Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Елена Вертипрахова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Тема: «Путешествие капельки»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Активизировать словарь детей, круговорот воды, звезда – шестилучевая, пластинчатый ёж, звёздчатый ёж, запонка, пушинка, столбики иглы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Место организованной деятельности: старшая группа ДОУ.

Тип организованной деятельности: познавательно – исследовательская деятельность.

Оборудование: Календарь природы, схема «Круговорот воды в природе», схемы, свеча, ёмкость с водой холодной и горячей, зеркало, лёд, пробирки, изображение снежинок, стекло в рамке для изображения снежинок, канцелярский клей.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Развитие речи».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: Рассматривание снежных узоров на стекле, ведение дневника наблюдений, наблюдение в природе, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

Содержательная часть

Слышен звон колокольчика. Дети подходят к воспитателю.

- Сегодня я вам расскажу такую же волшебную как это звон колокольчика, сказку располагайтесь по удобней.

- Высоко-высоко, в своем белом снежном домике на большом облаке жила тетушка Погодушка. Зорко следила она за тем, что происходило в ее погодном королевстве, не частит ли дождик, много ли снега налила тетушка Метель. Садится тетушка Погодушка в свое кресло-качалку, берет в руки вязальные спицы и вяжет, наслаждаясь порядком в своем королевстве. Но все случается неожиданно, нежданно-негаданно, и именно так к нашей героине подкрался дядюшка Сон. А он известный шутник. Мирно двигаются спицы, петелька за петелькой.

- Покажем, как двигаются спицы.

Пальчиковая гимнастика

- Молодцы, красивые кружева получаются у вас.

- Уснула наша тетушка Погодушка. В своем мягком и пушисто облаке-кресле, и в Погодном Королевстве сразу же наступила путаница. Оставшись без присмотра тетушки Погодушки природные силы, стали ссорится между собой.

- Давайте вспомним, какая погода была в декабре месяце.

Анализ погоды по календарю природы.

Ответы детей: на первой неделе месяца шел дождь, а затем выпал снег и очень быстро растаял, на третьей неделе все подмерзло.

- У природы нет плохой погоды. И даже в таких частых изменениях можно найти положительные и отрицательные моменты.

- Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».

- Я предложение начну, а вы постарайтесь его закончить:

- Пришла зима это хорошо потому что (Будет праздник, можно кататься на горке, лыжах, коньках, лепить снеговиков)

- Но плохо, потому что (Стало холодно, нужно одевать много одежды, улетели певчие птицы, деревья потеряли разноцветную листву).

- Выпал снег, это хорошо, потому, что (Можно лепить снеговиков, сгребать его в кучи, укрывать деревья, землю).

- Но плохо, потому что (Трудно ходить по дорожкам, одежда становится мокрой).

- Дует ветер – это хорошо, потому, что (Разметает дорожки, разгоняет тучи., но плохо потому что можно простудится и заболеть).

- Пошел дождь это хорошо потому, что (Стало тепло, приятно слушать, как он стучит по стеклу, создает задумчивое настроение, питает влагой растения, но плохо очищает воздух).

- Плохо – потому что (Снег стал таять, появилась слякоть).

- От такого переполоха тетушка Погодушка проснулась, но вот беда, ветер шалил, клубок снежный укатил. Погодушке снежное покрывало вязать надо, а клубка нет.

- Чем мы можем помочь тетушке Погодушке? (Найти клубок, взять другой, попросить у кого-нибудь, сделать самим снежинки).

- Всеми вашими предложениями можно воспользоваться, но на это уйдет очень много времени. Я думаю, что мы можем подсказать тетушке Погодушке, где взять новую пряжу.

- Для этого сначала нужно ответить на вопрос из чего состоят снежинки? (Из воды).

- Проверим ваши ответы, положите на ладошку снег, что с ним произошло? (Растаял, появилась вода)

- Разве снежинка и капелька воды похожи? (Нет)

- Сегодня мы с вами узнаем, как вода превращается в снежинки?

- Я приготовила воду. Посмотрите внимательно, какая она? (Чистая, питьевая, прозрачная, бесцветная, жидкая, мокрая)

- Как мы можем, не трогая воду, определить холодная она или горячая? (Над горячей идет пар)

- Куда идет пар? (Вверх)

- Почему? (Он легкий)

- Какого цвета пар? (Белого)

- На что похож пар? (На туман)

- Давайте познакомимся с паром поближе и узнаем его тайны.

- Подержите ладонь над паром, так низко, как только можете.

- Какой пар (Горячий)

- Какого цвета пар внизу (Белого)

- Поднимите ладонь выше

- Почему не видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл – стал невидимый).

- Наберите по больше воздуха и выдохните.

- Что вы видите? (Когда пар был горячий, его было видно, а когда остыл, стал невидимый)

- А когда вы выдыхаете воздух на улице в мороз, что вы видите? (Пар)

- Почему так происходит? (На улице пар теплый, а воздух холодный, поэтому виден, а в группе пар и воздух тёплые, поэтому не виден).

- Возьмите зеркала и подышите на них что получилось?

- Проведите пальцем по зеркалу, что на пальце? (Вода).

- Во что превращается пар, когда остывает? (В воду).

- Как вы думаете, что происходит с холодной водой? (Испаряется)

- Давайте вспомним опыт, который мы проводили недавно.

Показ календаря наблюдений

- Почему воды стало меньше (Испарилась)

- А вы видели пар? (Нет)

- Почему не видели? (Потому что виден только в холодном воздухе)

- Значит, может испариться холодная вода? (Да, может только медленнее).

- Что такое лед? (Замерзшая вода).

- Испаряется ли лед? (Да).

- Давайте проверим. Вот у меня пробирка, куда я положила кусочек льда. Я нагреваю пробирку над огнем.

- Что происходит со льдом? (Он превращается в воду, затем в пар).

Выставляется схема.

- Конечно, ребята, вода в природе постоянно находится в движении. Испаряясь с земли, с поверхности морей, рек, озер она в виде пара поднимается в небо, где образуются облака. Облака остывая, собираются в тучи. Именно из этой тучи тетушка Погодушка может взять пряжу для снежинок.

Выставляется схема.

Физкультминутка

-Так сильно клубок, что очень далеко укатил клубок, давайте позовем его.

- Вот из облака тетушка Погодушка возьмёт пряжу будет вывязывать свои красивые снежные кружева.

- Снежинка – это кристаллики льда.

- Давайте, рассмотрим какие бывают снежинки. Их можно насчитать несколько десятков различных форм. Самая красивая шестилучевая звезда (1) это символ снега.

- Самая распространенная пластинчатый еж (2) она представляет собой десятки сросшихся пластинок.

- Если вместо пластинок срослись лучи, получаются звездчатый еж (3).

- Запонка (4) вытянутый столбик по концам прикрыт одинаковыми пластинками.

- (5) Пушинки – пластиночка с одной стороны густо обросла кристалликами инея.

- (6) Вытянутые тонкие кристаллики называется снежинка столбиками иглы.

- А у меня еще есть очень красивые снежинки.

Показ рисунка на стекле

- Давайте вместе сделаем такие же красивые снежинки. Тётушка Погода не успевает, поможем ей украсить.

- Вот у меня есть большое стекло на нем мы вместе нарисуем много красивых снежинок. Это задание будет трудным, т. к. краска волшебная. Когда вода испарится – мы увидим наши узоры.

- Что нового мы сегодня узнали? (Что вода испаряется, как вода превращается в снежинки, вода ходит по кругу)

- Чему научились? (Проводить опыты, рисовать на стекле).

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 10:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....