Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебное зеркало»

Гулина Светлана Сергеевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебное зеркало»

Программные задачи:

1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

2. Развивать познавательные способности детей.

3. Обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Формировать способность к преобразованию самых разных ситуаций.

4. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.

5. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

6. Воспитывать доброжелательность и развивать умение считаться с мнением товарища, выполнять установленные нормы поведения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация, «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Предварительная работа:

1. Проведение с детьми опытов самой разной направленности.

2. Отгадывание загадок.

3. На зарядке обращать внимание детей на то, что если человек стоит к тебе лицом его правая рука там, где твоя левая и наоборот.

Материал и оборудование:

1. Зеркала 10х15 см. – на каждого ребенка

2. Зеркала разного размера и формы – 4-5 шт.

3. Мольберт

4. Картинки с изображением отражения в воде, зеркал во дворце.

5. Картинки с изображением любых предметов 6-8 шт.

6. Картинки-половинки с изображением насекомых – по 1 на каждого ребенка.

7. Крышка от кастрюли с отражающими свойствами.

8. Муляжи грибов деревянные - по 1 на двоих детей.

9. Настольная лампа (или другой источник света, зеркало с наклеенным листом бумаги.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Дети сидят за столами. Воспитатель стоит лицом к детям перед своим столом. Стол с лежащими на нем предметами накрыт тканью. Сбоку стоит мольберт.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наши удивительные опыты.

Попробуйте угадать, какой предмет будем нам помогать?

«Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже»

Дети: Зеркло!

Воспитатель: Правильно, это действительно самое обыкновенное зеркало.

Воспитатель снимает ткань со стола. На столе стоят разные по размеру и оформлению зеркала.

Воспитатель: - Для чего нужны зеркала? (чтобы увидеть себя, посмотреть все ли

в порядке в одежде и т. д.)

- Какие они бывают по размеру, форме, цвету?

- Где может находиться зеркало дома?

- Люди, каких профессий используют зеркала в работе?

(парикмахер, врач, шофер и др.)

Воспитатель:Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит, но в природе нет зеркал. Как вы думаете, где в старину, когда зеркала еще не изготовляли, человек мог увидеть свое отражение? (вода в луже, озере).

На мольберт выставляются картинки «Отражение в озере», «Отражение в луже» (размер А4)

Воспитатель:Вы правы, первым зеркалом для человека была вода. Люди смотрелись в деревянное ведро, наполненное водой, в лужу. Но воду не унесёшь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица была под рукой. И древние египтяне придумали зеркало. Правда, оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. Это был небольшой кружок из металла. Одна сторона кружка очень гладкая. Если в него всмотреться, то можно увидеть себя. Например, как эта новая металлическая крышка.

Воспитатель показывает детям крышку от кастрюли, проходит между столами и дает детям возможность увидеть в ней свое отражение.

Воспитатель:Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Венеция это город в Италии. Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла.

Воспитатель показывает детям большое зеркало с обратной стороны.

Воспитатель:Изготовление зеркал было долгим и сложным. Но зеркала получались изумительные – они сверкали, люди могли видеть в них себя во весь рост. Зеркалами украшали дворцы королей и замки богатых людей. Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка. Теперь зеркала доступны всем.

На мольберт добавляется картина «Зеркала во дворце»

Воспитатель раздает детям небольшие зеркала.

Воспитатель: Зеркало – это хрупкий предмет, оно может легко разбиться, поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно.

Воспитатель: Посмотрите на себя в зеркало. Мы видим свое изображение со всеми мельчайшими подробностями, которые ни один художник не в состоянии изобразить с такой точностью. Мы каждое утро подходим к зеркалу, не обращая особого внимания на изображения, а сегодня постарайтесь очень внимательно всмотреться в него. Слегка наклоните голову, кивните ею. Вы видите, что изображение в зеркале делает тожесамое. Покачайте головой, подмигните.

Дети выполняют просьбу воспитателя.

Воспитатель:Прикоснитесь левой рукой к холодной поверхности зеркала. Но стоп! Что это? Ваше изображение навстречу левой руке протянуло,какую руку?

Дети: Правую руку.

Воспитатель: А если прикоснуться правой рукой? То изображение протягивает, какую руку?

Дети: Левую!

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Что изображение в зеркале меняет левое на правое.

Воспитатель: Правильно, зеркала искажают изображение, меняют левое на правое.

Мы каждый день смотримся в зеркало, а что же мы видим?

