Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Елена Вертипрахова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Тема: «Путешествие капельки»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Активизировать словарь детей, круговорот воды, звезда – шестилучевая, пластинчатый ёж, звёздчатый ёж, запонка, пушинка, столбики иглы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Место организованной деятельности: старшая группа ДОУ.

Тип организованной деятельности: познавательно – исследовательская деятельность.

Оборудование: Календарь природы, схема «Круговорот воды в природе», схемы, свеча, ёмкость с водой холодной и горячей, зеркало, лёд, пробирки, изображение снежинок, стекло в рамке для изображения снежинок, канцелярский клей.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Развитие речи».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: Рассматривание снежных узоров на стекле, ведение дневника наблюдений, наблюдение в природе, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

Содержательная часть

Слышен звон колокольчика. Дети подходят к воспитателю.

- Сегодня я вам расскажу такую же волшебную как это звон колокольчика, сказку располагайтесь по удобней.

- Высоко-высоко, в своем белом снежном домике на большом облаке жила тетушка Погодушка. Зорко следила она за тем, что происходило в ее погодном королевстве, не частит ли дождик, много ли снега налила тетушка Метель. Садится тетушка Погодушка в свое кресло-качалку, берет в руки вязальные спицы и вяжет, наслаждаясь порядком в своем королевстве. Но все случается неожиданно, нежданно-негаданно, и именно так к нашей героине подкрался дядюшка Сон. А он известный шутник. Мирно двигаются спицы, петелька за петелькой.

- Покажем, как двигаются спицы.

Пальчиковая гимнастика

- Молодцы, красивые кружева получаются у вас.

- Уснула наша тетушка Погодушка. В своем мягком и пушисто облаке-кресле, и в Погодном Королевстве сразу же наступила путаница. Оставшись без присмотра тетушки Погодушки природные силы, стали ссорится между собой.

- Давайте вспомним, какая погода была в декабре месяце.

Анализ погоды по календарю природы.

Ответы детей: на первой неделе месяца шел дождь, а затем выпал снег и очень быстро растаял, на третьей неделе все подмерзло.

- У природы нет плохой погоды. И даже в таких частых изменениях можно найти положительные и отрицательные моменты.

- Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».

- Я предложение начну, а вы постарайтесь его закончить:

- Пришла зима это хорошо потому что (Будет праздник, можно кататься на горке, лыжах, коньках, лепить снеговиков)

- Но плохо, потому что (Стало холодно, нужно одевать много одежды, улетели певчие птицы, деревья потеряли разноцветную листву).

- Выпал снег, это хорошо, потому, что (Можно лепить снеговиков, сгребать его в кучи, укрывать деревья, землю).

- Но плохо, потому что (Трудно ходить по дорожкам, одежда становится мокрой).

- Дует ветер – это хорошо, потому, что (Разметает дорожки, разгоняет тучи., но плохо потому что можно простудится и заболеть).

- Пошел дождь это хорошо потому, что (Стало тепло, приятно слушать, как он стучит по стеклу, создает задумчивое настроение, питает влагой растения, но плохо очищает воздух).

- Плохо – потому что (Снег стал таять, появилась слякоть).

- От такого переполоха тетушка Погодушка проснулась, но вот беда, ветер шалил, клубок снежный укатил. Погодушке снежное покрывало вязать надо, а клубка нет.

- Чем мы можем помочь тетушке Погодушке? (Найти клубок, взять другой, попросить у кого-нибудь, сделать самим снежинки).

- Всеми вашими предложениями можно воспользоваться, но на это уйдет очень много времени. Я думаю, что мы можем подсказать тетушке Погодушке, где взять новую пряжу.

- Для этого сначала нужно ответить на вопрос из чего состоят снежинки? (Из воды).

- Проверим ваши ответы, положите на ладошку снег, что с ним произошло? (Растаял, появилась вода)

- Разве снежинка и капелька воды похожи? (Нет)

- Сегодня мы с вами узнаем, как вода превращается в снежинки?

- Я приготовила воду. Посмотрите внимательно, какая она? (Чистая, питьевая, прозрачная, бесцветная, жидкая, мокрая)

- Как мы можем, не трогая воду, определить холодная она или горячая? (Над горячей идет пар)

- Куда идет пар? (Вверх)

- Почему? (Он легкий)

- Какого цвета пар? (Белого)

- На что похож пар? (На туман)

- Давайте познакомимся с паром поближе и узнаем его тайны.

- Подержите ладонь над паром, так низко, как только можете.

- Какой пар (Горячий)

- Какого цвета пар внизу (Белого)

- Поднимите ладонь выше

- Почему не видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл – стал невидимый).

- Наберите по больше воздуха и выдохните.

- Что вы видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл, стал невидимый)

- А когда вы выдыхаете воздух на улице в мороз, что вы видите? (Пар)

- Почему так происходит? (На улице пар теплый, а воздух холодный, поэтому виден, а в группе пар и воздух тёплые, поэтому не виден).

- Возьмите зеркала и подышите на них что получилось?

- Проведите пальцем по зеркалу, что на пальце? (Вода).

- Во что превращается пар, когда остывает? (В воду).

- Как вы думаете, что происходит с холодной водой? (Испаряется)

- Давайте вспомним опыт, который мы проводили недавно.

Показ календаря наблюдений

- Почему воды стало меньше (Испарилась)

- А вы видели пар? (Нет)

- Почему не видели? (Потому что виден только в холодном воздухе)

- Значит, может испариться холодная вода? (Да, может только медленнее).

- Что такое лед? (Замерзшая вода).

- Испаряется ли лед? (Да).

- Давайте проверим. Вот у меня пробирка, куда я положила кусочек льда. Я нагреваю пробирку над огнем.

- Что происходит со льдом? (Он превращается в воду, затем в пар).

Выставляется схема.

- Конечно, ребята, вода в природе постоянно находится в движении. Испаряясь с земли, с поверхности морей, рек, озер она в виде пара поднимается в небо, где образуются облака. Облака остывая, собираются в тучи. Именно из этой тучи тетушка Погодушка может взять пряжу для снежинок.

Выставляется схема.

Физкультминутка

-Так сильно клубок, что очень далеко укатил клубок, давайте позовем его.

- Вот из облака тетушка Погодушка возьмёт пряжу будет вывязывать свои красивые снежные кружева.

- Снежинка – это кристаллики льда.

- Давайте, рассмотрим какие бывают снежинки. Их можно насчитать несколько десятков различных форм. Самая красивая шестилучевая звезда (1) это символ снега.

- Самая распространенная пластинчатый еж (2) она представляет собой десятки сросшихся пластинок.

- Если вместо пластинок срослись лучи, получаются звездчатый еж (3).

- Запонка (4) вытянутый столбик по концам прикрыт одинаковыми пластинками.

- (5) Пушинки – пластиночка с одной стороны густо обросла кристалликами инея.

- (6) Вытянутые тонкие кристаллики называется снежинка столбиками иглы.

- А у меня еще есть очень красивые снежинки.

Показ рисунка на стекле

- Давайте вместе сделаем такие же красивые снежинки. Тётушка Погода не успевает, поможем ей украсить.

- Вот у меня есть большое стекло на нем мы вместе нарисуем много красивых снежинок. Это задание будет трудным, т. к. краска волшебная. Когда вода испарится – мы увидим наши узоры.

- Что нового мы сегодня узнали? (Что вода испаряется, как вода превращается в снежинки, вода ходит по кругу)

- Чему научились? (Проводить опыты, рисовать на стекле).

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 10:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...