Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»

Лариса Тресина
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя».

Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, учить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена. Дать представление о том, что свидетельство о рождении является официальным документом для ребёнка. Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: ребусы имен, наборы букв и цифр, иллюстрации именных икон, свидетельства о рождении, паспорта и отпечатков пальцев человека.

I.Организационный момент.

“Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. ”

- Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно…

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло. ”

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля?

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя мама маленькая”, посвященная Дню Мамы.

А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

II. Основная часть:

- На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя).

Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека ест своё имя. Для чего оно даётся?

Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Ребята, вы сами выбирали свое имя. Кто дает нам имя? (Наши родители) .

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Очень – очень давно, имена были похожи на прозвища: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец.

Шли годы. Имена, которыми называли детей, тоже менялись. Наши предки хотели, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.

- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.

1. Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?

2. Игра «Шифровальщики». Каждый ребёнок расшифровывает имя.

Г Р Е О Й Е М В А Т

2 4 1 3 6 5 1 4 2 3

- Каждого человека можно назвать по имени ласково. Послушайте рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён».

«КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН»

Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

- Ты чего горюешь? – спросил я.

- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.

- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.

Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:

- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.

Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.

- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.

- А разве они тоже?. – спросил я уже на бегу.

- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…

Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.

- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.

И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:

- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.

- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.

- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.

3. Игра «Назови ласково соседа».

- А человека ещё можно назвать полным именем.

4. Игра «Назови полное имя».

«Сейчас я Ваня, а буду Иван».

- Ребята, а вы знаете, что означает слово «отчество»? (Часть имени, которая присваивается ребенку по имени отца)

- Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству.

Саша, как зовут твоего папу? (Максим). Значит, твое отчество Максимович, а полное имя – Александр Анатольевич.

5. «Назови полное имя и отчество». (Дети называют свое имя и отчество).

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

6. Значение имени.

- А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение? Может быть, кто-нибудь из вас знает, как переводятся ваши имена? Послушайте, что означают имена детей нашей группы:

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Сережа (Сергей) – высокий, высокочтимый.

Валентин – быть здоровым.

Слава (Вячеслав) – наиславнейший.

Алина – благородная.

Матвей – Божий дар, дарованный Богом.

Тимур - железный.

Егор – земледелец.

Светлана – светлая, чистая.

Маша (Мария) - святая, высокая.

Арсений - мужественный.

Богдан – данный Богом.

Семен – надежный.

Влад (Владислав) – владеющий славой.

Соня (Софья) – мудрая.

Антон – вступающий в бой.

Татьяна – устроительница, учредительница.

Лариса – чайка.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый первый - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Лиза, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Слава, это Маша.

- Но наши имена не принадлежат только нам. На свете встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Назовите их.

- Таких людей называют тезками.

- А кто-нибудь из вас знает знаменитых, известных людей, у которых такое же имя, как у вас?

- А приходилось ли вам встречать людей с такой же фамилией, как у вас? Как называют таких людей (однофамильцы) .

7. Именные иконы

- У каждого имени есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, который оберегает человека, который назван этим именем. Этот святой изображён на именной иконе. (Рассматривание икон.)

При рождении ребенку давали имя и во время крещения в церкви, записывали в церковные книги. Эти книги были очень большие. Никакого другого документа не выдавалось. А сейчас у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас, детей (Свидетельство о рождении). Кто видел свое свидетельство о рождении?

Свидетельство о рождении может выглядеть по-разному, но оно есть у всех. (Показ своего свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию.

- А вы знаете, какой главный документ у взрослых? (Паспорт)

В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке.

В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии имеется отпечаток пальца. Как вы думаете для чего (ответы детей) .

Оказывается, если у людей похожи имена, фамилии и отчества, то людей различают по отпечаткам пальцев. (иллюстрация) .

Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев? Посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком другого человека. Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется – биометрия (выставляю карточку с определением).

III. Итог занятия:

- О чем сегодня говорили?

- Что нового узнали?

Публикации по теме:

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Проект «Тайна моего имени» .

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 17:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...