Конспект познавательного занятия. Тема: «Культура и быт калмыцкого народа».

Ольга Николаевна Шипилова
Конспект познавательного занятия. Тема: «Культура и быт калмыцкого народа».

Программное содержание: рассказать детям о том, что Земля - наш общий дом, что на Земле проживает много людей разных национальностей. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам культуры не только родного края, но и других республик (на примере республики Калмыкия). Воспитывать дружеские и мирные отношения со всеми народами. Формировать умение пользоваться картой.

Оборудование: макет, домбра, фотографии, кусочки кожи, войлок, куклы в национальных одеждах, кумыс, цукаты из дыни, мольберт.

Предварительная работа: беседа о национальностях, рассматривание иллюстраций, работа с картой, беседа об изготовлении макета, чтение народных сказок Калмыкии.

Организация детей: дети сидят на стульчиках, стоят у стола, играют в игру.

Ход занятия.

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам придет гость. Не забудьте поздороваться с ним, и внимательно наблюдайте за тем, что он будет делать. А вот и наш гость.

(входит гость в национальном костюме с домброй в руках: садится на стул

и начинает играть народные калмыцкие мелодии).

- Скажите, ребята, понравилась вам музыка? (ответы детей).

- А кто – нибудь из вас слышал раньше такую музыку? (ответы детей).

- А знаете ли вы, что за инструмент в руках нашего гостя, на котором он так замечательно играл? (ответы детей).

-Этот инструмент, ребята называется домбра. Огромным уважением он пользуется у мастеров - исполнителей народной музыки.

- Как называется этот инструмент, ребята? (закрепляю со всеми детьми название инструмента).

- Хорошо, молодцы!

- Мы с вами, ребята, уже знаем, что на нашей планете Земле проживает огромное количество людей разных национальностей. Какие национальности вы знаете? (ответы детей).

- Правильно, молодцы! Но вот наш гость, ребята, ни к одной национальности, которые вы перечислили, не относится (вопросы детей, почему).

- Да потому, что наш гость - калмык! Калмыки, ребята, это коренное население республики Калмыкия.

- Как называется республика, где коренное население калмыки? (ответы, закрепляю со всеми детьми).

- Сейчас мы посмотрим на карту, где же расположена республика Калмыкия, ребята она наша соседка.

- Посмотрите, с правой стороны - вся наша астраханская область. А вот эта красная линия является границей между республикой Калмыкия и Астраханской областью.

- Как называется эта красная линия? (ответы закрепляю со всеми детьми с показом на карте).

- Молодцы, хорошо!

- Ребята, а кто-нибудь обратил внимание на то, как одет наш гость? Очень необычно. Это, ребята, национальный калмыцкий костюм.

- Давайте попросим нашего гостя встать, и мы рассмотрим все детали его костюма.

- Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма? (ответы).

- Это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

- А вот это, ребята, «шаровары» (закрепляю новое слово с детьми).

- Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах у нашего гостя сапоги.

- А что это такое, кто догадался? (ответы)

- Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

- А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов (рассматриваем на госте, на фотографии и на кукле).

- А сейчас, давайте тихонько встанем, и пойдем вместе с нашим гостем вот к этому столу (на столе макет и фотографии).

- И поговорим мы с вами о быте калмыков.

- Кто помнит, как называется то, что стоит на столе? (ответы).

- Молодцы! Правильно, это макет. Вот именно так, выглядело поселение калмыков. Как правило оно носило временный характер.

- Калмыки были «кочевым народом» (закрепляю новые слова с детьми).

- А может быть, кто – нибудь из вас знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т. е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).

- А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

- Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

- Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

Давайте посмотрим на макет такой кибитки. Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался «войлоком» (показываю). Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Это очень прочный и теплый материал, поэтому в кибитке всегда было сухо и тепло (закрепляю со всеми детьми новое слово «войлок»).

Внутреннее пространство разделялось на две половины - на мужскую (правую) и женскую (левую, если стоял в кибитке лицом к входу. В центре всегда располагался очаг.

- Что такое очаг знаете? (ответы).

- Да, это то - место, где всегда горел огонь, и готовилась пища.

- А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).

- Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»).

- Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю, из шерсти, катали войлок (показываю). Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

- А вот из молока лошадей женщины готовили «кумыс». Этот напиток предавал всем силу.

- Кто-нибудь из вас пробовал кумыс? (ответы).

- Хотите попробовать? Наш гость пришел не с пустыми руками. Он принес с собой кумыс, чтобы угостить вас. Наш гость просит вас пройти за ним вот к этому месту (дети пьют кумыс).

- Ну, что вкусно? Чувствуете сколько сил и ловкости он вам прибавил? Ну, а раз вы теперь такие ловкие, я хочу предложить вам поиграть в национальную калмыцкую игру «Наездники» (объясняю правила игры, дети играют. После игры садятся на стульчики).

- Вот так молодцы, сколько силы и ловкости придал вам волшебный напиток!

- Как он называется? (ответы детей).

- А теперь, ребята мы с вами поговорим о тех вещах, которые окружали калмыков в быту. Это были самые необходимые вещи, приспособленные к частым переездам: блюда, чашки, ковши.

- Посмотрите, ребята, из чего сделаны эти вещи? (ответы).

- Правильно из дерева.

- А как вы думаете, почему из дерева? (ответы).

-Молодцы, конечно деревянная посуда не бьется. А мы с вами говорили, что калмыки часто переезжали с места на место. И деревянная посуда была очень удобна (рассматриваем фотографии). А вот эта посуда, с дорогой отделкой из серебра. Стоила она очень дорого. И пользоваться ей могли только богатые люди.

Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

В дни праздника всех животных окропляли молоком и кумысом, устраивали соревнования и играли в игры. В одну из таких игр мы с вами и поиграли сегодня.

Вот сколько нового мы узнали на занятии. Мы с вами послушали народную музыку калмыков.

(Дети перечисляют все о чем узнали; название инструмента, название жилища, напитка, игры, праздника).

И как будто мы с вами побывали на этом празднике. Ну а на всех праздниках принято подавать угощение

- Вот и я вас хочу угостить сладостями, которые готовят калмыки.

- Угощайтесь, пожалуйста!

-Ну, а нашему гостю пора уходить. Давайте поблагодарим его за все и попрощаемся с ним.

Публикации по теме:

«Кто где живёт?»«Кто где живёт?» Дидактическая игра " Кто где живёт" Цель: закрепить знания детей о местожительстве людей разных национальностей, воспитывать толерантность.

Мы разные, но мы вместе или воспитание толерантностиМы разные, но мы вместе или воспитание толерантности Воспитание толерантности в процессе общения детей разных национальных культурСовременный детский сад многонациональный, в нем встречаются.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия. Тема: «Культура и быт калмыцкого народа».
Опубликовано: 30 января 2013 в 13:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...