МААМ-картинки

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.

Татьяна Калиниченко
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.

МБДОУ ЦРР д/с №8 «Солнышко»

Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.

«Путешествие в Древние времена»

Цель: Автоматизация сонорного звука «л» в скороговорках.

Задачи:

Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на большие расстояния;

Показать значение общения между людьми

Воспитывать уважение к языку, к прародителям

Развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения

Публикация «Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука „Л“ на этапе скороговорок,» размещена в разделах

Развивать мелкую, общую, мимическую моторику, пространственные представления

Закрепить произношение сонорного звука «л» в скороговорках

Развивать плавный речевой выдох

Развивать навыки диалогического общения

Ход

Орг. момент Здравствуйте, ребята. Скажите, а вы любите путешествовать?

Сегодня я предлагаю вам отправимся в путешествие в прошлое. Но как же мы с вами попадем в прошлое? Что нам в этом поможет?

Отправимся туда на машине времени.

Посмотрите внимательно по сторонам, может здесь есть что-то похожее на машину времени?

Находят машину, рассаживаются

Сообщение темы

- Ребята, как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

- Сегодня мы узнаем, когда же появилась письменность.

Давайте сядем в нашу машину времени. Закроем глаза и полетим в те далекие и далекие времена. А для того, чтобы машина начала движение нужно повторить заклинание:

ТЛА-ТЛА-ТЛА КЛА-КЛА-КЛА ПЛО -ПЛО - ПЛОт

– отправляемся в полет.

(Дети повторяют сочетание слогов со стечением согласных 3 раза. ФономзЗвучит «космическая музыка», дети рассаживаются.

Этапы развития письма.

Нам предстоит долгий путь, а пока мы летим, я хочу рассказать вам одну очень интересную историю.

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но в пещерах жили не только люди: как вы думаете,кого ещё можно было там встретить?

В пещерах жили ящерицы, змеи и даже медведи. Медведи точили когти о стену, оставляя на стене следы-царапины.

- Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были просто царапины. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

Вот мы с вами прилетели. Пора сделать остановку.

Посмотрите, что вы видите вокруг? Внимательно приглядимся к царапинам на стенах пещеры, как вы думаете, на что они похожи? (графическое изображение картинок артикуляционной гимнастики: "Маляр" - кисть, "Вкусное варенье" - банка с вареньем, "Парус" - кораблик, "Лопатка"- лопата, "Качели"- качеля. - Я предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.

Ребята, кто может вспомнить и сказать, кто жил в пещерах вместе с древними людьми?

- А чем люди отличаются от животных?

Люди умеют разговаривать и общаться.

- Что значит «общаться»? Общаться, значит поддерживать общение, взаимные отношения, рассказывать друг другу о чем-то, или о ком-то на расстоянии.

- А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

- Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

- Использовались разные сигналы:посмотрите на монитор нашей машины времени (экран презентация).

Вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко.

Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

Посмотрите, у нас с вами тоже есть небольшие костры-свечки. Так как сейчас у нас мирное время и никакой опасности нет, поэтому и дыма от костра не должно быть видно. И я вам предлагаю, задуть огонь. Вдохнули носом, вытянули губы трубочкой и плавно подули на пламя.

- А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама).

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами поиграем.

Слушайте внимательно, если вы услышите приветствие – 2 удара в барабан, вам нужно мирно шагать по кругу, а если тревога – частая дробь нужно присесть, прислушаться и всмотреться вдаль, откуда движется опасность?

А сейчас Маша будет у нас вождем, а мы будем племенем. Слушайте внимательно, какую информацию несет нам барабан Там-там.

(Поочередно выходят дети и отхлопывают в барабан ритм, заданный педагогом.)

- Молодцы, помогли соседнему племени, предупредили их об опасности.

А теперь посмотрите на эти ленточки Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Многие племена к толстой веревке в виде бахромы привязывали разноцветные шнурки разной длины и толщины, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный обозначал войну,белый - мир, зеленый - хлеб, черный - смерть.

- Мы с вами на обучении грамоте тоже используем цвет для передачи информации. Кто догадался, что это цвет и какую информацию он несет?

Это фишки красного, синего и зеленого цвета. Фишки обозначают звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие.

А сейчас я предлагаю вам зашифровать слова фишками: (на стене графическое изображение предметов лук - овощ, лук - оружие).

- Что это за царапины? Оба предмета называются одним словом. Выложите звуковую схему этих слов.

Рисуночное письмо.

Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное, оно нарисованное, да-да я не ошибаюсь, его нарисовали, конечно, не на бумаге, а на бересте.

- Береста – это верхний слой коры берёзы, раньше её использовали для написания записок.

Посмотрите, вот несколько записок «написанных» древними людьми, вот только они запылились, давайте попробуем сдуть с них пыль. и посмотрим какую информацию они несут, о чем рассказывают. (на столах лежат листы со схематичным изображением скороговорки, засыпанные манной крупой) .

Я предлагаю вам расшифровать это сообщение и запомнить его, чтобы потом рассказат. родителям, бабушкам, дедушкам.

Скороговорка расшифровывается и заучивается.

Полосатые паласы полоскала дочка Власа, полоскала,полоскала,полосатой речка стала.

Выдох должен быть короткий и сильный.

Дети сдувают крупу с листа, проговаривают скороговорку со зрительной опорой.

Закрепление изученного материала.

- Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. А помогут нам в этом. дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Вани. Что он хотел нам рассказать

- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 2-3 детей)

Фон – тихая, спокойная музыка

Итог Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам с вами пора возвращаться в детский сад. Чтобы машина времени доставила нас назад, нужно вспомнить и повторить заклинание.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад, но ребята что-то случилось с дверью в нашей машине времени, она почему-то не открывается, чтобы ее открыть, нужно ответить на вопросы. Итак, вы готовы? (вопросы – аудиозапись от лица машины времени)

1) Вспомните заклинание, которое приводит в действие машину времени.

2) Что значит «Общаться»?

3) Какие таинственные знаки увидели впервые древние люди и были ли они таинственными?

4) Какие сигналы для передачи информации использовали древние люди?

5) На чем люди рисовали первые письма? Что такое береста?

6) Вспомните о чем говорилось в зашифрованном письме?

Вот и открылась дверь, и мы с вами снова оказались в детском саду.

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [л]» Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены.

Мнемотехника и мнемотаблицы в ДОУМнемотехника и мнемотаблицы в ДОУ Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в логопедической работе довольно интересно. Рисунки-символы или иллистрации, расположенные согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по автоматизации звука «Л» на этапе скороговорок.
Опубликовано: 25 января 2013 в 17:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД