Конспект практического занятия для родителей и воспитанников ДОУ по музыке «Уроки нравственности»

Елена Пономарева
Конспект практического занятия для родителей и воспитанников ДОУ по музыке «Уроки нравственности»

Цель мероприятия - показ преимуществ семейного общения в условиях социокультурной среды над автономным пребыванием старших и младших членов семьи в виртуальном мире интернет соблазнов. Участниками занятия являются не только родители, но и воспитанники ДОУ, посещающие вокальный и хореографический кружки, функционирующие в детском саду.

Ход занятия

(Родителям, присутствующим на занятии, предлагается прикрепить к груди изображение музыкальных нот).

Музыкальный руководитель (М. Р.): Дорогие гости! Очарование зимним пейзажем навеяло тему нашей встречи. Мы будем говорить сегодня о красоте – той, что дарит нам природа, той, что создана руками человека, его умом, сердцем и душой. Я приглашаю вас в мир, где все прекрасно и совершенно. Предлагаю вашему вниманию стихотворение русского поэта К. Бальмонта.

(Демонстрируется презентация «Падающий снег». М. Р. читает стихотворение на фоне музыкального произведения).

М. Р. :

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурной

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

М. Р. : Крохотная снежинка совершила маленький подвиг. Она упала на еще теплую осеннюю землю и растаяла. Но она была первой, очаровавшей всех своим совершенством, предвосхитившей наступление грядущей зимы. И тот, кто наблюдал этот отважный полет хрупкой снежинки, стал чище душой и добрее сердцем, ведь он созерцал таинство рождения прекрасного. А сейчас вы увидите еще одну снежинку, рожденную союзом хореографии и классической музыки А. Вивальди. Встречайте солистку хореографического кружка Настю и ее очаровательных подружек.

(Солистка исполняет хореографическую миниатюру, выразительно передавая в движениях драматический образ маленькой снежинки. Во второй части композиции к ней присоединяются участники хореографического кружка, изображающие зимнюю метель).

М. Р. : Уважаемые родители! Я приглашаю вас в мир изобразительного искусства, подарившего нам замечательные женские образы. Вы будете наблюдать красоту, изящество, грацию, созданные мастерством художника. Нас будет сопровождать «Ave Maria» - вечный гимн женской красоте.

(М. Р. обращает внимание присутствующих на экран. Демонстрируется презентация «Женские портреты»).

М. Р. : Перед вами 5 женских портретов, 5 женских образов. Наше внимание притягивает «Джоконда» Леонардо да Винчи. Молодая женщина задумчиво смотрит на зрителя. За ее спиной – голубое небо, зеркальная гладь воды, силуэты скалистых гор, потоки воздуха. Пейзаж безлюден и пустынен, это скорее образ Вселенной, обозреваемой с огромной высоты. И в середине Вселенной царит таинственный и прекрасный образ женщины. Леонардо словно говорит, что в центре всего мира стоит человек, и нет ничего более величественного и прекрасного.

Известно, что Леонардо да Винчи написал несколько вариантов «Джоконды» - царственной и земной, гневной и кроткой, задумчивой и смеющейся, эротичной и целомудренной. В результате долгих поисков родилась «Джоконда», вобравшая в себя художественные черты всех своих предшественниц. Именно поэтому каждый зритель видит в этом портрете свою «Джоконду», и никто не может разгадать тайну ее улыбки.

Еще одно полотно Леонардо да Винчи – «Мадонна с цветком». Известно, что еще задолго до Леонардо художники изображали Богоматерь (Мадонну) не небесной царицей, а молодой матерью с сыном. Но именно Леонардо да Винчи придал этому образу особую человеческую теплоту.

В «Мадонне с цветком» мать играет со своим малышом, протягивая ему цветок из скромного букетика, а ребенок тянется к нему. Художник выражает характер героини – нежный, трогательный, кроткий, освященный светлой материнской любовью к сыну.

Обратите внимание на следующий портрет. Перед вами картина русского художника И. Н. Крамского «Неизвестная» и новый образ женщины – сильной, независимой, красивой. Гордый взгляд, величественная осанка, внутреннее достоинство, уверенность в собственной индивидуальности – те отличительные черты, которые присущи «Неизвестной», - настоящей женщине в самом гармоничном смысле этого слова.

