Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе»

Оксана Кардаш
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки или круговорот воды в природе»

Программные задачи:

- расширять и закреплять знания детей о свойствах воды, ее формах и видах через опытно – экспериментальную деятельность;

- уточнить представления детей о значении воды в жизни человека, о том, что вода важна для всех живых существ;

- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

- развивать логическое мышление, умение делать умозаключения, навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать познавательный интерес к природе

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу

- способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Методы и приемы: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

Предшествующая работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера, опыты с водой, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.

Материалы и оборудование: видеоролик «Путешествие капельки воды»; стакан с водой, пипетка, изображение Капельки, иллюстрации водоемов, карточки схемы воды, обруч, картинки для модели путешествия капельки, кувшин с водой и электрический чайник, зеркало, лед в термосе, салфетки, глобус, картинка айсберга, стаканчики с землей и стаканчики с водой, кусочек оргстекла, для отчета: картинки последовательности круговорота воды, карандаши, клей.

Ход:

- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)

- Что у вас на ладошках?

- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях (на доске изображение капельки). Мы с вами продолжим говорить о воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды).

Дети рассматривают иллюстрации.

- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что синего цвета – воды на нем очень много. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

- Давайте вспомним о каких свойствах воды мы узнали на прошлом занятии, а помогут нам в этом карточки свойств воды.

Дети рассказывают о свойствах воды по карточкам свойств воды, воспитатель уточняет и направляет ответы детей.

- Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)

- А как вы думаете, животным, растениям, нужна вода? (ответы детей).

- Вода нам может принести как пользу, так и вред. Сыграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?», другая – «Вода – это плохо. Почему?»

Хорошо:

1. Вода нужна для питья - пить можно только чистую вода.

2. Овощи и фрукты всегда перед едой моют водой.

3. Вода нужна, чтобы умыться, вымыть руки.

4. Водой можно закаляться, играть с водой.

5. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

6. В воде стирают одежду.

7. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

8. В воде живут разные живые организмы, нужна для питья животным.

9. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток.

10. Вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.

Плохо:

1. Нельзя пить холодную воду, если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Под дождем можно промокнуть и заболеть.

5. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

6. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

7. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

- Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она, какая, вода!

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

- Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

- Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей)

- Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных станций).

- Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

- Чтобы в этом разобраться предлагаю отправиться в сказку. Чтобы попасть в сказку превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

- Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Что же случилось?

- Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

- Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)

- Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

- Ребята, Капелька открыла мне один секрет, и я хочу поделиться им с вами: оказывается, вода умеет путешествовать. Как спросите вы?

- Давайте посмотрим видео от Капельки и узнаем

Просмотр видео «Путешествие капельки»

- Давайте попробуем составить модель путешествия капельки :

* Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.

* Переместите капельку на небо и положите на облако.

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

-Остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей.

* Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю.

*Переместите капельку на землю.

- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

- А Водяной все не верит, кажется ему что вода куда-то исчезает, доказательства ему требуются!

- Мы с вами настоящие ученые и сможет доказать Водяному, что вода никуда не исчезает.

- Первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 «Испарение воды»

- Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там кувшин с водой и электрический чайник).

- Ух ты! Откуда здесь чайнику взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике — мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 «Капли на зеркале»

- А вдруг это не вода? У меня есть один способ проверить.

Воспитатель подносит к струе пара холодное зеркало, держит некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло с зеркалом.

- Посмотрите, что произошло с зеркалом. Откуда появились капельки воды на зеркале? Перед опытом оно было чистым и сухим.

Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале.

- Когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.

- Точно! Капельки воды. Значит пар – это вода.

- Горячая вода испаряется, в пар превращается.

- Выходит, может вода испаряться?

- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (ответы детей)

- Пар – это малюсенькие капельки воды, они легче воздуха, поэтому вместе с теплым воздухом поднимаются вверх и образуют облака.

Физминутка

- Ребята давайте представим, что мы капельки воды (присядьте); пригрело солнышко, мы превратились в пар и поднимается в небо (медленно встать); теперь мы стали облаками и легко парим по небу (покружиться). Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку (собраться в круг, стать плотно плечом к плечу). Капелькам-дождинкам скучно и тесно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

И из тучки идет дождик поливает все вокруг (разойтись и попрыгать на месте).

- Ребята, в видео капелька рассказывала, что если тепло, то идет дождь, а если холодно?

- Верно, снег или даже град (капельки-льдинки). Почему так происходит?

Опыт №3 «Превращение воды в лед обратно»

- При каких условиях вода превращается в снег или лед? (от холода, мороза)

-Посмотрите, я заморозила воду в холодильнике в формочке. Возьмите лед в руки. Какой он? (холодный)

- Имеет ли форму лед? Какую?

- Вода принимает форму сосуда, в который ее налили и при замерзании сохраняет эту форму.

- Постучите им по столу. Какой он? (твердый)

- Выходит, что вода, превратившись в снег или лед исчезает? Она же стала твердой? (ответы детей)

- Когда вы держали лед в руках, какими стали ваши руки? (мокрыми). Почему?

- Лед от тепла тает и снова превращается в воду.

Значит лед — это вода, только в твердом состоянии.

- Где на Земле больше всего льда?

Воспитатель обращает внимание детей на карту или глобус и продолжает рассказывать о том, что льда много в Арктике, Антарктике. Самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.

- Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца?

- Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.

- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море.

- Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?

Опыт №4 «Почему не тонут айсберги»

- Давайте проверим. Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет? Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Показ картинки айсберга)

- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6—12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.

- Опасны ли айсберги? Для кого?

- Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

- Ребята! Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №5 «Сквозь землю»

- У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит?

- Вода просачивается, и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

- Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (ответы детей)

- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

- В реки подземные попадет и потечет не спеша. А как к земле пробьется, родником обернется. Ручейками по земле потечет. А ручейки в озёра, реки впадают. А из реки потечет вода в моря и океаны.

- Почему вообще вода течет, а не остается на месте? (вода жидкая)

- Как вы можете доказать, что вода жидкость? (ответы детей)

(перелить воду из стакана в стакан – перемещается и принимает форму сосуда)

- А как реки знают, что им надо течь к морю?

Опыт №6. «Куда течет вода?»

- Возьмем кусочек стекла, нальем на стекло немного воды. Что получилось? А теперь наклоним стекло. Речка потекла, а если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе : если река течет с гор, то течет быстро, если по равнине – течет медленно.

- Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (ответы детей)

- Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется.

- Давайте составим для него отчет о путешествии воды в картинках. Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует. И в той же последовательности разложите на схеме картинки и наклейте их.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Отправим эти отчеты Водяному, пусть больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.

- Водяному помогли?

- Воду, пропавшую нашли?

- А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Публикации по теме:

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Фотоотчёт об опытно – исследовательской деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе». Цель: Дать детям понятие о круговороте.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - воде; уточнить значение воды для всего живого;.

Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Круговорот воды в природе» Цели: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Развивать познавательный.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды — какая она» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: - систематизировать представления детей о воде, ее свойствах: жидкость, не имеет цвета,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 20:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД