Конспект познавательного занятия для детей 5–6 лет «Домашние животные».

Ирина Раздобурдина
Конспект познавательного занятия для детей 5–6 лет «Домашние животные».

Познавательное занятие для детей 5-6 лет "Домашние животные". Разработала Раздобурдина Ирина Николаевна,воспитатель МБДОУ детский сад "Дюймовочка", г. Удомля, 2013год.

Цели: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышах; развивать умение сравнивать животных по внешнему виду, среде обитания, повадкам, уточнить, какую пользу приносят домашние животные человеку, и как он заботиться о них. Воспитывать любовь и интерес к животным.

Упражнять в образовании существительных множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффикса – «ищ»; в подборе слов-антонимов. Развивать память, внимание, мышление, речь и желание дальнейшего познания.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением домашних животных; раздаточный материал — картинки с изображением домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный этап, мотивирующий:

Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

Цель, которую должны поставить перед собой дети: Помочь узнать животных и разобраться в их особенностях, чтобы правильно классифицировать.

Методы и приёмы: Воспитатель показывает детям чудесные коробочки для картинок и мешок с картинками, говорит о том, что все картинки в мешке перепутаны: там и домашние, и дикие животные, и взрослые животные, и их детёныши. Трудно играть с такими картинками. Предлагает подумать, как можно разложить картинки, чтобы уже никогда не запутаться и без труда найти нужную картинку для игры. Обращается за помощью к детям, выслушивает их предложения. Предлагает в одну коробочку отобрать картинки с домашними животными и их детёнышами, в другую - картинки с дикими животными и их детёнышами и поиграть с картинками в игры.

2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей):

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания о животном мире для решения проблемной задачи.

Цель, которую должны достигнуть дети: вспомнить всё, что знают о животных, чтобы правильно разложить картинки по коробкам.

Методы и приёмы: загадки, проблемные вопросы, сравнение.

Воспитатель загадывает загадки, постепенно доставая из мешка отгадки-картинки.

Отворилась тихо дверь.

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род, —

На охоту вышел. (Кот.) Выставляются картинки кота, кошки, котёнка. Вот вам и кот, вот и, а это….).

Какая кошка по размеру? (Небольшая.)

Чем покрыто тело кошки?

Какая шерсть?

Есть ли хвост? Какой?

Сколько лап?

Как ходит кошка? (Бесшумно, медленно.)

Какая мордочка? (Круглая, маленькая.)

Что на мордочке у кошки? (Усы — длинные, черные, белые.)

Как кошка голос подает?

Чем питается?

Какую пользу приносит человеку?

- Какие животные: кот, кошка, котёнок? Домашние или дикие? Почему вы так решили. В какую коробочку нам стоит положить эти картинки?

(выкладывают картинки в коробку, где символическое изображение жилища человека)

Загадка:

Все следы находит точно.

Охраняет склады ночью.

Уши чуткие и нос —

Это друг наш, верный. (Пес.)

(Выставляются картинки: пёс, собака, щенок)

Чем пёс похож на кота? Чем отличается? Опишите строение тела пса, что общего с котом? Какие предпочтения в еде у пса в отличие от кота? Что пёс никогда не съест, как кот? За кем он не станет охотиться? Как можно отличить пса и кота, если мы их не видим, а только слышим? Собаки в нашем краю чаще живут с человеком. Значит, в этом они похожи на кошек. В какую коробочку мы положим картинку с изображением пса, собаки, щенка?

Следующая загадка:

Бежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья.)

(Выставляются картинки свиньи и поросёнка)

Детёныша свиньи как называют?

Какие это животные?

3 этап – основной (изучение нового).

Педагогическая цель: Подготовить среду для совместного поиска ответа на познавательные вопросы через познавательные рассказы и игры. Организовать прослушивание интересной информации и игровую деятельность для активизации и поддержания интереса детей и развития речи.

Цель, которую должны достигнуть дети: Внимательно выслушать информацию и догадаться, о ком идёт речь, узнать из рассказов то, что было неизвестно ранее, правильно разложить картинки для игры и поиграть в игры, которые предложит воспитатель.

Методы и приёмы: сжатые рассказы, дидактические игры

Методы и приёмы поддержки успешности и активности: подбадривание, косвенная подсказка, активизирующий вопрос по ситуации, похвала.

Воспитатель предлагает послушать рассказ и догадаться о ком идёт речь.

