МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»

Елена Гулевская
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»

Тема: Обитатели птичьего двора. (лексическая тема «Птицы»)

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных идей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы

Вид: познавательное с элементами конструирования

Тип: комплексное

Возраст детей : 7 лет

Способ организации детей : группа детей

Публикация «Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы, „Обитатели птичьего двора“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением лесных и домашних птиц, емкость с водой, перья птиц курицы и гуся.

Раздаточный материал: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, теннисные шарики, дощечки с разноцветными гвоздиками, разноцветные резинки, условные обозначения домашних и лесных птиц, листы бумаги

Информационно-коммуникационные технологии: демонстрационный экран, медиапроектор, звукозапись (голоса птиц)

Предварительная работа:

- Д/игра «Птицы нашего двора», «Что за птица?»

- Д/ игра «Загадки»

- Настольно печатная игра «Зоологическое лото»

- Рассматривание и чтение энциклопедии «Птицы» из серии «Мир вокруг»

- Чтение произведений К. Ушинского «Петушок с семьей»

- Рисование в нетрадиционной технике мыльной темой на тему «Птицы»

Словарь новых слов:

Ввести в активный словарь детей :

- глаголы: летать, нырять, клевать, крякать, кудахтать, шипеть, высиживать;

- существительные: пшеница, просо, ячмень, ласты;

- прилагательные: водоплавающие;

Образовательные задачи:

- Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах и их детенышах, учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.

- Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами:- онок, -енок, -ат, -ят.

- Закрепить умение производить звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов, обозначать его графическими знаками в определенной последовательности : утка,курица.

- Закрепить умение работать по опорным схемам.

-Упражнять детей в доказательстве своих предположений через экспериментирование

- Упражнять детей в умении сочетать речь с движением.

- Развивающие задачи:

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Совершенствовать пальцевую моторику рук детей

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей желание заботиться о птицах в разное время года.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Игровая ситуация. Предложить детям поиграть в игру

«На водопой».

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой- лосихой топал лосенок,

За мамой - лисицей крался лисенок,

За мамой - ежихой катился ежонок,

За мамою - белкой скакали бельчата,

За мамой - зайчихой - косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком -

(Дети спокойно идут по кругу друг за

другом.)

(Идут, громко топая.)

(Крадутся на носочках.)

(Приседают, медленно двигаются вперед)

(Скачут вприсядку.)

(Скачут на прямых ногах.)

(«Лакают».)

-Ребята, вспомните, кем мы были в игре? (Спросить всех детей)

-Молодцы! Вы перечислили всех и лосиху, и не забыли лосенка, лисицу и лисенка, ежиху и ежонка.

- Как можно, одним словом назвать их всех?

- Правильно. Это животные.

- А сегодня мы поговорим с вами, а о ком, вы узнаете из загадки:

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами.

- О ком речь?

- Петух - это кто: птица или зверь? (Птица)

- Чем птицы отличаются от других животных? (Умеют летать).

- Какие части тела им помогают в полете? (Крылья.)

Экспериментальная деятельность

(Предложить детям подойти к столу).

- Давайте проведем с вами опыт. Подойдите, пожалуйста, к столам, на которых лежат листы бумаги. Один лист скомкайте в шарик. А теперь осторожно выпустите его из рук.

- Что произошло? (Шарик камнем упал вниз).

- Возьмите второй лист и осторожно выпустите из рук перед собой.

- Что вы увидели? (Лист плавно опустился, летел).

- Почему так произошло, листы одинаковые, а падают по-разному?

- Какой вывод из того, что вы увидели можно сделать?

(Скомканный лист- «шарик», резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.

Не скомканный лист бумаги – широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность и не падает вниз, а летит.)

- Молодцы!

- На что похож не скомканный лист бумаги? (на крылья птиц)

- Каких птиц вы знаете?

Предложить детям рассмотреть и сравнить иллюстрации с изображением петуха и сороки

- Чем петух отличается от сороки?

- Чем еще кроме внешнего вида отличаются эти птицы? (Домашняя и лесная)

(Предложить детям сесть на ковер. На ковре разложены иллюстрации с изображением лесных и домашних птиц.)

- Ребята, выберите иллюстрации только домашних птиц.

- Саша, кто у тебя?

- Почему ты думаешь, что это домашняя птица?

(Спросить всех детей)

- Для чего человек разводит домашних птиц?

- Как называется место, где птицы несут яйца и высиживают птенцов? (Гнездо).

Игра- массаж ладоней: «Мне дала синичка хрупкое яичко».

- Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила,- (этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда)

И снесла яичко

Умница-синичка, — (воспитатель кладёт мячик («яйцо») в «гнездо»).

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —

Так у птиц заведено.

(Дети катают «яичко»- шарик круговыми движениями между ладонями.)

- Где живут домашние птицы? (В деревне).

- Как называется место, где живут птицы? (Птичник).

- Как называют человека, который ухаживает за птицами (Птичница).

- Чем питаются домашние птицы?

(Показать детям пшеницу, просо, ячмень)

- Люди заметили, что домашние птицы, когда находятся в помещении, плохо переносят шум. Если, войдя в курятник, громко хлопнуть дверью, то куры устроят переполох и будут меньше нести яиц.

Давайте представим, что мы находимся на птичьем дворе.

Презентация «У кого кто?»

- Вот идет кто? (Слайд утки.)

- А дети у нее кто? (Утята)

- А это показался кто? (Слайд курицы)

- Маленький и пушистый у нее кто? (Цыпленок)

- А если их много? (Цыплята).

(Аналогично провести работу с показом иллюстраций индюшки, гусыни.)

- У утят мама кто? (Утка)

- У цыплят мама кто? (Курица).

Предложить детям подойти к столам и произвести звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов: утка, курица.

- Молодцы! Проверьте, пожалуйста, друг у друга правильно ли выполнено задание.

А теперь поиграем в игру:

«Птички» (Пальчиковая гимнастика)

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

(Предложить детям подойти к мольберту. На мольберте расположены иллюстрации, утки, курицы и гуся.)

- Кого вы видите?

- Чем отличается курица от утки? (Курица не умеет плавать).

- Чем похожи гусь и утка? (Умеют плавать).

- Как вы думаете, каким одним словом можно назвать этих птиц, раз они плавают в воде? (Водоплавающие).

Рассмотрим лапы водоплавающих птиц (иллюстрация).

- Какие они? (Предложить детям описать лапы этих птиц.) - Такие лапы природа создала не зря.

Проведем опыт. (Предложить детям подойти к столам с емкостями, наполненными водой.)

- Опустите руку в емкость, и проведите рукой по воде.

1. С растопыренными пальцами.

2. С плотно прижатыми пальцами друг к другу.

- В каком случае рука сильнее отталкивает воду? (Когда пальцы прижаты друг к другу).

- Почему?

-Теперь вам понятно, зачем водоплавающим птицам перепонки па лапах?

- Как вы думаете, где человек использует «гусиные лапки»? (Ласты).

- Для чего человеку нужны ласты? (Чтобы быстрее плавать)

- Чем еще водоплавающие птицы отличаются от остальных? (Перья птиц не намокают в воде.)

- Кто знает, почему перья водоплавающих птиц не намокают в воде? (Перышки смазаны специальным жиром).

Давайте проверим, так ли это.

(Опыт с перьями) Опустите в емкость с водой перо курицы.

- Что с ним случилось? (Намокло).

- Опустите гусиное перо.

- Намокло ли оно? (Нет)

- Почему? (Перо смазано специальным жиром)

Недаром говорят: «Как с гуся вода» или «Мокрая как курица» И здесь люди научились у природы.

- Кто знает, чему?

Люди смазывают металлические детали машин специальным маслом, чтобы они не ржавели, если на них попадет вода.

- Молодцы! Вы все знаете. Хотите немного поиграть?

Игра «Кто, что делает?» с использованием звукозаписи.

- Утка? Крякает

(Курица, гусыня, петух, гусь, индюшка)

- Утка? Плавает, ныряет.

(Курица, гусыня, петух, гусь, индюшка)

Молодцы!

(Предложить детям сесть за столы. На столах лежат дощечки с набитыми разноцветными гвоздиками и разноцветные резинки.)

- Ребята, вспомните на какие группы можно разделить всех птиц? (Домашние и лесные).

- Давайте придумаем символы для домашних птиц и лесных.

-Посмотрите, что вы видите перед собой? (Дощечки с разноцветными гвоздиками, разноцветные резинки).

- Наденьте одну резинку на гвоздики красного цвета, другую на гвоздики зеленого

цвета.

- Что у вас получилось? (На одной дощечке домик, на другой дерево).

- Домик, для каких птиц? (Для домашних)

- Почему? (Домашние птицы живут в птичнике, и о них заботится человек)

- Дерево, для каких птиц? (Для лесных)

- Почему? (Лесные птицы живут в лесу на деревьях)

- Молодцы! А теперь, я буду загадывать вам загадки, а вы будете выкладывать условные обозначения домашних птиц около дощечки с домиком, а лесных около дощечки с деревом,

- По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

- Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

- Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех под крылья собирает. (Курица)

- Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где - то низко. (Ласточка)

- Чик- чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? (воробей)

- Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (утка)

(Предложить детям, проверить друг у друга, правильно ли выполнено задание)

- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, чем же мы сегодня

занимались и что нового вы узнали на занятии, что больше всего понравилось.

(Спросить всех желающих.)

- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Большое вам спасибо.

Публикации по теме:

Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе иОсобенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе и Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности.

Проектная деятельность Тема проекта: "Морские жители" Тип проекта: Познавательно – игровой Цель проекта: Укрепление здоровья и физического развития детей; Вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 20:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД