МААМ-картинки

Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундук»

Алёна Дубровская
Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундук»

Цель: познакомить детей с предметами народного прикладного искусства.

Задачи.

1. Развивать умение анализировать слова, ставить ударение. Делать слоговой состав слова.

2. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнить словарь детей новыми словами русского быта: сарафан, кокошник, рушник, кружево.

3. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

4. Развивать умение передавать цветовую гамму народного декоративного искусства, использовать характерные элементы узора при составлении композиции.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Публикация «Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Бабушкин сундук“» размещена в разделах

Материал и оборудование.

Сундук, сарафан, кокошник, салфетка, рушник, полотенце, Павловский платок; фишки красного, синего цвета (на каждого ребенка, полотно; кисти, краски, баночки с водой, лист бумаги квадратной формы (на каждого ребенка).

Предварительная работа.

Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых, поделки из народного материала, вышивки и т. д. Заучивание потешек, пословиц. Рисование узоров по мотивам русской росписи. Подготовить сундук расписной и в нем предметы для рассматривания, лоскутки ткани, вещи русской красавицы, салфетки, платки.

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность : экскурсия в музей.

Двигательная деятельность : физминутка «Пеку блины».

Коммуникативная: ситуативный разговор, рассказ о предметах старины, их назначении, речевая игра «Слова», вопросы к детям.

Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества «Павловский платок».

Проведение образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, с давних пор на Руси взрослые люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Малышей веселили потешками. Знали много пословиц, поговорок и всегда употребляли их к месту. Передавали их из уст в уста, т. е. не писали, а передавалось все в разговорной речи. Это и называется устным народным творчеством. Вы тоже знаете много потешек, пословиц, загадок.

Воспитатель: У меня для вас сюрприз! Посмотрите, что это?

Воспитатель: Правильно – это сундук! Только сундук не простой, а волшебный, старинный подарок моей бабушки. Там лежит…

Воспитатель вынимает русский сарафан.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали.

Воспитатель: Чем украшен сарафан?

По ходу рассказа воспитатель вынимает кокошник.

Воспитатель: Это головной убор - кокошник. Посмотрите и расскажите, чем он украшен?

Затем воспитатель вынимает Павловский платок.

Воспитатель: Какие узоры! Скажите, чем украшен платок?

Я сейчас все это надену. Посмотрите, как нарядно одевались наши прабабушки.

Воспитатель остается в костюме. Вынимает расписное полотенце.

Воспитатель: Это рушник. Как вы думаете для чего он? Правильно, руки и лицо вытирать. Как теперь называется этот предмет?

Воспитатель: Каким узором он вышит? Его моя бабушка сама вышивала. Затем воспитатель вынимает из сундука большую кружевную салфетку и рассказывает.

Воспитатель: Это салфетка, большая память о бабушке, эта салфетка передавалась от дочки к дочке. Она мне досталась от бабушки, и я ее очень берегу. Вот даже научилась вязать кружево.

Воспитатель: Расскажите о салфетке, нравиться она вам?

Воспитатель уточняет, что вышивка бывает: гладью, крестом.

Воспитатель: Ребята, а как таких женщин называли в сказках, которые так много умели делать? Правильно - рукодельница.

Воспитатель: Назовите сказки, где героини были рукодельницами?

Бабушка сама придумала узоры, сама подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все ее вещи - это произведения русского прикладного искусства.

Физминутка «Пеку блины»

На столе лежат для каждого ребенка фишки красного, синего цвета, полотно. Воспитатель предлагает поиграть в игру – «Слова».

Воспитатель: Кто помнит и может назвать новые слова, которые вы услышали сегодня.

Воспитатель: Давайте проверим, сколько слогов в слове кокошник?

Воспитатель: Молодцы! Правильно, 3 слога!

Давайте выделим ударный слог в слове!

На каком слоге по счету стоит ударение?

Один ребенок выкладывает на полотне схему слова по цвету согласных, гласных звуков, затем проверяют все вместе, у кого как получилось и так 3-4 слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Теперь я приглашаю вас в изобразительную студию для росписи Павловского платка для своей мамы, бабушки!

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах

1. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в русских костюмах.

2. Игры на народных музыкальных инструментах.

3. Проведение подвижных народных игр на прогулке.

Взаимодействие с родителями

1. Проведение совместно с детьми мастер-класса «Рисуем узоры по мотивам народных росписей».

2. Экскурсия родителей в музей русской избы (в роли экскурсоводов дети).

3. Привлечение родителей к созданию альбома «Русский костюм».

Литература

1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - М., 2004.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336с.

Публикации по теме:

Бабушкин сундук (Приобщить детей к истокам русской народной культуры). Бабушкин сундук. Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры через знакомство с предметами народного прикладного искусства.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундук»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД