Конспект проведения познавательно-речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»

Виктория Харланова
Конспект проведения познавательно-речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»

Конспект проведения познавательно – речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций с изображением разных времен года, дидактическая игра «Когда это бывает»

Задачи:

1. Закрепить знания детей о временах года, о характерных признаках для каждого времени года.

2. Продолжать учить составлять сложносочиненные предложения.

3. Активизировать словарь детей словами-определениями характеризующими явления природы (знойная, лютая)

4. Учить устанавливать логику событий при слушании литературного произведения, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

5. Воспитывать культуру общения в процессе диалога.

Ход занятия:

«Ветер дует, задувает

Листья с дерева срывает,

Листья под ноги летят,

И шуршат, шуршат, шуршат».

-Вот и к нам на занятие ветер принес листок. Какой он, с какого дерева? (Березовый)

-Этот листок непростой, он из сказки. А вы хотите узнать из какой он сказки?

-Ребята мне листик сказал, что расскажет свою историю, если вы ему расскажите все, что знаете о временах года.

-Помните мы с вами читали сказку «Старик-Годовик», кто герои этой сказки? (Времена года)

-Какие времена года? Давайте покажем Листочку эту сказку.

-Кто хочет быть Стариком-Годовиком, кто будет временами года?

Воспитатель раздает детям нагрудные знаки.

-Слушай и смотри Листок, эта сказка тебе многое расскажет.

Дети разыгрывают сценку из сказки.

-Спосибо дети, присаживайтесь.

-Что за тройки птиц вылетали из рукава Ст. -Годовика? (Времена года)

-Какие? Почему они вылетали по три птицы в каждом времени года?

(В каждом времени года три месяца) Верно, а сейчас какое время года?

(По календарю осень поздняя, а за окном лежит снег- зима. - Почему?

(Живем на Севере и зима наступает рано).

- Молодцы, Листику понравилась сказка он много интересного узнал. А теперь он хочет поиграть с вами.

ФИЗМИНУТКА

Ветер щеки толстые надул,

На деревья пестрые подул.

Красный, желтый, золотой

Облетает лист цветной,

Как обидно, как обидно,

Листьев нет, лишь ветки видно.

Листику понравилось с вами играть, он еще приготовил одну игру называется она «Какая зима,весна, лето, осень»

Воспитатель бросает детям мяч и спрашивает: - Осень какая?

(Золотая, багряная, урожайная, ягодная).

-Зима, какая? (Снежная, краснощекая, морозная).

-Весна, какая? (Ранняя, долгожданная, звонкая). - Лето какое? (Знойное, душистое).

-Молодцы к каждому времени года нашли красивые слова. Садитесь.

-Ребята, Листок спрашивает как узнать, что это наступила весна а не осень?

(У каждого времени года есть свои приметы)

-Давайте ему расскажем эти приметы. Я расскажу о летних явлениях, а вы о зимних, готовы? Назвав правильный ответ дети выставляют картинки.

-Летом земля покрыта зеленой, сочной травой. А зимой?

(Зимой земля покрыта белым, пушистым снегом).

-Летом на деревьях растут зеленые листья. А зимой?

(Зимой деревья стоят без листьев, на ветках лежит снег)

-Летом в озерах и реках вода теплая, и них можно купаться. А зимой?

(Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом).

-Летом люди катаются на велосипедах. А зимой?

(Зимой люди катаются на лыжах, коньках).

- А теперь я расскажу про весну, а вы про осень.

-Весной набухают почки и распускаются листья. А осенью?

(Осенью листья желтеют и опадают)

-Весной птицы прилетают с юга и вьют гнезда.

(Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

-Весной на грядках высаживают рассаду.

(Осенью с грядок собирают урожай овощей).

-Умницы! Теперь Листок ты знаешь, что происходит с природой в разные

времена года.

-Ребята, а у вас какое самое любимое время года? (Лето)

-А давайте представим себе лето.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

-Встаньте в круг, закройте глаза, почувствуйте ласковое солнышко, теплый ветерок, а теперь откройте глаза:

Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)

Теперь на небо, там птички летят (вверх)

Внизу по травке жук ползет (вниз)

А слева деревце растет (налево)

Направо- алые цветы (направо)

Закрыв глаза, понюхай ты,

Над ними бабочка кружит (круговые вращения)

И мохнатый шмель жужжит.

-Присаживайтесь. А теперь пришло время рассказать сказку про нашего гостя. Она называется «Как дружили Листок и Ветерок»

1. Чтение сказки.

2. Беседа по сказке.

