Конспект познавательно-исследовательской деятельности. «Огонь»

Елена Вертипрахова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности. «Огонь»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Огонь».

Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательно – исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.

Задачи: 1. Формировать элементарные представления детей о предметах и

средствах, источниках пожара.

2. Развивать у детей умение решать задачи на классификацию предметов пожарной безопасности.

3. Воспитывать у детей осторожность, благоразумие, понимание необходимости знать и выполнять правила пожарной безопасности.

Место организованной деятельности: средняя группа ДОУ.

Тип организованной деятельности: познавательно – исследовательская деятельность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, цифровое сопровождение, аквариум, свеча, спички, вода, песок, пипетки, лопаточки, гуашь, бумага, мозаика, пластилин, веревочки, макет огня, картинки с изображением опасных предметов, мяч.

Интегрируемые образовательные области: «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Развитие речи».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: чтение С. Маршак «Кошкин дом», Чуковского «Путаница», беседы о пожарах, рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности, решение проблемных ситуаций, отработка навыков поведения в экстренной ситуации.

Содержательная часть.

- Дети под спокойную музыку входит в группу. На столе в круглом аквариуме горит свеча.

Пока дети рассматривают огонь, воспитатель читает стихотворение.

«Знают все, человек без огня

Не живет не единого дня.

При огне как при солнце светло

При огне и зимой тепло».

- Посмотрите, какой огонек красивый, нежный и непоседливый. Хочется долго -долго смотреть на него.

- Какого цвета огонь? (Желтый, оранжевый, бледный, красный).

- Действительно, определить огонь одним цветом нельзя. В своем танце он постоянно меняет цвет, становится то красным, то бледно - желтым. Своей красотою он привораживает взгляды людей.

- Если поднести руку к свече, что вы почувствуете? (Тепло). Вызываю 2 человека.

- Если поднести руку совсем близко к огню? (Можно обжечься).

- Да, огонь жжется, его надо остерегаться.

«Он красив и ярко красен,

Но он жгуч и опасен».

- На что похож огонь? (На лучик, маленькое солнышко, цветок).

- Сейчас огонь горит ровно, ему ничего не мешает, он похож на маленькое солнышко. Но, если с ним начнет играть ветерок (воспитатель тихо дует на пламя, то огонь начнет извиваться, становится похож на лепестки цветов. Люди его часто называют «красный цветком». Мы с вами можем показать красивый «красный цветок».

Пальчиковая гимнастика.

«Красный цветок. Красный цветок.

Вьется, трепещет его лепесток.

Если не хочешь обжечь ты ладонь

Этот цветок раскаленный не тронь.

Знай, что цветок это жгучий огонь».

- Сейчас мы смотрим на огонек - нам спокойно и приятно. Наш огонек добрый или злой? (Добрый).

- Почему вы так решили? (Освещает, дает тепло, радует).

- А бывает ли огонь злым? (Бывает).

- Шла я на работу и встретила знакомую сороку. Сорока прилетела из леса и рассказала мне вот такую историю.

(Демонстрация сюжета сказки на мультимедийном оборудовании).

Стоял сухой осенний день. Тихо падали листья, догорал костер. (Демонстрация слайда «огонь»).

Вдруг ветер сорвал с дерева сухую ветку, и она упала прямо на тлеющие угольки. Что - то треснуло, щёлкнуло, и появился маленький огонь. Еще мгновение - и костер пылал вовсю. (Демонстрация слайда «сильный огонь»). Звери и птицы бросились прочь от огня. «Ха» – подумал огонь – «Они боятся меня, значит я самый сильный! Эй! Я самый сильный! «Но вокруг никого не было. «Пойду, поищу кого - нибудь» – подумал огонь и побежал по траве, кустам, деревьям и огромное пламя поднялось над лесом. Но тут ему преградил дорогу…

- Кто же встал на пути огня? (Река). (Демонстрация слайда «река»).

«Смотри, какой я сильный!» закричал огонь. «Ну и что?» - ответила река. «Давай померяемся силами!» «Давай, - ответила река и плеснула на огонь водой».

- А теперь попробуйте догадаться, что было дальше? (Река затушила огонь).

- Как вы думаете, кто сильнее? (Река).

- Попробуем, возьмём капельку воды и капнем на огонь, как это сделала река (дети из пипетки капают на свечу).

- Что вы услышали? (Треск, шипение).

«Шипит и злится,

Воды боится».

- Что происходило с огнем? (Он чуть не погас).

- Почему огонь мог погаснуть? (Его залила река).

- Так кто же сильнее? (Река).

- Что река сделала? (Залила огонь).

Очень страшно стало огню, и поспешил он прочь от реки и решил он больше никогда не связываться с водой.

(Демонстрация слайда «огонь и песочная горка»).

На пути ему встретилась песочная горка. «Что и ты меня не боишься?» - спросил огонь.

- Как вы думаете, что ответила горка? (Нет, не боюсь).

- Почему она так ответила? (Потому что песком можно погасить огонь).

- Кто сильнее огонь или песочная гора? (Песочная гора).

Попробуйте засыпать огонь песком. (Дети из ложечки сыплют песок на свечу).

- Что произошло? (Огонь погас).

- Так кто же сильнее? (Песок).

- Чем можно потушить огонь? (Водой и песком).

Загорелся огонь, все, кого он встречал, не боялись его. Но тут он встретил человека и рассказал о своей беде. (Демонстрация слайда «человек»).

- Как вы думаете, что ему ответил человек? (Надо быть добрым огнем и со всеми дружить).

- Вот такую историю вы можете запомнить и рассказать о ней своим домашним или малышам.

Заволновалась знакомая сорока: «Человек взял огонь домой, а дома малые детки - как бы не случилось, беды».

- Как мы можем сороку успокоить? (Рассказать ей, что дети знают о правилах обращения с огнем).

- Сегодня мы вспомним правила обращения с огнем. Сначала подумаем, в каких предметах живет огонь? (Демонстрация макета – огонь).

- Выберите картинки и прикрепите на макет огня. (Дети выбирают картинки: печь, газовая плита, костер, зажигалки, спички, телевизор, свеча.)

Вопросы:

- Почему оставлять затопленную печь нельзя без присмотра?

- Почему нельзя в лесу разжигать костер?

- От какого предмета на кухне может возникнуть пожар?

- Почему нельзя детям играть со спичками, зажигалками?

- Можно ли оставлять включенным телевизор?

«Без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня

Он надежно дружит с нами

Гонит холод, гонит мрак

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг».

- Чтобы огонь всегда был добрым, нужно знать правила. Мы их вспомним, вставайте в круг. Я буду называть правило: если оно верное, вам нужно поймать мяч, если нет -отбить мяч. (Воспитатель говорит правило, дает детям время для обдумывания, затем бросает мяч).

- Со спичками забавляться нельзя.

- Электроприборы надо включать своевременно.

- Детям можно разжигать костер.

- Во время пожара прятаться под кровать.

- Увидев пожар звать на помощь.

- Всегда ли огонь наш друг? (нет)

- Может ли огонь стать нашим врагом? (может)

- Когда? (если баловаться детям со спичками, не слушаться взрослых)

«Где с огнем беспечны люди

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой пожар».

- Как надо вести себя, если у вас произошла беда, случился пожар?

Позвать на помощь взрослых

Выбежать из дома

Позвонить по номеру 01

«Если вьется пламя

Дым валит столбом

01 мы наберем

Мы пожарных позовем»

- Как называется профессия людей, которые борются с огнем? (Пожарные).

- Чем пожарные гасят пламя? (Водой или песком).

- По какому телефону вызывают пожарных?

- Запомните номер телефона 01.

- Покажем сороке, какие цифры нужно набирать, чтобы вызвать пожарных. Напишите в воздухе 01.

- На столах разложен разный материал, из которого вы можете нарисовать или выложить номер 01.

- Что нужно сказать по телефону при вызове пожарных? (Пожар, улица, дом, квартира, этаж, фамилия, имя).

- Вчера я узнала новую игру и хочу с вами в неё поиграть. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: это я, это я, это все мои друзья или промолчать.

* Кто, услышав запах гари сообщает о пожаре?

* Кто, из вас заметив дым, закричит «пожар», и «горим»?

* Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

* Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

* Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

- Мы вспомнили с вами правила обращения с огнем, поговорили о предметах, источниках пожара. Что вы расскажете своим родным и друзьям, чтобы предостеречь их от опасностей, которые происходят от неправильного обращения с огнем? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Сообщение к педсовету на тему: Развитие гностических умений в процессе предметно-исследовательской деятельности у дошкольников Сообщение к педсовету на тему: «Развитие гностических умений в процессе предметно-исследовательской деятельности у дошкольников. Моё видение.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности. «Огонь»
Опубликовано: 6 декабря 2012 в 12:27
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...
Фотоотчет Мы изучаем «черное» золото — нефть.
В рамках реализации программы «Академия дошкольных наук» в подготовительной «Б» группе прошло знакомство с полезными ископаемыми Оренбургской области. На...