Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»

Лариса Тресина
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя».

Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, учить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена. Дать представление о том, что свидетельство о рождении является официальным документом для ребёнка. Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: ребусы имен, наборы букв и цифр, иллюстрации именных икон, свидетельства о рождении, паспорта и отпечатков пальцев человека.

I.Организационный момент.

“Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. ”

- Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно…

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло. ”

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля?

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя мама маленькая”, посвященная Дню Мамы.

А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

II. Основная часть:

- На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя).

Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека ест своё имя. Для чего оно даётся?

Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Ребята, вы сами выбирали свое имя. Кто дает нам имя? (Наши родители) .

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Очень – очень давно, имена были похожи на прозвища: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец.

Шли годы. Имена, которыми называли детей, тоже менялись. Наши предки хотели, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.

- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.

1. Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?

2. Игра «Шифровальщики». Каждый ребёнок расшифровывает имя.

Г Р Е О Й Е М В А Т

2 4 1 3 6 5 1 4 2 3

- Каждого человека можно назвать по имени ласково. Послушайте рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён».

«КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН»

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…

Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.

3. Игра «Назови ласково соседа».

- А человека ещё можно назвать полным именем.

4. Игра «Назови полное имя».

«Сейчас я Ваня, а буду Иван».

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «отчество»? (Часть имени, которая присваивается ребенку по имени отца)

- Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству.

Саша, как зовут твоего папу? (Максим). Значит, твое отчество Максимович, а полное имя – Александр Анатольевич.

5. «Назови полное имя и отчество». (Дети называют свое имя и отчество).

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

6. Значение имени.

- А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение? Может быть, кто-нибудь из вас знает, как переводятся ваши имена? Послушайте, что означают имена детей нашей группы:

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Сережа (Сергей) – высокий, высокочтимый.

Валентин – быть здоровым.

Слава (Вячеслав) – наиславнейший.

Алина – благородная.

Матвей – Божий дар, дарованный Богом.

Тимур - железный.

Егор – земледелец.

Светлана – светлая, чистая.

Маша (Мария) - святая, высокая.

Арсений - мужественный.

Богдан – данный Богом.

Семен – надежный.

Влад (Владислав) – владеющий славой.

Соня (Софья) – мудрая.

Антон – вступающий в бой.

Татьяна – устроительница, учредительница.

Лариса – чайка.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый первый - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Лиза, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Слава, это Маша.

- Но наши имена не принадлежат только нам. На свете встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Назовите их.

- Таких людей называют тезками.

- А кто-нибудь из вас знает знаменитых, известных людей, у которых такое же имя, как у вас?

- А приходилось ли вам встречать людей с такой же фамилией, как у вас? Как называют таких людей (однофамильцы) .

7. Именные иконы

- У каждого имени есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, который оберегает человека, который назван этим именем. Этот святой изображён на именной иконе. (Рассматривание икон.)

При рождении ребенку давали имя и во время крещения в церкви, записывали в церковные книги. Эти книги были очень большие. Никакого другого документа не выдавалось. А сейчас у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас, детей (Свидетельство о рождении). Кто видел свое свидетельство о рождении?

Свидетельство о рождении может выглядеть по-разному, но оно есть у всех. (Показ своего свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию.

- А вы знаете, какой главный документ у взрослых? (Паспорт)

В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке.

В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии имеется отпечаток пальца. Как вы думаете для чего (ответы детей) .

Оказывается, если у людей похожи имена, фамилии и отчества, то людей различают по отпечаткам пальцев. (иллюстрация) .

Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев? Посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком другого человека. Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется – биометрия (выставляю карточку с определением).

III. Итог занятия:

- О чем сегодня говорили?

- Что нового узнали?

Публикации по теме:

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Проект «Тайна моего имени» .

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Детские писатели
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 17:16
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Конспект НОД по аппликации (из готовых форм, по рисунку — образцу.) «Елочка — Красавица»
Потемкина Светлана Конспект НОД по аппликации ( по представлению, по образцу) «Елочка – Красавица ». Цели и задачи: Продолжать учить детей создавать...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...