Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»

Оксана Лобанова
Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности – познавательно - игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ» (О полезных ископаемых Кунгурского края)

Цель: развитие логического мышления, познавательного интереса, творческих способностей в совместной познавательно – игровой деятельности.

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о полезных ископаемых и значении их в жизни человека; о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах - помощниках.

2. Формировать у детей умение узнавать и называть полезные ископаемые и изделия из них, образовывать новые однокоренные слова.

3. Воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости за свой родной край.

4. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Место организованной деятельности: подготовительная группа ДОУ.

Тип организованной деятельности: НОД (непосредственно образовательная деятельность) - познавательно – игровая совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

- Наблюдение за гипсовыми отложениями в березовой роще, Ледяной пещере, за рекой, ручьем, нефтяной колонкой.

- Беседа и опыты с глиной.

- Чтение: «Капля в море» - Э. Машковская, «Необыкновенные превращения капельки»

А. Членов, «Черное золото», «Подземные города», «Как нашли нефть»

Оборудование:

- Экран «Земля в разрезе» волшебный ларец.

- 4 гнома - Нефтик, Глинчик, Капелька и Гипсик.

- Полезные ископаемые: нефть в колбе; гипс (белый, серый, желтый); вода; глина (белая, красная, голубая).

- Изделия из гипса.

- Кармашки с капельками (14) и тучи (10).

- Земля, глина, песок, вода в стеклянной посуде, пинетка.

- Игрушка - гномик.

- Дидактические игры: «Что возьмет геолог?», «Кто добывает, что помогает?», «Что за чем?» (изготовление кувшина, «Глина».

Содержательная часть:

Дети подходят к мольберту, на котором нарисован экран Земли в разрезе с показом добычи полезных ископаемых (нефть, вода, гипс, глина).

- Как вы думаете, что перед вами? (Ответы детей).

- Да, перед вами изображение того, как добывают полезные ископаемые - подземные сокровища.

- А где еще встречаются сокровища? (В сказках)

- Кто добывает сокровища? (Люди)

- А кто им помогает в сказках? (Гномы)

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где на подставке стоят 4 гнома, рядом с ними волшебный ларец с загадками.

- Как и у всех сказочных героев, у этих гномов тоже возникла проблема: Злой волшебный король Мумитроль заколдовал их, и они забыли, где же их место рождения.

- Как же нам поступить? Что можно сделать? (Дети предлагают расколдовать гномов, помочь им вспомнить, где они родились).

- Как вы думаете, как зовут гномов? Почему вы так решили? (Предположения детей).

- А если их назвать нежно, ласково? (Нефтик, Гипсик, Капелька и Глинчик)

- Нам предстоит сегодня с вами всем вместе отгадать загадки и выполнить задания злого Мумитроля, которые он оставил вот в этом волшебном ларце и расколдовать гномов.

Первая загадка:

1. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (нефть)

Открываем первое задание (под салфеткой с цифрой 1)

Дидактическая игра: «Что возьмет геолог?»

- Возьмите по 1 карточке. Подумайте и найдите ей место. Почему положили именно сюда? Найдите место рождения Нефтика (дети выбирают карточку). Почему вы так решили?

Вторая загадка:

2. Строят домик из него,

Улицы в селении.

Есть еще он в алебастре,

В нужном удобрении.

Поделочным считается,

В медицине славиться (гипс)

Дидактическая игра: «Кто добывает, что помогает?»

- Выберите, пожалуйста, изделие из гипса и поставьте к тому камню, из которого оно сделано. Как вы догадались? Почему? Покажите Гипсику, где он живет.

Третья загадка:

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобиться сразу (глина)

- Кто догадался, что нарисовано на картинках? (изделия из глины)

- Какое свойство глины очень ценно для человека? (пластичность)

Дидактическая игра: «Что за чем?»

- Расположите по порядку выполнения работы гончара (приговаривая вслух). Дети выполняют задание.

- Где добывают глину? (в карьере) Найдите домик Глинчика.

Четвертая загадка:

4. Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без… (воды).

- Что перед вами на картинке? (капельки). А вот и тучка…

Подвижная игра «Мы - капельки»

(из книги «Волшебница - вода» - Н. А. Рыжкова).

Дети садятся.

- Как зовут гномика, которого будем выручать? (Капелька)

- Вспомните, пожалуйста, во что может превратиться капля воды? (Пар, снежинка, льдинка, росинка, градинка)

- Сможет ли капелька воды путешествовать под землей? (Ответы детей) А как можно это доказать? (Сделать опыт)

Воспитатель капает пипеткой воду в стакан с землей, песком, гравием, глиной.

- Что я делаю? Куда пропала капелька? Что с ней случилось? (Ответы детей)

- Значит, она проникла в песок. Что случилось с капелькой в земле? Гравии? Глине?

- Вода быстро проникла сквозь песчинки, гравий, землю, значит, эти породы можно назвать водопроницаемыми. А вот глина будет называться водонепроницаемой, т. к. она воду почти не пропускает. Так, доходя до слоя глины, образуются подземные воды и родники. Самостоятельная работа детей в парах (экспериментирование).

- Какой можно сделать вывод из проведенного нами опыта? Сможет ли капелька путешествовать под землей? (Ответы детей) Проводите гнома Капельку домой.

- Что мы сегодня с вами задумали и достигли ли цели? Какие задания злого Мумитроля мы выполнили? Какие задания показались сложными, трудными? Подумайте, за что сегодня каждый из вас может себя похвалить? Что у нас получилось?

- Действительно, мы сегодня помогли расколдовать гномов, отгадав загадки и выполнив задания злого Мумитроля, которые он оставил в волшебном ларце. Думаю, что они очень рады, вернувшись на свои места рождения. Давайте же и мы с ними вместе порадуемся, выходите в круг.

Игра «Гномик» (муз. Буренина)

- Вы очень хорошо знаете, где находятся полезные ископаемые и много рассказали о подземных сокровищах, которые подарила природа Кунгурскому краю.

Дети идут в центр изобразительной деятельности для изготовления настольной игры «Полезные ископаемые».

Публикации по теме:

Игровая презентация «Предновогодняя сказка» Презентация для детей старшего дошкольного возраста Может использовться, как для индивидуальной работы вместе со взрослым, так и для самостоятельной.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»
Опубликовано: 1 октября 2013 в 20:40
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...