Конспект познавательного занятия «Богатыри земли русской»

Елена Шатунова
Конспект познавательного занятия «Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.

Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; оживить представление о былинах, о былинных героях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать.

Материалы и оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри; образцы символов земли, солнца; фломастеры, заготовки мечей из картона, заготовки цветной бумаги, ножницы, клей, образцы мечей; слайды воинов прошлого и настоящего, аудиозапись Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; ансамбль «Цветы» песня «Богатырская наша сила»; шлемы для мальчиков.

Предварительная работа: чтение былин в обработке В. Нечаева; рассматривание картин о богатырях; художественное творчество по аппликации, лепке и рисованию; заучивание пословиц, стихотворений.

Содержание организованной деятельности детей.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте ребята на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.

Ребята, как назывался государственный праздник, который недавно отмечала вся страна?

(День Защитника Отечества; День воинской славы России)

Сегодня поговорим о героях – богатырях древней Руси в которой жили 1000 лет тому назад, а вот слава о их подвигах, как о Защитниках земли родной из глубокой древности дошла до наших дней.

А я беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». (Богатырь)

Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли).

Каких богатырей вы знаете?

Откуда вы о них узнали? (из сказок, м/ф, песен, былин, сказаний).

Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник).

Подберите к слову «смелый» слова, близкие по значению? (храбрый, отважный, бесстрашный, решительный, доблестный, героический, дерзкий, сильный).

Ребята, вы желаете почувствовать в себе богатырскую силу?

Представьте, что вы богатыри!

Физ. минутка

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу! (Дети садятся)

Ребята, посмотрите на картину (звучит музыка)

Как называется картина?

Кто автор?

В. М. Васнецов, конечно, не видел богатырей. Они жили на много раньше художника, но он слушал, о чем поет народ в былинах.

Ребята, кто мне скажет, что такое былина? (Былина-это русская народная песня о подвигах богатырей).

Народное название «Старина», происходило все в прошлом.

Художник их себе представил так. Он работал над картиной 25 лет, это большой промежуток времени.

И теперь для нас они именно такие, как на этой картине. (Музыка окончена).

Кто назовет имена богатырей?

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Где тут самый старший богатырь! (Самый старший, мудрый и опытный богатырь-это Илья Муромец).

А где самый молодой богатырь? (Самый молодой богатырь-это Алеша Попович. Он мне очень нравится, потому что умеет играть на гуслях).

Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).

Про него можно сказать, что он душа-парень. Художник хотел нам показать то, что если он молод и не сможет взять силою врага, то хитростью победит и смекалкой, вы согласны)

Что охраняют богатыри! (Они охраняют землю русскую, ее границы).

Чем вооружены богатыри? (Ребенок рассказывает самостоятельно).

Какие отношения между богатырями? (Отношения между богатырями дружеские).

Как вы догадались об этом? (потому что они рядом стоят, вместе охраняют землю).

Звучит музыка.

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали они раздольицем, чистым полем.

А со той горы, да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям святорусским,

Рядом с ними встал …

Окончена музыка.

Ребята, на картине богатыри все разного возраста и пожилой, и очень молодой, вы это заметили? Что их объединяет всех. (Любовь к Родине, родной земле, своему народу)

Настоящий защитник он в любом возрасте отважен и смел.

Об этом и пословицы говорят (Дети говорят пословицы о силе, отваги)

Хороводный обряд-поклонение дубу

Дети берут шлемы, встают в круг (под музыку)

(музыка окончена)

В стародавние времена, прежде чем воину-богатырю идти в бой, он всегда подходил к дубу. Как вы думаете почему? (Чтобы попросить силы).

Дуб всегда почитался за могучесть и жизнестойкость.

Сначала дуб у нас бывает маленьким деревцем, покажем каким.

У нас дубок (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его-

Вот так широки (разводим руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (медленно покачиваем вверху сцепленные руки)

На ветру ты, дубок скрипуч

Дай мне силы, отваги, добра

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Ребята, почувствовали силу, отвагу, мужество.

Стихотворение

Ай да сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданье старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Дети под музыку идут по кругу и садятся за столы.

Ребята, как вы думаете, какое оружие было у богатырей самым главным?

Меч-дорогое оружие. Он передавался от отца к сыну, его очень берегли и старались украсить разными символами. Узор наносился не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, защиты от злых сил.

Повторяем знаки

Что означает знаки «солнца»? (Они отражают удары врага, спасают от ударов врагов)

Что означает знак «проросших семян»? (Он желает богатства и благополучие)

А вы создайте собственную композицию.

Повторяем работу с ножницами

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Дружных крепеньких ребят

Вот большак, помогать он всем мастак

За ним стоит указка, его конек подсказка

Вот средний, очень сильный, как богатырь былинный

Четвертый – безымянный

А пятый- коротышка, проказливый мальчишка

Статистическое упражнение

На поляне у ручья

Три стоят богатыря (большой палей прижимает мизинец, указательный, средний, безымянный поднятый вверх)

Следим за осанкой Если криво сяду я, то испортится моя спина

Если плохо сяду я, заболит моя спина.

Самостоятельная деятельность детей под музыку.

Организация выставки детских работ на доске

Рассказы детей о своем орнаменте на мече.

(«Я на мече сделал много знаков «солнца», чтобы легче было в бою»)

(«Я сделал елочку, чтобы богатырь жил долго, так как елочка означает символ долгой жизни»)

(«Я на меч наклеил поле и семечки, чтобы меч был живой и быстрый»)

А теперь вернемся в наше время. Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас?

Кто они, назовите? (Танкисты, моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, десантники, летчики, связисты, ракетчики).

Матушка- Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.

Все может родная земля: накормить хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

И только защитить сама себя она не может. Защитить Отечество-долг наш с вами, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о защитниках прошлого и настоящего времени.

Итог

Что вам ребята, понравилось в нашей совместной работе (ответы детей)

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Открытое занятие в старшей группе Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа. Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского.

НОД в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В. М. Букатова) Тема: «На героя и слава бежит». Федулина Валентина Александровна, воспитатель Первая категория,13 разряд МКДОУ «Сибирячок» Непосредственная образовательная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 09:32
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...