Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»

Оксана Лобанова
Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности – познавательно - игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ» (О полезных ископаемых Кунгурского края)

Цель: развитие логического мышления, познавательного интереса, творческих способностей в совместной познавательно – игровой деятельности.

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о полезных ископаемых и значении их в жизни человека; о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах - помощниках.

2. Формировать у детей умение узнавать и называть полезные ископаемые и изделия из них, образовывать новые однокоренные слова.

3. Воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости за свой родной край.

4. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Место организованной деятельности: подготовительная группа ДОУ.

Тип организованной деятельности: НОД (непосредственно образовательная деятельность) - познавательно – игровая совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

- Наблюдение за гипсовыми отложениями в березовой роще, Ледяной пещере, за рекой, ручьем, нефтяной колонкой.

- Беседа и опыты с глиной.

- Чтение: «Капля в море» - Э. Машковская, «Необыкновенные превращения капельки»

А. Членов, «Черное золото», «Подземные города», «Как нашли нефть»

Оборудование:

- Экран «Земля в разрезе» волшебный ларец.

- 4 гнома - Нефтик, Глинчик, Капелька и Гипсик.

- Полезные ископаемые: нефть в колбе; гипс (белый, серый, желтый); вода; глина (белая, красная, голубая).

- Изделия из гипса.

- Кармашки с капельками (14) и тучи (10).

- Земля, глина, песок, вода в стеклянной посуде, пинетка.

- Игрушка - гномик.

- Дидактические игры: «Что возьмет геолог?», «Кто добывает, что помогает?», «Что за чем?» (изготовление кувшина, «Глина».

Содержательная часть:

Дети подходят к мольберту, на котором нарисован экран Земли в разрезе с показом добычи полезных ископаемых (нефть, вода, гипс, глина).

- Как вы думаете, что перед вами? (Ответы детей).

- Да, перед вами изображение того, как добывают полезные ископаемые - подземные сокровища.

- А где еще встречаются сокровища? (В сказках)

- Кто добывает сокровища? (Люди)

- А кто им помогает в сказках? (Гномы)

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где на подставке стоят 4 гнома, рядом с ними волшебный ларец с загадками.

- Как и у всех сказочных героев, у этих гномов тоже возникла проблема: Злой волшебный король Мумитроль заколдовал их, и они забыли, где же их место рождения.

- Как же нам поступить? Что можно сделать? (Дети предлагают расколдовать гномов, помочь им вспомнить, где они родились).

- Как вы думаете, как зовут гномов? Почему вы так решили? (Предположения детей).

- А если их назвать нежно, ласково? (Нефтик, Гипсик, Капелька и Глинчик)

- Нам предстоит сегодня с вами всем вместе отгадать загадки и выполнить задания злого Мумитроля, которые он оставил вот в этом волшебном ларце и расколдовать гномов.

Первая загадка:

1. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (нефть)

Открываем первое задание (под салфеткой с цифрой 1)

Дидактическая игра: «Что возьмет геолог?»

- Возьмите по 1 карточке. Подумайте и найдите ей место. Почему положили именно сюда? Найдите место рождения Нефтика (дети выбирают карточку). Почему вы так решили?

Вторая загадка:

2. Строят домик из него,

Улицы в селении.

Есть еще он в алебастре,

В нужном удобрении.

Поделочным считается,

В медицине славиться (гипс)

Дидактическая игра: «Кто добывает, что помогает?»

- Выберите, пожалуйста, изделие из гипса и поставьте к тому камню, из которого оно сделано. Как вы догадались? Почему? Покажите Гипсику, где он живет.

Третья загадка:

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобиться сразу (глина)

- Кто догадался, что нарисовано на картинках? (изделия из глины)

- Какое свойство глины очень ценно для человека? (пластичность)

Дидактическая игра: «Что за чем?»

- Расположите по порядку выполнения работы гончара (приговаривая вслух). Дети выполняют задание.

- Где добывают глину? (в карьере) Найдите домик Глинчика.

Четвертая загадка:

4. Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без… (воды).

- Что перед вами на картинке? (капельки). А вот и тучка…

Подвижная игра «Мы - капельки»

(из книги «Волшебница - вода» - Н. А. Рыжкова).

Дети садятся.

- Как зовут гномика, которого будем выручать? (Капелька)

- Вспомните, пожалуйста, во что может превратиться капля воды? (Пар, снежинка, льдинка, росинка, градинка)

- Сможет ли капелька воды путешествовать под землей? (Ответы детей) А как можно это доказать? (Сделать опыт)

Воспитатель капает пипеткой воду в стакан с землей, песком, гравием, глиной.

- Что я делаю? Куда пропала капелька? Что с ней случилось? (Ответы детей)

- Значит, она проникла в песок. Что случилось с капелькой в земле? Гравии? Глине?

- Вода быстро проникла сквозь песчинки, гравий, землю, значит, эти породы можно назвать водопроницаемыми. А вот глина будет называться водонепроницаемой, т. к. она воду почти не пропускает. Так, доходя до слоя глины, образуются подземные воды и родники. Самостоятельная работа детей в парах (экспериментирование).

- Какой можно сделать вывод из проведенного нами опыта? Сможет ли капелька путешествовать под землей? (Ответы детей) Проводите гнома Капельку домой.

- Что мы сегодня с вами задумали и достигли ли цели? Какие задания злого Мумитроля мы выполнили? Какие задания показались сложными, трудными? Подумайте, за что сегодня каждый из вас может себя похвалить? Что у нас получилось?

- Действительно, мы сегодня помогли расколдовать гномов, отгадав загадки и выполнив задания злого Мумитроля, которые он оставил в волшебном ларце. Думаю, что они очень рады, вернувшись на свои места рождения. Давайте же и мы с ними вместе порадуемся, выходите в круг.

Игра «Гномик» (муз. Буренина)

- Вы очень хорошо знаете, где находятся полезные ископаемые и много рассказали о подземных сокровищах, которые подарила природа Кунгурскому краю.

Дети идут в центр изобразительной деятельности для изготовления настольной игры «Полезные ископаемые».

Публикации по теме:

Игровая презентация «Предновогодняя сказка» Презентация для детей старшего дошкольного возраста Может использовться, как для индивидуальной работы вместе со взрослым, так и для самостоятельной.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»
Опубликовано: 1 октября 2013 в 20:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...