Дети называют части тела, головы.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно части лица и головы, вспомните, в чём они нам помогают. Давайте, попробуем загадать загадки о них. Вот, послушайте, как я это сделаю: «Эта часть лица меня украшает, и дышать помогает. Что это?»

Дети: Нос.

Воспитатель: А теперь вы. Начните свою загадку теме же словами: «Эта часть лица меня украшает и …»

Дети загадывают свои загадки. («…и смотреть помогает;…. И говорить помогает; и слышать помогает»).

Воспитатель: А сейчас прошу всех встать отдохнуть и поиграть.

Дети встают около своих столов. Проводится физкультминутка.

Воспитатель:Представьте, что вы зеркала. Все, что я буду делать – зеркала будут отражать – повторять. Только помните, что зеркало меняет левое на правое. Если я что-то делаю левой рукой, то вы будете делать какой рукой? (правой)Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Разминая поясницу, я не буду торопиться.

(повороты туловища в стороны)

Влево, вправо повернусь, и назад я оглянусь.

(поворот головы влево, вправо – посмотреть назад)

Чтобы стать ещё умнее покручу слегка я шеей.

(вращение головой в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять буду ноги разминать.

(приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(ходьба на месте)

От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

(дети садятся)

Воспитатель: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником. У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, стрекозы, мухи). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым.

Дети пробуют это сделать.

Воспитатель: Получилось? Как вы это сделали?

Дети: Поставили зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая.

Воспитатель: А теперь слегка покачайте зеркалом и ваше насекомое полетит.

Дети качают зеркало и наблюдают, как изображение двигается.

Воспитатель:Положите картинки назад на поднос и возьмите грибок. Вы можете из него сделать пять грибков?

Дети: нет.

Воспитатель: А зеркало может. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте грибок. Сколько стало грибов?

(два зеркала ставятся под углом больше чем 90°).

Дети: три.

Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с грибами (если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество грибов начинает увеличиваться).

Дети: Их становится больше.

Воспитатель:Молодцы. Положите пока зеркала на стол. Вспомните, как сделать так, чтобы на стене появилась ваша тень? (ответы детей) Действительно, если вы станете между источником света и стеной, на стене появится ваша тень - черный силуэт, без глаз, без носа, безо рта.

Воспитатель включает лампу и приглашает одного из детей встать так, чтобы на стене появилась его тень.

Воспитатель:А можно сделать так, чтобы у тени появились и глаза, нос, рот? (ответы детей) И в этом нам опять поможет зеркало.

Воспитатель ставит лампу так, чтобы "зайчик" от зеркала упал на стену, которая служит экраном, точно в том месте, куда ложится тень от головы ребенка; на этом месте появится освещенный прямоугольник или овал, в зависимости от формы зеркала. Зеркало закрыто листом бумаги, а в том листе прорезаны и глаза, и нос, и рот; они тотчас же вырисовываются светлыми пятнами на тени, которую бросает на стену голова ребенка.

Воспитатель: Вам понравились фокусы с зеркалом?

Дети: да!

Воспитатель: А хотите сами стать настоящими фокусниками? Тогда берите свои зеркала и выходите на ковер.

Дети с зеркалом в руках становятся в шеренгу спиной к воспитателю.

Воспитатель:Вы умеете видеть спиной?

Дети: Нет.

Воспитатель: Попробуйте, не поворачиваясь ко мне лицом, а используя зеркало увидеть меня.

Дети пробуют это сделать.

Воспитатель: Получается? Как вы это сделали?

Дети:Нужно зеркало отвести немного в строну, и смотреть в него.

Воспитатель: Все меня видят?

Воспитатель: Тогда, как настоящие фокусники, называйте то, что я буду показывать.

Воспитатель показывает разные картинки, а дети не поворачиваясь, смотря в зеркало, называют предмет.

Воспитатель:Молодцы! А теперь давайте встанем в круг.

Воспитатель:Скажите, вам понравились сегодня опыты?

С каким предметом мы работали? зеркалом)

Что нового вы узнали о зеркале?

(зеркало меняет левое изображение на правое).

Что можно сделать с помощью зеркала?

(половинку картинки сделать целой; из одного предмета сделать много; нарисовать лицо тени; увидеть то, что находится сзади, не поворачивая головы)

Воспитатель: Вот сколько нового и необычного вы сегодня узнали! Эти зеркала можете оставить себе. Только будьте очень аккуратны с ними. Попробуйте дома вместе с родителями с помощью зеркала сделать еще какие-нибудь фокусы. А потом расскажите и покажите нам. Договорились?

Дети: да!

Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебное зеркало»
Опубликовано: 7 июня 2013 в 19:25
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...