Лучший педагог года

Конспект подгруппового занятия «Зимушка-зима»

Людмила Рыбалко
Конспект подгруппового занятия «Зимушка-зима»

Конспект подгруппового занятия

Коррекционно-образовательные цели:

• Активизация, актуализация словаря по теме. Обогащение словаря лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки;

• Совершенствование грамматического строя. Согласование прилагательных с существительными, образование родственных слов.

Коррекционно-развивающие цели:

• Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, мышление, творческое воображение;

• Учить устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать события.

Коррекционно-воспитательные цели:

Публикация «Конспект подгруппового занятия „Зимушка-зима“» размещена в разделах

• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;

• Воспитание чувства прекрасного от общения с литературой, искусством и природой.

Оборудование:

• Портрет Старика-Годовика;

• Портреты зимних месяцев;

• Рисунок Матушки-Зимы;

• Маски злобы, удивления, радости;

• Дерево родственных слов;

• Картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Рылова «В голубом просторе»;

• Музыкальный отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Предварительная работа:

• Чтение сказок С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», К. Ушинского «Проказы старухи зимы», «Мороз, солнце и ветер»;

• Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Идет волшебница зима…», «Блистает речка льдом одета», И. Сурикова «Зима»;

• Прослушивание отрывка из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» на музыкальном занятии.

Ход занятия

/Объявление темы занятия. Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Времена года»/.

Логопед. Дети, какое стихотворение о зиме вам хочется прочитать, слушая это музыкальное произведение?

/На доске портрет зимы/.рисунок 1

Дети.

Стихотворение А. С. Пушкина «Идет волшебница зима…»

«Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы».

/Вносится на блюде снег/.

Логопед. А вот, дети, нам принесли вату, она похожа на снег.

Дети. Это не вата, это снег.

Логопед. Но она мягкая, пушистая, белая.

Дети. Она теплая, не тает, не рассыпается. А снег холодный, снег рассыпается, в тепле тает.

Логопед. Молодцы дети. Верно. А чей друг снег?

Дети. Зимы, конечно. Зима не зима, если снега нет.

/За дверью раздаются голоса: «Это я белоснежная… Нет это я чистый и белый!»/

Логопед. Ой, дети, я забыла внести пакет, в который сложила слова-признаки о зиме и снеге. Что нужно сделать, чтобы они не ссорились?

Дети. Разложить слова отдельно. Зима-какая? Снег-какой?

/На доске двое детей читают и в две колонки раскладывают слова-признаки/

Волшебная

Холодная

Снежная

Красивая

Сказочная

Чистая

Белоснежная

Рассыпчатый

Чистый

Блестящий

Искрящийся

Белый

Сверкающий

Хрустящий

Логопед. Задание выполнено правильно. Я горжусь вами. Посмотрите на фланелеграф. Что за дерево я выставила?

Дети.

Это дерево родственных слов, корень слова – снег.

Логопед. Какие родственные слова образовались от этого корня?

Дети. Снежок, снежки, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник. А еще есть сложные слова: снегоход, снегопад.

Логопед: А кто еще у зимы друзья?

Дети. Мороз, Солнце и Ветер.

Логопед. О чем они однажды поспорили?

Дети. Они спорили о том, кто из них сильнее.

1 ребенок. Солнце считало, что оно сильнее.

2 ребенок. Мороз думал, что он всех заморозить может. Он самый сильный.

3 ребенок. А оказалось, что самый сильный и умный ветер. Если солнце припечёт, ветер подует и людям жарко не будет.

4 ребенок. А если мороз будет морозить людей, ветер перестанет дуть. А без ветра и мороз не мороз.

Логопед. А в каком месяце зимой дуют сильные ветры?

Дети. В феврале. И называют ветры зимой по-разному:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Логопед. Какое чувство вызывает буран?

Дети. Радость, удивление.

/Дети выбирают соответствующие маски/.

Логопед. Как называется сказка, в которой все 12 месяцев встречаются вместе?

Дети. Это сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Логопед. А кто посылает месяцы один за другим и следит, чтобы они друг друга не обгоняли?

Дети. Старик-годовик.

На доске рисунок 2

1 ребенок. Взмахнул рукавом старик-годовик и вылетели три птицы – зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

2 ребенок: Взмахнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка птиц: март, апрель, май. март, апрель, май.

