Конспект познавательной деятельности «Зелёная аптека»

Евгения Булычева
Конспект познавательной деятельности «Зелёная аптека»

Цель. Познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями Зауралья, обратить внимание на то, что в природе нет вредных и абсолютно полезных растений; показать значение леса для здоровья человека.

Оборудование. Оформление зала в виде лесной поляны, костюм Айболита, письмо в конверте, иллюстрации: утки, крота, зайца, медведя, ослика, ежа; фланелеграф, пособие К. Ю. Белой «Твоя безопасность», иллюстрации лекарственных и ядовитых растений местного края, фонограмма «Вместе весело шагать», «Голоса леса», магнитофон, сбор лекарственных трав, гимнастическая скамейка, обручи 5-6 шт., 2 шнура.

Ход.

Детям в группу приходит письмо, вскрывают конверт, читают:

- Здравствуйте, мои юные друзья!

Я хочу вас пригласить

На полянке погостить.

Приглашаю вас в гости на большую поляну в свою лесную лечебницу. От самых разных болезней мне приходится лечить больных зверей и птиц. А в этом мне помогают мои зелёные друзья – растения. Приходите скорее в наш лес, и я познакомлю вас с моими зелёными лекарями.

Здесь найдёте вы меня.

В добрый путь, смелей, друзья!

Доктор Айболит.

Педагог. Собирайтесь скорее

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовёт…

Дети вместе с педагогом под фонограмму «Вместе вело шагать» заходят в физкультурный зал, оформленный в виде лесной поляны.

Педагог. Чтобы нужную полянку найти,

Надо много препятствий пройти.

Надо по мостику пройти

(дети друг за другом проходят по гимнастической скамейке,

А потом через болото перейти

(прыжки из обруча в обруч,

Ручеёк перешагнуть

(перешагивание через длинные шнуры, положенные на полу параллельно друг другу на расстоянии 1 м,

И ещё пройти чуть-чуть

(обычная ходьба по залу в колонне).

Педагог. Вот мы и в лесу… (звучит фонограмма «Голоса леса»).

Здравствуй, лес зелёный мой,

Снова встретились с тобой.

- А вот и доктор Айболит… Здравствуйте, доктор! Мы получили ваше письмо и вот мы здесь!

Айболит.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Сережи и Оли, Коли и Пети,

Здравствуйте, милые дети!

Очень рад, что вы приняли моё приглашение. Наш лес с нетерпением ждёт вас!

Лесом можем мы гордиться,

Лес – зелёная больница,

Лес, как сказочное царство:

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Все растения эти знаю,

Берегу их, охраняю.

Я их рву не на потеху,

Отношу я их в аптеку.

Из даров лесного царства

Здесь я делаю лекарства.

- Итак, проходите скорее в мою лесную лечебницу, где я познакомлю вас со своими целебными зелёными помощниками.

- Первые пациенты уже ждут нас!

(На фланелеграфе прикрепляется иллюстрация утки).

Утка крякает с порога:

Простудилась моя дочка немного.

Айболит. Вот сосновые почки:

Для вашей дочки.

Не лекарство – просто чудо,

Вмиг пройдёт её простуда!

(На фланелеграфе прикрепляется иллюстрация зайца).

Вот зайчонок захворал,

Потому что снег лизал.

Ночью он совсем не спит,

Все вздыхает и сопит

И чихает каждый час

Сто, а может, двести раз.

Айболит. Это лекарственная ромашка,

Её узнает даже первоклашка.

От воспаленья помогает

И тонус жизни укрепляет.

Ей можно горло полоскать,

Отварчик внутрь принимать.

(На фланелеграфе прикрепляется иллюстрация медведя).

Это мишка. Он простужен.

Он весь день ходил по лужам!

И лежит большой, мохнатый,

Как мешок, набитый ватой,

Айболит. От простуды излечиться

Ему поможет медуница.

Это прозвище недаром

У красивого цветка,

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка.

- А ещё от простуды помогают:

Где-то в чаще дремучей

Есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Стоит колючка на вилах,

Одета в багрянец,

Кто подойдет,

Того кольнет. (Шиповник).

Красота всего парка,

Летом — тень, если жарко.

Даст резную посуду

И полечит простуду. (Липа).

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина).

(Демонстрируются иллюстрации и гербарий растений).

(На фланелеграфе прикрепляется иллюстрация крота, ослика, ёжика).

- Под землёю, роя ход,

Как-то лапу ранил крот.

Попросил он: «Помоги!

Вдруг останусь без ноги?».

Бегал ослик по дороге,

Не глядел себе под ноги.

Он споткнулся и упал,

И коленки ободрал.

Посмотрите, этот ежик

Взял без спросу папин ножик!

И порезал нос и лапы,

Даже иглы оцарапал!

Айболит. Лапы вылечить не сложно,

Мой совет вам от души –

К свежей ранке подорожник

Осторожно приложи!

Подорожник обладает кровеостанавливающим и противовоспалительным действием, его можно использовать в качестве бинта, а вместо ваты и йода можно использовать мох сфагнум.

Хоть и злющая крапива,

Но полезная на диво.

Излечит вас от воспаленья

Прямо всем на удивленье.

Крапива, как и подорожник, обладает кровеостанавливающим действием, её можно принимать в виде отвара внутрь, а листья можно прикладывать к кровоточащим ранкам.

- Великое множество зелёных лекарей в моей лесной аптеке. Вот один из них…

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет. (Одуванчик).

Его называют жизненным эликсиром и принимают при болезнях поджелудочной железы.

Он родился в майский день

И лес его хранит.

Кажется: его задень –

Он тихо зазвенит. (Ландыш).

Полезен при заболеваниях сердца.

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала

Сжались лепесточки

На зеленых стебельках

Круглые комочки. (Мать-и-мачеха).

Хорошее противовоспалительное средство.

А вот горькая травка -

Животу поправка,

И сама душиста,

И метет чисто. (Полынь)

Способствует пищеварению, повышает аппетит.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

(показ иллюстраций «Твоя безопасность», стр. 14-15).

(Работа с иллюстрацией «Лесная больница доктора Айболита» в пособии К. Ю. Белой «Твоя безопасность», стр. 16-17).

Кончились часы приёма,

Все больные снова дома.

Врач лесной, чем только мог,

Каждому из них помог.

Айболит. Дорогие ребята! Запомните, что далеко не все растения могут принести человеку пользу. Есть растения (травы, ягоды, грибы, которые ядовиты. Они могут нанести человеку непоправимый вред: человек может отравиться или даже умереть, употребляя их в пищу. Их нужно очень хорошо знать: дурман, купальница, белена, волчье лыко, вороний глаз, пижма, паслён, мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички и мн. др.).

(Показ иллюстраций «Твоя безопасность», стр. 18-19, 20-21).

Игра «Собери грибы».

Работа с иллюстрацией в пособии «Твоя безопасность», стр. 22-23.

- Но если вы все-таки отравились ядовитыми растениями, следует немедленно промыть желудок (выпить 5-6 стаканов тёплой посоленной воды, затем ввести два пальца в рот и надавить на корень языка, нужно добиться удаления воды из желудка). И как можно скорее обратиться к врачу!

- Хочу напомнить вам ещё об одном… Знайте, что ядовитые растения нельзя уничтожать (травы вырывать, грибы сбивать). Если они вредны для здоровья человека, то могут быть полезны кому-то другому, например, некоторыми ядовитыми растениями лечатся лесные животные.

Игра «Найди лекарственные травы».

На полу раскладывают карточки с изображением растений. Несколько детей «собирают» (поднимают) карточки с лекарственными растениями и называют их. Карточки с изображением ядовитых растений брать нельзя.

Примерный перечень растений: лекарственные — мать-и-мачеха, подорожник, ромашка пахучая, одуванчик, крапива, душица, зверобой; ядовитые — белена черная, волчье лыко, купальница европейская, ветреница дубравная, калужница болотная, вороний глаз, лютик едкий.

- Итак, сегодня вы узнали, как важен лес и растения, растущие в нём для здоровья человека. Но чтобы были здоровы мы, должен быть здоров и лес.

Будь здоров, зелёный лес!

Чтоб прозрачны реки были,

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже

Ты расти, наш друг хороший!

Будь здоров, зелёный лес!

- Давайте же будем беречь лес, каждую травинку в нём!

Айболит вручает детям сбор различных лекарственных трав, которые помогут им не болеть и стать здоровее. Дети прощаются с Айболитом, возвращаются в группу.

Конспект познавательной деятельности «Зелёная аптека»
Публикации по теме:

Уголок «Зеленая аптека» на участке детского сада Значимым компонентом развивающей среды дошкольного учреждения является природа, ландшафт. Характер цветников и огородов, а также их расположение.

В помощь воспитателю Опытно-исследовательская деятельность детей в уголке природыЧтобы показать значение света, можно провести опыт, раскрывающий функцию листа.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект познавательной деятельности «Зелёная аптека»
Опубликовано: 5 сентября 2012 в 10:20
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...