МААМ-картинки

Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Анна Никонова
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Конспект психологического занятия

«Семья и семейные ценности».

Пояснительная записка.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Публикация «Конспект психологического занятия „Семья и семейные ценности“,» размещена в разделах

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитина, Н. С. Розов).

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)

Данное занятие разработано для учащихся начальной школы, с целью помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Создание комфортной ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Занятие построено по следующему плану:

1. Ритуал приветствия.

2. Принятие правил работы группы.

3. Настрой на работу.

4. Работа по теме.

5. Получение обратной связи.

6. Ритуал окончания занятия.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.

4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Возраст детей: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, листы с правилами работы в группе, карточки со словами пословиц в конвертиках, слайдовая презентация.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

Цель: Познакомить участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона.

Техника проведения:

1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.)

2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди).

Инструкция:

“Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.). Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.

Анализ:

1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.

2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?

2. Упражнение “Наши правила”

Материал: листы с основными правилами работы.

Инструкция:

“При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.

Правила

1. Называть друг друга по имени.

2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю. ”, “я думаю. ”).

5 Активно участвовать в происходящем.

3. Упражнение “Ассоциации ”.

Цель: активизировать творческую активность учащихся, настроить на работу по теме занятия.

Выстраивание ассоциативного ряда со словом «семья».

На доске — слово «семья». Учащиеся произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор, забота, любовь и т. д.).

Инструкция:

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»?

Анализ:

1. Какой образ подскажет ваше воображение?

2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

3. На что “похожа” ваша семья?

Работа по теме.

-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

-Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды

«Как появилась дружная семья».

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

«Народная мудрость гласит»

-До начала XX века в семье жили вместе несколько поколений (не случайно слово такое образовалось: «семь» и «я»). Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков, правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.

Пословицы и поговорки подтверждают то, что на Руси семья была дружной. Давайте их вместе вспомним. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад».

Упражнение «Атомы».

Цель: сплочение классного коллектива, разделение на группы.

Представите, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.

Инструкция:

Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Работа в группах.

Инструкция: каждой группе необходимо из набора слов составить пословицу.

Пословицы:

• Семья в куче – не страшна и туча.

• В семье - и каша гуще.

• Не будет добра, коли в семье вражда.

• Дети не в тягость, а в радость.

Беседа.

Цель: сформировать у учащихся представление о семье, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях.

— Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

- Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Задание: продолжи мысль.

• Мама и папа для меня самые…

• Я доверяю свои тайны…

• Я люблю бабушку за то…

• Свою семью я считаю…

• Родным я хочу пожелать…

Упражнение “Рисунок семьи”.

Цель: развитие творческих способностей,

Инструкция:

-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (Рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Упражнение “Барометр настроения ”.

Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.

Инструкция: Участникам предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Ритуал окончания занятия.

Упражнение “Доброе тепло»

Цель: способствовать сплочению группы, завершение занятия на теплой дружеской ноте.

Инструкция:

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму соседу справа руку, он следующему и так по кругу. Давайте попробуем. Теперь с закрытыми глазами.

- Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покидает и греет. До свидания!

Публикации по теме:

Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Доклад «Семейные ценности» Традиционные семейные ценности – неизменная основа формирования культуры современного общества и личности. «Как хорошо, что есть семья,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Семья, её ценности и традиции» МАДОУ «Елховский детский сад «Чебурашка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Семья, её ценности.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Семья. Семейные ценности»Конспект родительского собрания в младшей группе «Семья. Семейные ценности» Звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Крыша дома твоего» Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье,семейных.

Нравственность через семейные ценности. "Семейные чтения - это специфическая форма общения родителей и ребенка. Она основана на их совместной познавательной деятельности в часы.

Проект «Базовые национальные ценности — моя семья» Проект реализовывался с детьми старшей группы и их родителями. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА Основным содержанием духовно-нравственного.

Родительское собрание в средней группе «Семейные ценности» Родительское собрание в средней группе «Семейные ценности» МАДОУ «Алёнушка» г. Нижняя Тура Подготовила: Семёнова Н. И. воспитатель I кв.

Сценарий «Семейные ценности»Сценарий «Семейные ценности» .

Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, о воспитательных возможностях можно судить по устоявшимся.

Конспект занятия-беседы «Семья, семейные традиции» Тема: Семья, семейные традиции. Тип занятия: познавательное Форма занятия: беседа Методы: игровой, наглядной, творческое рассказывание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».
Опубликовано: 1 июня 2017 в 11:32
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД