспал,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

(Дети отгадывают загатку «Собака»).

- Молодцы! Собака у меня ласковая, пушистая, а какая ещё бывает собака?

(Дети отвечают на вопрос)

- Я предлагаю вам разукрасить мое любимое животное.

• Упражнение «Раскрасим животного»

Цель: развивать графо-моторные навыки.

- Садитесь за стол, возьмите карандаш, обведите собаку по контуру, рас-красьте её, нарисуйте ей глаза. Спинку держим ровно, не выходим за контур, штрихуем в одном направлении.

(Дети закрашивают контур собаки).

- Молодцы, вы все очень старались.

3. Итог занятия

- Ребята вы сегодня побывали у меня в гостях. Давайте вспомним голоса, каких животных вы слышали?

(Дети отвечают на вопрос логопеда)

- Что мы с вами делали?

(Предпологаемые ответы детей «Кормили домашних животных, собирали разрезные картинки, считали детенышей домашних животных»).

- Ребята я хочу, чтобы вы не забыли о нашей встрече, и о моих домашних животных. Я дарю вам раскраски. Надеюсь, что вы ещё ко мне прийдете в гости.

• Домашние задание – дома вместе с родителями раскрасьте домашних животных.

- Вам пора обратно в группу. Для того чтобы вы могли вернуться, я дам вам волшебный клубочек. До свидания!

(Дети возвращаются в группу)

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 19:03
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...