«Звук [Ж]». Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе в условиях логопункта

Ирина Лайкова
«Звук [Ж]». Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе в условиях логопункта

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ЗВУК И БУКВА Ж».

Цели занятия:

- автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;

- развивать фонематическое восприятие;

- познакомить детей с буквой Ж;

- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.

Оборудование:

- магнитная доска;

- телефон, указка;

- картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;

- фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

- колокольчик – символ звонкого согласного звука;

- иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

- картинки -буквы (А4) – А,О,У,И,Ж;

- слоговые схемы: 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт. ;

- записка от зверей с загадками;

- маленькая картинка или игрушка жук;

- конверты по группе со счётными палочками.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.

- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Загадки:

Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться (жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это - … (ёжик).

Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

3. Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Серёжа будет новым звуком. Каким?

Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со солгами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е. (жа).

Жу-жу-жу – дадим яблоко (ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

4. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж!

(С. Маршак)

Игра «Найди конверт».

Каждый конверт лежит в условленном месте.

-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.

Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т. д.

Дети садятся, открываю конверты.

-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.

Физминутка.

Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.

Оранжевая песенка.

Вот уже подряд два дня Стоя, разминаем кисти рук.

Я сижу рисую. Встряхиваем руками.

Красок много у меня - Хлопки в ладоши.

Выбирай любую.

Я раскрашу целый свет Руки в стороны.

В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.

Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.

Оранжевое море, Присели, руки вниз.

Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.

Оранжевый верблюд. Руки на пояс.

Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.

Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.

Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.

Оранжево поют. Хлопки в ладоши.

(А. Арканова, Г. Горина)

Жёлтая песенка.

Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.

Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.

Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.

Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.

Жёлтый – цвет радости,

Радуйся, дружочек.

(В. И. Ковалько)

5. Закрепление звука в словах.

-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.

Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж: жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.

Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.

-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).

А где мы слышим звук Ж?

Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.

Т. о. разбираются все слова.

6. Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.

-В каких словах здесь слышится звук Ж?

Страха, мышка, от, задрожала.

Замок, заржавел, железный.

7. Итог занятия.

-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.

Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.

2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Звук [Ж]». Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе в условиях логопункта
Опубликовано: 7 октября 2013 в 20:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Красная шапочка» на новый лад. Сценарий для старшей группы
Сценарий «Красная Шапочка» на новый лад. Ведущая: В сказке всегда побеждает добро, От сказки всегда веет теплом. Дорогой слушатель, ты будешь рад....
Конспект НОД «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Цель : создание выразительных аппликативных образов. Задачи : учить создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы,...
Фотоотчет к 9 мая
9мая наша страна отметила праздник День Победы! Очень много дней прошло с того дня, как наш народ победил фашистскую Германию. Пока вы еще маленькие, но мы...
Весеннее музыкальное развлечение «Приключения колобка» для детей 3–4 лет по мотивам...
Звучит песня «Выглянуло солнышко», дети заходят, встают полукругом. Ведущий: Ребята, взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг....
Беседа «Наши любимые ягоды»
Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру. Задачи: - развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру; - воспитывать...