Это домашние животные. Они бывают белые, серые, черные. Питаются морковкой, капустой и другими овощами. Любят овес и клевер. Они, как зайцы: и уши такие же длинные, и короткий хвост, и прыгают так же, но не живут в лесу, а живут на фермах или в домашнем хозяйстве, в клетке. О них заботится человек, он их кормит, поит, чистит клетки, лечит, если заболеют. Кто это? (После ответа детей выставляется картинка кролика) К каким животным мы отнесём кролика? Почему? В какую коробочку поместим картинку?

Предлагается послушать следующий рассказ и догадаться, кто описан в этом рассказе?

Это крупное домашнее животное. У него длинное широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный, на конце с кисточкой. Им животное отгоняет насекомых. На голове - рога. Рядом - большие уши. На ногах – копыта. Зимой такие животные едят сено и солому, а летом пасутся на лугах и жуют свежую траву. Эти животные дают молоко, а из него приготавливают разные молочные продукты: масло, кефир, сыр, творог. Кто же это? К каким животным мы отнесём корову? А как зовут детёныша коровы? В какую коробочку поместим картинки?

А это кто?

Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Бывает с бородой. Любит зеленую траву. Дает вкусное и полезное молоко. Живет в сарае, хлеву. (После ответа выставляются картинки козы и козлят) Какое животное – коза? А козлята?

Рассмотрите картинки и скажите, кто на них? (выставляется овца, баран, ягнёнок) Эти животные так похожи, но названия у них разные.

ОВЦА — у нее небольшое тело, покрытое густой длинной пушистой шерстью. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелковистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся на лугах. Овцы бывают белые, черные. Овец стригут и из шерсти делают теплые вязаные вещи.

Вот наши коробочки и заполнились, теперь с картинками можно играть. Но сначала небольшая разминка.

Физкультминутка

4 этап – закрепление знаний

Педагогическая цель: Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации

в играх.

Цель, которую должны достигнуть дети: вспомнить новую информацию и поиграть.

Методы и приёмы: Словесные и дидактические игры.

Воспитатель говорит о том, что теперь легко найти нужную картинку в коробочке и поиграть.

Дидактическая игра «Скажи ласково». (достаёт картинки животных и предлагает назвать их ласково: котик, лошадка, козочка, ягнёночек, котёночек, козлёночек)

Дидактическая игра «У кого что?» (На образование существительных с помощью суффикса «ищ»).

У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи. (Аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).

(Подбор слов-антонимов)

У коровы длинный хвост, а у свиньи. .

У козы острые рога, а у барана.

У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть.

Игра «Кто какой?»

У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая.

У быка острые рога. Бык какой? —.

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? —.

У кролика длинные уши. Кролик какой? —.

У лошади длинная грива. Лошадь какая? —.

У овцы мягкая шерсть.

Овца какая? —. и т. д.

Игра «Чьё, чья, чьи?» (Образование притяжательных прилагательных).

Конура собаки. Чья конура? — Собачья.

Копыта коровы. Чьи копыта? —.

Борода козы. Чья борода? —.

Грива лошади. Чья грива? —.

Уши кролика. Чьи уши? —.

Хвост кошки. Чей хвост? —.

5 этап – заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание

Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач, нацелить на дальнейшее познание.

Цель, которую должны достигнуть дети: Оценить себя и свои усилия.

Методы и приёмы: Возвращение к игровой мотивации. Похвала каждого за старание. Выведение на самоанализ: Как нам было нелегко найти ответ! Мотивация на дальнейшее познание.

Воспитатель хвалит детей за ту помощь, которую они оказали, разбирая картинки, за то, что много знают и умеют играть. Предлагает подумать, всё ли получилось? Когда было трудно? Что было интересно? Подбадривает и просит подумать: Что делать с пустой коробочкой. В мешке больше нет картинок. Домашних животных и детёнышей мы собрали в одну, а какие картинки можно собрать в другую? Предлагает дома поискать и принести картинки диких животных.

Использованная литература:

«Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», автор Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «На бабушкином дворе» Воспитателя Мельниковой Е. В. Конспект занятия по ознакомлению с окружающимТема: «На бабушкином дворе» Пример задачи: Активировать знания детей о домашних животных, об.

Примерное планирование тематической недели «Животные» НЕДЕЛЯ: Животные Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ Ноябрь Познание (ФЭМП) Счет предметов до 7 Закрепить навык счета предметов до 7, закрепить умение.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей 5–6 лет «Домашние животные».
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 19:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...