И еще одно полотно представителя русской школы В. А. Тропинина – «Кружевница». И еще один образ женщины, женщины-художника, женщины-творца. Длинными, тонкими пальцами, искусно перебирающими коклюшки, женщина плетет кружева. Кто знает, что появится из-под рук мастерицы. Может быть, букеты диковинных цветов из далекого детства, пахнущих летом и заливными лугами, а может быть, в кружевах спрячется зимняя сказка. На минутку оторвав взор от своего рукоделия, кружевница задумчиво смотрит на нас, словно оценивая тех, кто пришел полюбоваться ее искусством.

Венчает галерею женских образов портрет «Девочки с лейкой» П. О. Ренуара, полный детской непосредственности и оптимизма. Может быть, он вызовет у вас добрую улыбку, навеет воспоминания о самых светлых днях вашей жизни, а может, вселит чувство гордости за то, что у каждой мамы есть такой же милый ребенок. И от нас с вами зависит, вырастет ли из такой девчушки настоящая женщина, которой, возможно, посвятят свои полотна будущие художники.

М. Р. : Уважаемые гости! Объявляю музыкальную паузу. Предлагаю всем ребятишкам пригласить своих мам на танец, а вдохновит вас мелодия И. Штрауса – короля вальсов.

(Звучит танцевальная мелодия. Пары кружатся в вальсе).

М. Р. : Чудесный танец! Присядьте, пожалуйста, наша встреча продолжается. Преклоняясь перед женщиной, мы благоговеем перед ее главным жизненным предназначением – материнством. Продолжит нашу встречу тема материнской любви. Вы услышите романс на стихи М. Цветаевой, наполненный искренним чувством, нежностью и теплотой. Исполнит его для вас участники вокального кружка. Романс написан в интересной форме. Солистка Лена будет исполнять мамину сказку, а юные вокалисты будут петь о легких маминых движениях, готовящих девочку ко сну.

У кроватки

«Там, где шиповник рос аленький,

Гномы нашли колпачки».

Мама у маленькой Валеньки

Тихо сняла башмачки.

«Солнце глядело сквозь веточки,

К розе летела пчела».

Мама у маленькой деточки

Тихо чулочки сняла.

«Змей не прождал ни минуточки,

Свистнул, -- и в горы скорей!»

Мама у сонной малюточки

Шелк расчесала кудрей.

«Кошку завидевши, курочки

Стали с индюшками в круг».

Мама у сонной дочурочки

Вынула куклу из рук.

«Вечером к девочке маленькой

Раз прилетел ангелок».

Мама над дремлющей Валенькой

Кукле вязала чулок.

М. Р. : Я хочу пожелать счастья всем женщинам Земли, чтобы у каждой из них был ребенок, которому она смогла бы спеть колыбельную, а у каждого ребенка была мама – самый близкий и родной человек.

(Исполняется песня-сцена «Мама» из репертуара А. Цой. Воспитатель, одетый в длинное черное платье, символизирует трагический образ женщины-матери. Ребенок в светлом олицетворяет надежду).

Мама

«Мама»:

Я видела ночью во сне

Огромное черное небо

И мальчика в звездном окне

На белом крылатом коне.

Сквозь дымку неясного сна

Ко мне он ручонки тянул,

И с губ его тихо слетали слова

И бились о сердце мое, как волны.

Ребенок (солист вокального кружка):

Мама, где ты?

Где ты, мама?

В мире одиноко без тебя.

Мама, где ты?

Моя мама.

Ты нужна мне,

Я люблю тебя.

(Приведен фрагмент произведения.)

М. Р. : Мы беседовали с вами о нерукотворной красоте – той, что дарит нам природа. Мы восхищались творениями рук человеческих – прекрасными произведениями изобразительного искусства, рождающих чувство любви, гармонии и счастья в отношениях между матерью и ребенком, между людьми. А сейчас я приглашаю вас в мир прекрасного, неведомого, загадочного, который нельзя увидеть, который нельзя потрогать. Можно только распахнуть свое сердце настежь, чтобы впустить в него трепетную волну звуков, аккордов, мелодий, заставляющих человека восхищаться и радоваться, любить и прощать, страдать и воскресать к жизни.