Вопросы:

-Понравилась вам сказка, какая она? (Интересная, добрая, светлая)

-В какое время и где появился Листок? (В мае,на верхушке березы)

-Что можно сказать о молодых листьях березы? (Листья березы весной были юные и зеленые)

-Как изменилась листва с приходом лета? (Солнце пригревало, листья подрастали и превратились в пышную листву)

-С кем познакомился Листок? Ветерком)

-Что интересного показал Ветерок Листику? (Он показал ему разноцветную радугу; собирал птиц, они распевали на ветках березы веселые песни; пригонял белые, пушистые облака, ими любовался Листок)

-Какие изменения заметил в природе Листок с приходом осени? (Ночи стали прохладными, солнце перестало быть ласковым, птицы стали собираться в стаи)

-Как сам Листок менялся с приходом осени? (Сначала он пожелтел по краям, затем сменил зеленый цвет на желтый)

-Как вы думаете почему Ветерок сказал Листику, ему пора отправляться в дорогу? (Наступила осень, осенью листья опадают их подхватывает ветер они летят и путешествуют)

-Что успел увидеть Листок во время путешествия? (Он проводил улетающих птиц, поплавал по реке, увидел бескрайние поля, высокие горы)

-Как Листок попал к Аленке? (Листок прилетел на окно, девочка заметила какой он красивый и они с дедушкой решили его взять в дом)

-Почему Ветерок оставил своего друга у людей (Скоро зима пожалует и Листок бы замерз, а у людей ему будет хорошо)

-Вот какую интересную сказку вы послушали, что вы можете сказать о Листке, какой он был? (Веселый,любопытный, любознательный, смелый, бесстрашный, доверчивый, мечтательный)

- А давайте нарисуем Листочку в подарок его портрет, каким он был весной, летом,осенью.

Воспитатель раздает детям контуры деревьев: три дерева на листе, дети дорисовывают листья.

Сказка «Как дружили Листок и Ветерок» В. Железнова

Теплым майским днем на верхушке стройной березы появился первый, совсем маленький зеленый Листок. Он огляделся по сторонам и увидел, как на соседних ветках из раскрывающихся почек выглядывают точно такие же листики. Прошло несколько дней и все ветви дерева зазеленели. Береза осмотрела свой наряд и осталась довольна.

С каждым днем Листок и его братья, согреваемые солнцем, потихоньку подрастали. И совсем скоро березовые ветви скрылись в густой пышной листве. Наступило лето. Листочку очень понравилась эта теплая пора. Именно тогда он и познакомился с Ветерком – веселым шалунишкой, непоседой и фантазером. Не было и дня, чтобы он не прилетал в гости к Листочку с интересными новостями. Когда на небе появлялась ворчливая косматая туча и начинала поливать все прохладным дождем, Листочек дрожал от сырости. Ветерок быстро приходил на помощь приятелю, прогонял тучу в лес, а затем устраивал для Листочка представление. Он растягивал по голубому небосводу разноцветную радугу, собирал пернатых солистов, и те, устроившись на ветках березы, распевали свои песни до самого заката. Но больше всего Листок любил рассматривать проплывающие облака, которые приносил издалека Ветерок, Листок любовался их красотой и мечтал о путешествиях.

-Когда – нибудь я возьму тебя с собой, - обещал ему Ветерок.

- Скажи, когда?

- Ты сам поймешь, что пора в путь – загадочно шептал Ветерок.

Время шло. Вскоре Листок стал замечать, что ночи становятся холоднее, а солнце перестает быть ласковым и теплым. Птицы засуетились и стали собираться в стаи. Однажды проснувшись утром, Листок вдруг обнаружил, что слегка пожелтел по краям.

- Что это со мной происходит? – удивился он.

-Это сударыня Осень в гости пожаловала – сообщила тетушка Сорока. Листочек с интересом наблюдал кА все деревья в лесу стали примерять разноцветные наряды. Следуя осенней моде, береза сменила зеленый наряд на желтый. Листок привык к своему яркому костюму, огорчало только ненастье, которое принесла с собой осень. Бедняга дрожал с утра до вечера, видел во сне своего друга и не мог понять, почему Ветерок больше не прилетает.

Как-то раз выдался погожий денек. Листок раскачивался на ветке, наслаждаясь теплом. Вдруг он услышал знакомый смех. Это был Ветерок.

- Я прилетел за тобой, собирайся в дорогу!

Листок попрощался с братьями, и смело отцепился от ветки. Ветерок закружил его над лесом. Сначала они проводили улетающих птиц. Потом Ветерок показал бескрайние поля и высокие горы. Они поиграли в салки с облаками и даже немного поплавали в реке. К вечеру добрались до домика лесничего. Листок никогда не видел жилища людей, он слетел к окну и стал рассматривать комнату. Тут к окошку подошла девочка, она заметила березовый листок и с интересом стала его рассматривать.

- Дедушка, смотри какой красивый листок!

- И вправду хорош, Аленка принимай гостя. Пусть перезимует с нами. Девочка протянула руку, и листок очутился в теплых детских ладошках.

- Будешь жить в моей любимой книге, вместе мы прочтем много интересных сказок. Листочек молча согласился. Ночью, когда люди уснули Ветерок пробрался в комнату, осторожно перелистав страницы книги, он нашел своего друга мирно спавшим среди ярких картинок.

- Прощай Листок! Пусть твое путешествие благополучно завершиться в этом уютном доме,- и улетел искать пристанище в далеких теплых краях до весны…

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Цветок для воспитателя» Конспект занятие по лепке в старшей группе «Цветок для воспитателя» Пр. сод. : Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной,.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект проведения познавательно-речевого занятия в старшей группе «Как дружили Листок и Ветерок»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 22:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...