Конспект проведения НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Жизнь, обычаи и традиции кубанских казаков»

Татьяна Митчик
Конспект проведения НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Жизнь, обычаи и традиции кубанских казаков»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Материалы: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии,

изображения Екатерины второй, ремесленников: гончар, кузнец, сапожник, пекарь,бондарь,столяр;колпаки по количеству детей, солёное тесто, салфетки, кубанка.

.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Среди просторов нашей большой страны есть особенное место - край, где бок о бок живут, трудятся, растят детей люди разных национальностей, и все они считают своей малой родиной Краснодарский край, Кубанский казачий край.

«Как хороша земля родная,

Другой такой мы не найдём.

Поговорим сегодня о Кубанском крае,

О нашем крае дорогом.»

«От края до края, навеки родная

Раскинула крылья страна.

В ней- щедрость Кубани,

Суровость Сибири,

Морей и озёр глубина.»

«Кубань моя, жемчужина России,

Пшеницы полноводные поля,

А где ещё такое небо синее,

А где ещё такие тополя?»

Посмотрите, у меня в руках часы, они особенные – часы истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Звучит фонограмма народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: казаки.

Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Пришли они с Украины по велению императрицы Екатерины второй, которой служили верой и правдой. Увидев Кубанскую землю, казаки обрадовались: она была покрыта степями, в которой было множество дичи. Над ними парили белоголовые орлы, в лесах обитали олени, дикие кабаны, зубры, зайцы, лисы, волки. Земля была богата озёрами, плавнями, реками и множеством рыбы, а самую главную, большую реку назвали Кубанью.

Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относится к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?

Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать.

Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.

Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Воспитатель: Что не разрешалось делать в присутствии старших?

Дети: Не разрешалось сидеть.

Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.

Не разрешалось курить.

Воспитатель: А какие еще правила соблюдали казаки?

Дети: Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни.

Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Кубаночка».

Воспитатель: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы и поговорки о казаках.

Я начну, а вы продолжите:

Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Где враг, там и казак.

Казак сам себя веселит.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Терпи казак, атаманом станешь.

Родимая сторонушка-матушка, а чужая- мачеха.

На словах города бырэ, а на дили- жаб боится.

Не сыды сложа рукы - тай нэ будэ скукы.

Кто ленится, тот не ценится.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете.

Какую работу выполняли казачата в семьях?

Дети: Помогали старшим в огороде, нянчили детей, пасли скот.

Воспитатель: А что хорошего в труде?

Дети: Будешь много уметь, будешь полезен, за труд денег дают.

Воспитатель: А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью. Казаки умели не только лихо воевать, но и владели многими ремёслами.

Какими ремёслами занимались казаки и казачки?

Дети: Казачки вышивали, ткали, плели корзины из соломки и прутиков. Казаки - резали по дереву, чеканили по металлу, работали в кузнице.

Воспитатель: Верно. Но одним из самых любимых занятий у казаков, в котором они преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали решётки, крылечки, украшали дома. Металл – это один из прочных материалов, поэтому делать из него украшения не просто, этому надо долго учиться и любить свою работу.

А сейчас я вас приглашаю на улицу мастеров!

1. Бондарь

- Дома ли бондарь?

-Дома, входите.

-А что ты мастеришь?

-Бочку.

-Поиграй с нами!

«Котылась бочка с малого прыгорочка,

Та об зэмлю тресь, та об землю трах-

Розбылась, вот так!»

(Кого бондарь поймает, тот выполняет разные задания: прокукарекать, полаять, попрыгать на одной ножке).

2. Столяры

Молодцы-столяры, тешут доски и бруски,

И, спирально завитые, летят стружки золотые.

3. Гончар

Дети рассматривают глиняные изделия, играют на глиняных свистульках.

4. Сапожник

--Танцювала гопака, отбыла ботинки.

Осталысь на ногах чулкы на рэзынках.

-Сапожник, почини, пожалуйста, ботинки юной казачки.

- Куй, куй, чобиток, подай баба, молоток.

Ны подасы молотка, ны подкую чобитка.

5. Пекарь

-Ну что, пекарь, тесто доброе?

-Доброе.

- Что из него сделаешь?

-Налиплю варэнычкив.

-А с чем?

-Та со всякой всячиной!

-Дети, с чем на Кубани делают вареники?

Дети называют начинки.

Пекарь предлагает налепить варенички с любимой начинкой.

(Дети надевают колпаки, становятся вокруг большого стола, лепят варенички из солёного теста под музыкальное сопровождение «Варэнычкы»).

Нельзя представить себе кубанскую хату без огорода. Отгадайте, что растёт на огороде?

Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)

Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи. (Капуста)

Сидит на грядке колобок, врос в землю крепко.

Что же это (Репка)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков.

(Горох)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Под кустом копнешь немножко,

Выглянет на свет… (картошка).

Ярче солнечного диска

Краснощекая … (редиска).

Кто, ребята незнаком

С белозубым… (чесноком).

Рядом с ним, его подружка –

Белозубая -. (петрушка).

От ангины, скарлатины

Защищают витамины.

Воспитатель: Кубань всегда считалась житницей России. Кубанский хлеб считается самым урожайным, самым вкусным.

Дети:

- Родимый край, простор полей безбрежный,

Хлеба стеной - куда ни глянь.

Мы землю эту преданно и нежно

Зовём певучим именем - Кубань!

-Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывёт за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские-

Всё это вместила Кубань.

Воспитатель:

жизни нам дана Родина одна.

У меня она – вишня у окна.

Здесь моя судьба, радость и борьба.

Видно, так и быть

Здесь мне век прожить.

До конца дружить,

До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья.

Большего не скажешь,

Здесь семья моя.

Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут от самого сердца. И хочется сказать вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что Родина, как и мама, у нас одна.

А теперь давайте заведём песню о нашем гостеприимном и благодатном крае.

Дети исполняют песню «Ой. да на Кубани».

Воспитатель: А теперь, ребята, пришёл час возвращаться в наше время. (Под волшебную музыку поворачиваю стрелки часов в обратном направлении) .

Публикации по теме:

Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков»Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков» Работа в этом направлении носит актуальный характер. Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект проведения НОД по ОО «Коммуникация» в подготовительной к школе группе «Жизнь, обычаи и традиции кубанских казаков»
Опубликовано: 24 мая 2013 в 21:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...