Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Галина Посохова
Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85

Ребенок входит в мир природы

Тема: «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

(интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности)

Воспитатель: Посохова Г. И. МДОУ № 85, г. Белгород, 2011

Тема: Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах

Задачи:

Расширять представления детей о перелетных птицах и их зависимости от климатических условий.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Развивать фонематическое восприятие, общие речевые навыки, артикуляционную и тонкую моторику.

Активизировать словарный запас: стая, пернатые друзья, перелетные птицы, зимующие птицы, название птиц: кукушка, скворец, ласточка, соловей, утка, лебедь, воробей, цапля;

Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам, желание заботиться и помогать им

Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие

Оборудование: игрушка-Каркуша, картинки птиц: ласточка, скворец, утка, кукушка, лебедь, воробей, соловей, шапочки птиц: скворца и воробья, заготовки для кормушек (картон покрытый пластилином, семена кукурузы, гороха, подсолнечника, мяч, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке и за приметами осени, изменениями в живой и неживой природе;

сбор семян дикорастущих трав для корма зимующим птицам;

заучивание загадок, стихов, пословиц народных примет о птицах, об осени; чтение художественной литературы: сказка «Серая шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Осень на пороге», «Голодная птичка» «Перед отлетом» В. Аким; дидактические игры «Улетает-не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где и как зимует» (различие зимующих и перелетных птиц, «Кто здесь лишний?»; рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитана, настольно-печатные игры «Кто где живет?» «Зоологическое лото», лото «Птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей и мы рады встречи с Вами.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в сказочную страну, а вот в какую, Вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки. Слушайте внимательно!

Сниться ночью червяку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит, плохи дела!

А кого червяк боится,

Угадали? Это… (Птица)

Ребята, а кто из Вас знает загадки про птиц? Кто загадку загадает, тот картинку с птицей выбирает! (Дети загадывают загадки про птиц: кукушка, ласточка, скворец, лебедь, утка и воробей)

Кто на елке на суку,

Счет ведет: Ку-ку! Ку-ку! (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка)

На дереве дворец,

Во дворце певец

А зовут его?. (Скворец)

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает

Кря кричит. Все это шутка.

Ну конечно это?. (Утка)

Чик-чирик!К зернышкам прыг!

Клюй не робей,

Кто это?. (Воробей)

В зоопарке, в тиши вот

Птица белая плывет (Лебедь)

Ребята, про кого мы загадали загадки? Давайте мы их назовем по-порядку. Как одним словом сказать? Кто это у нас?

Ребята, птички хотят поиграть с Вами! Д/игра «Узнай, какая птичка спряталась?» (Воспитатель предлагает детям встать и отвернуться, в это время убирает картинку, на счет раз, два, три, внимательно посмотри. Воспитатель спрашивает: Какой птички не стало, Какая птичка спряталась, Какая птичка улетела, добиваясь от детей полных ответов).

Ребята, а теперь внимательно посмотрите на этих птичек и скажите, какая птичка здесь лишняя? (Воробей).

Почему Вы думаете, что воробей лишний? (Зимующая птица).

А ласточка, кукушка, скворец, утка –это какие птицы? (Перелетные).

А почему их так называют? (Потому что они перелетают на зиму в теплые края).

Ну что ж ребята, будем дальше играть и своими знаниями гостей удивлять?

Стали в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко». (Правила игры: воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок, возвращая его назад, говорит недостающее слово).

Воробей маленький,

А грач (Большой)

Утка серая

А лебедь… (Белый)

У скворца дом скворечник

А у соловья?. (Гнездо)

Утка живет на болоте

А кукушка?. (В лесу)

Ласточка питается насекомыми,

А цапля? (Лягушками)

Голубь зимующая птица,

А кукушка?. (Перелетная)

У синицы клюв короткий,

А у дятла?. (Длинный)

У ласточки клюв тонкий,

А у вороны?. (Толстый)

Воспитатель: Вот вы наверное и догадались, что сегодня мы отправимся в сказочную страну «Птицеляндию», в гости к нашим пернатым друзьям, которые совсем недавно покинули наш родной край! Ребята, а Вы знаете дорогу в Птицеляндию? А я тоже не знаю. А кто же нам может помочь? Ой, я догадалась! Нам может помочь Умная Каркуша! А как же ей сообщить? (написать письмо, послать телеграмму, позвонить по телефону).

Звонят по телефону, дети сообщают адрес и номер детского сада. Появляется Каркуша!

Каркуша: Кар! Кар! Привет друзья! Рада встречи с Вами я!

Воспитатель: Каркуша, мы с ребятами решили отправиться в гости в сказочную страну Птицеляндию, к нашим пернатым друзьям, но не знаем туда дорогу. Помоги нам, пожалуйста!

Каркуша: Кар! Кар! Я рада вам помочь, я знаю туда дорогу! Они и меня приглашали. Но я с ними перед отлетом поссорилась, я до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой родной край? Я ведь никуда не улетаю!

Воспитатель: Каркуша, сейчас тебе об этом дети расскажут!

Ребята скажите в какое время года птицы улетают в теплые края?

А почему? (Ответы детей: наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам кушать нечего, поэтому они улетают)

Ребята, а кто из вас расскажет как мы наблюдали за ласточками, которые готовились к отлету, как они себя вели? (Они садились на антенны, провода, собирались стаями, кружились над городом и так продолжалось несколько дней, а потом незаметно улетели). И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают.

Каркуша: Ой, ребята, спасибо, наконец-то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, потому что я кушаю все, что мне попадется.

Каркуша: Ребята, я для своих друзей приготовила фотографии, у меня их очень много, я целое лето их фотографировала! Но я не знаю, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие, помогите отобрать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Каркуше!

Дидактическая игра «Размести по своим местам» (Дети размещают фотографии перелетных птиц на доске с желтым листиком, а зимующих со снежинкой (Закрепляют название птиц, обобщающие слова: «Птицы», «Перелетные птицы»)

Каркуша: Ой спасибо, ребята, как вы мне помогли! Теперь я вас всех превращаю в птенчиков.

Артикуляционная гимнастика «Птенчики»

Показали клювики (вытягивание сомкнутых губ вперед)

«Голодный птенчик» (удерживание языка чашечкой)

Сделали гнездышко, соединив ладони, Каркуша каждому кладет в гнездышко перышко. Упражнение «Согреем птенчика»(вдох через нос, выдох через рот).

Чей птенчик дальше улетит? (Глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой)

Молодцы! А теперь можно и в путь отправляться. Закрыли глазки, покрутились, подошли в веревочке, перешагнули! Вот мы и в стране «Птицеляндии». (звучит музыка, раздаются разные голоса птиц)

Воспитатель: Ребята, как здесь тепло, с какой радостью встречают нас птицы! Как они нам весело поют. Сядем на полянку и послушаем их пение. Д/и «Узнай птицу по голосу» (звучит аудиозапись)

Воспитатель: Какую ты птичку узнал по голосу? Ты чей голосок услышал?

Ребята, вы наслаждайтесь пением птиц, а мы Вам покажем инсценировку стихотворения «Перед отлетом»

Листья кленов пожелтели,

Огороды опустели,

В балках лужи разлились,

Птицы в стаи собрались.

Говорит скворец соседу:

«Улетаем в эту среду,

Далеко, на юг летим,

Замерзать тут не хотим!

Ты воробушек зимой

Сторожи скворечник мой»

«Что же скворушка - Лети!

Осторожен будь в пути,

От друзей не отставай,

Край родной не забывай.

Буду рад, коль снова летом

Будешь ты моим соседом».

Ребята, в какое время года происходило это действие?

О чем сообщил скворец воробью и о чем он его просил?

Что ответил на это воробей?

Как они называли друг друга?

Как вы думаете? Как они жили между собой? Мы должны брать пример с этих птиц. жить дружно, заботиться друг о друге, помогать друг другу, не обижать друг друга.

Воспитатель: На память о нашем путешествии в Птицеляндию Воробушек, Скворушка и я дарим Вам по птичке.

Гимнастика для глаз. (Птичка прикреплена на палочке).

Птичка взлетела высоко (Палочка с птичкой поднимается вверх, низко (вниз, далеко, близко. Играет в прятки (закрыли глазки, открыли)

Воспитатель: Ребята, здесь птицам хорошо, тепло, уютно, много корма, а у нас на Родине наступает лютая, долгая зима. Как будет трудно нашим зимующим птицам, давайте сделаем птицам кормушки. (На лист картона в форме квадрата, покрытый толстым слоем пластилина, дети влепливают разные зерна). И когда наступит зима, мы разместим их на территории нашего детского сада.

Каркуша: Я тоже сделаю кормушку себе.

Воспитатель: Каркуша, вот пришла пора возвращаться нам в наш любимый детский сад.

Каркуша: Ой, как не хочется, как здесь хорошо, но надо! Глазки закрыли, покружились, перешагнули через веревочку, вот мы и в детском саду.

Воспитатель: Какруша, большое тебе спасибо за помощь.

Каркуша: Мне ребята пора! Кар! Кар! До свиданья! Меня ждут мои друзья!

Воспитатель: Ребята, если вам было интересно путешествовать, и вы узнали что-то новое, то возьмите красный кружок и положите в красную корзинку, а если было скучно, неинтересно, то возьмите желтый кружок и положите в желтую корзинку.

Воспитатель: Нашему путешествию подошел конец, а кто со мной был рядом - Молодец!

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Развлечение «Весеннее путешествие» для детей младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Русские народные сказки
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
Опубликовано: 8 декабря 2011 в 20:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...