Вы, наверное, догадались. Я приглашаю вас в мир Музыки. Сегодня мы будем слушать органную музыку И. С. Баха.

(Звучит органное произведение И. С. Баха по выбору музыкального руководителя. На фоне музыки педагог читает стихотворение).

Бах творит

Спит древний город,

Забыв во тьме дневную суету.

Спит во власти сонной тишины,

Скрыв во мрак дневную красоту.

Лишь где-то, вдруг, свеча горит,

И в спящем городе орган звучит.

Бах творит, и только звёзды

Смотрят вниз, роняя слёзы…

Бах творит…

(Приведен фрагмент произведения)

М. Р. : Дорогие гости! Я хочу показать вам волшебную шкатулочку, в которой хранятся самые дорогие вещи. Вот посмотрите, эти сердца подарили наши выпускники, ушедшие в школу. Я надеюсь, что сегодня шкатулочка пополнится новыми драгоценными экспонатами. У всех у вас на груди музыкальные нотки, предложенные нами перед началом занятия. Они в течение всей нашей встречи слышали биение вашего сердца, впитывали трепетное волнение вашей души, искры добрых чувств, рождавшихся от встречи с прекрасным. Мы были бы очень рады, если бы вы подарили нам свою музыкальную нотку как частичку вашей души вместе со словом-эпитетом, в которое вы вложите свое впечатление от услышанной музыки И. С. Баха. Что для вас эта музыка? Какие чувства она пробудила в вас?

(Гости кладут в шкатулочку нотки со словами – «Музыка загадочная», «чарующая», «философская». Некоторые используют целые понятия: «Бах – это жизнь», «Бах – гармония и свет»).

М. Р. : Уважаемые гости! Наша встреча подошла к завершению. Я предлагаю окончить ее выступлением тех, кого мы любим, для кого мы творим, с кем мы радуемся и молодеем. Я приглашаю юных участников сегодняшней встречи – наших детей.

(Звучит вступление к песне «Наши дети». Всем участникам занятия (детям и родителям) – педагоги раздают воздушные шары. Дети и взрослые образуют два концентрических круга. Первые два куплета взрослые повторяют танцевальные движения вслед за своими детьми. На третий куплет песни мама с ребенком образуют пару и выполняют движения импровизационно. В конце танца мама и ребенок держатся за руки, в свободных руках – воздушные шары).

Наши дети

Время пролетит и настанет час,

Лишь бы он пришёл поскорее,

Станут наши дети добрее нас,

Гораздо добрее!

ПРИПЕВ

Детям отдаём мы всё на свете!

Отдаём от сердца, не взаймы…

Лишь бы только дети, наши дети,

Стали бы людьми, были бы людьми.

Солнышко взойдёт десять тысяч раз,

Над родной землёй пламенея…

Станут наши дети сильнее нас,

Гораздо сильнее!

ПРИПЕВ.

М. Р. : Я надеюсь, что сегодняшняя встреча, вдохновленная красотой зимнего пейзажа, заинтересовала вас. Возможно, в ближайшие выходные вы захотите со своим ребенком посетить художественный салон или историко-краеведческий музей нашего города. Может быть, ваше внимание привлечет отчетный концерт творческих коллективов Центра народной культуры. Детская школа искусств гостеприимно приглашает вас на день открытых дверей. А наш детский сад ждет вас на следующем занятии в «Семейной гостиной».

Публикации по теме:

Техника «скатывание цветных салфеток». Кружковая работаТехника «скатывание цветных салфеток». Кружковая работа Работа выполнена в нетрадиционной технике "скатывание цветных салфеток". Дети работая в данной технике развивают свои творческие способности,.

Организация семейного клуба в ДОУ. Презентация работы клуба в нашем детском саду. Рекомендации по организации клуба. Итоги работы клуба молодых родителей в ДОУ. Первый этап:.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект практического занятия для родителей и воспитанников ДОУ по музыке «Уроки нравственности»
Опубликовано: 16 января 2014 в 20:41
+26
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...