3 ребенок. Махнул старик-годовик третий раз. Полетела третья тройка. Стало жарко, душно.

4 ребенок. Махнул старик-годовик 4 раз – полетели еще 3 птицы. Наступила осень.

Дети. А после осени пришла снова зима.

Логопед. Писатель К. Ушинский поколдовал и превратил Зиму в старуху.

/Переворачивает портрет Зимы и появляется портрет старухи Зимы/.

Как называется эта сказка?

Дети. Сказка называется «Проказы старухи-зимы».

Логопед. Какая из трех картин напоминает вам начало этой сказки?

/Дети подходят к картине А. Рылова «В голубом просторе»/.

Логопед. Кто помнит начало сказки?

1 ребенок. Задумала Зима всякое дыхание со свету сжить. Набросилась она на птиц. Собрались птицы стаями и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.

Логопед. Кого Зима на зверей погнала?

2 ребенок. Морозы. Бегут морозы, один другого лютей, зверей пугают.

3 ребенок. А звери в свои жилища попрятались. Медведь лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Лиса с лисятами в норе сидит.

Логопед. На кого же еще зима морозы послала?

4 ребенок. Бойко бегут морозы, потрескивают, с елки на елку перепрыгивают. Постукивают, мосты на реках, озерах строят. Рыб замораживают.

5 ребенок. А рыбы вглубь ушли, тепло им подо льдом.

Логопед. «Ну, постой же, - думает Зима, - дойму я людей».

6 ребенок. И шлёт Зима мороз за морозом, один другого злее. В стены домов стучат, на окнах узоры рисуют. А люди печки топят, блины пекут, чай с блинами пьют.

Логопед. Давайте выберем маску морозов, которые людей пугают.

/Дети выбирают маску Злобы/.

Логопед. Какое стихотворение вы знаете о морозах?

/Дети читают стихотворение Т. Волжиной «Мороз»/.

Скрипит мороз.

Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб.

И дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки,

И солнце в небе, как желток…

И до того мороз жесток,

Что через поле птица

Перелетать боится!

Логопед. Посмотрите на картину И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Можно ли сказать, что художник изобразил на картине сильный мороз?

Дети. Все деревья стоят в инее. Такими деревья бывают только в сильный мороз. Солнце желтое. Видно оно светит, но не греет. Погода не вызывает радостного чувства.

Логопед. Я тоже так думаю. Вы хорошо ответили на мой вопрос. Ой, дети, и на нас морозы напали. Что же нам делать?

1 ребенок. Варежками разотрем уши, щеки, носы. И мороз не страшен.

2 ребенок. Пойдем кататься с горки, возьмем лыжи и коньки, будем спортом заниматься.

Логопед. Мороз не велик, да стоять не велит. Что это значит?

Дети. Будешь стоять – замерзнешь. Надо двигаться, играть, прыгать.

Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовались слова, которые я выложила на доске?

Дети. Корень слова – мороз.

Заморозки

Морозики

Морозцы

Морозы

Морозище

Мороженое

Морозильник

Стужа

Морозилка

Логопед.

Уберите слово, которое не образовалось от корня мороз.

/Дети убирают слово СТУЖА/.

Уберите слова, которые не относятся к погоде.

/Дети убирают слова – мороженое, морозилка, морозильник/.

Логопед. [ Мне понравилось, как быстро вы справились с заданием. Пора расколдовать Зиму.

/Переворачивает портрет в первоначальное положение/.

Дети, почему художники на своих картинах рисуют зиму, писатели и поэты пишут стихи и рассказы о зиме?

Дети. Потому что зима белоснежная красавица, волшебница, матушка зима, проказница. Украшает землю, деревья, дома чистым снегом. Радует нас легким морозцем.

Логопед. Молодцы. А. С. Пушкин очень любил зиму. Какое еще стихотворение создает картину веселой зимы?

Дети.

/Читают стихотворение «Блистает речка льдом одета»/.

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег

Звездами падая на брег.

Окончание занятия

/Оценка работы детей/

Логопед предлагает детям рассказать о том, что им интересно было делать на занятии. Положительно оценивает работу детей.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Рекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского садаРекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Лексико-грамматическая работа с предметными картинками на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового занятия «Зимушка-зима»
Опубликовано: 13 января 2015 в 18:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД