Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Галина Посохова
Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85

Ребенок входит в мир природы

Тема: «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

(интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности)

Воспитатель: Посохова Г. И. МДОУ № 85, г. Белгород, 2011

Тема: Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»

Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах

Задачи:

Расширять представления детей о перелетных птицах и их зависимости от климатических условий.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Развивать фонематическое восприятие, общие речевые навыки, артикуляционную и тонкую моторику.

Активизировать словарный запас: стая, пернатые друзья, перелетные птицы, зимующие птицы, название птиц: кукушка, скворец, ласточка, соловей, утка, лебедь, воробей, цапля;

Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам, желание заботиться и помогать им

Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие

Оборудование: игрушка-Каркуша, картинки птиц: ласточка, скворец, утка, кукушка, лебедь, воробей, соловей, шапочки птиц: скворца и воробья, заготовки для кормушек (картон покрытый пластилином, семена кукурузы, гороха, подсолнечника, мяч, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке и за приметами осени, изменениями в живой и неживой природе;

сбор семян дикорастущих трав для корма зимующим птицам;

заучивание загадок, стихов, пословиц народных примет о птицах, об осени; чтение художественной литературы: сказка «Серая шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Осень на пороге», «Голодная птичка» «Перед отлетом» В. Аким; дидактические игры «Улетает-не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где и как зимует» (различие зимующих и перелетных птиц, «Кто здесь лишний?»; рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитана, настольно-печатные игры «Кто где живет?» «Зоологическое лото», лото «Птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей и мы рады встречи с Вами.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в сказочную страну, а вот в какую, Вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки. Слушайте внимательно!

Сниться ночью червяку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит, плохи дела!

А кого червяк боится,

Угадали? Это… (Птица)

Ребята, а кто из Вас знает загадки про птиц? Кто загадку загадает, тот картинку с птицей выбирает! (Дети загадывают загадки про птиц: кукушка, ласточка, скворец, лебедь, утка и воробей)

Кто на елке на суку,

Счет ведет: Ку-ку! Ку-ку! (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка)

На дереве дворец,

Во дворце певец

А зовут его?. (Скворец)

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает

Кря кричит. Все это шутка.

Ну конечно это?. (Утка)

Чик-чирик!К зернышкам прыг!

Клюй не робей,

Кто это?. (Воробей)

В зоопарке, в тиши вот

Птица белая плывет (Лебедь)

Ребята, про кого мы загадали загадки? Давайте мы их назовем по-порядку. Как одним словом сказать? Кто это у нас?

Ребята, птички хотят поиграть с Вами! Д/игра «Узнай, какая птичка спряталась?» (Воспитатель предлагает детям встать и отвернуться, в это время убирает картинку, на счет раз, два, три, внимательно посмотри. Воспитатель спрашивает: Какой птички не стало, Какая птичка спряталась, Какая птичка улетела, добиваясь от детей полных ответов).

Ребята, а теперь внимательно посмотрите на этих птичек и скажите, какая птичка здесь лишняя? (Воробей).

Почему Вы думаете, что воробей лишний? (Зимующая птица).

А ласточка, кукушка, скворец, утка –это какие птицы? (Перелетные).

А почему их так называют? (Потому что они перелетают на зиму в теплые края).

Ну что ж ребята, будем дальше играть и своими знаниями гостей удивлять?

Стали в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко». (Правила игры: воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок, возвращая его назад, говорит недостающее слово).

Воробей маленький,

А грач (Большой)

Утка серая

А лебедь… (Белый)

У скворца дом скворечник

А у соловья?. (Гнездо)

Утка живет на болоте

А кукушка?. (В лесу)

Ласточка питается насекомыми,

А цапля? (Лягушками)

Голубь зимующая птица,

А кукушка?. (Перелетная)

У синицы клюв короткий,

А у дятла?. (Длинный)

У ласточки клюв тонкий,

А у вороны?. (Толстый)

Воспитатель: Вот вы наверное и догадались, что сегодня мы отправимся в сказочную страну «Птицеляндию», в гости к нашим пернатым друзьям, которые совсем недавно покинули наш родной край! Ребята, а Вы знаете дорогу в Птицеляндию? А я тоже не знаю. А кто же нам может помочь? Ой, я догадалась! Нам может помочь Умная Каркуша! А как же ей сообщить? (написать письмо, послать телеграмму, позвонить по телефону).

Звонят по телефону, дети сообщают адрес и номер детского сада. Появляется Каркуша!

Каркуша: Кар! Кар! Привет друзья! Рада встречи с Вами я!

Воспитатель: Каркуша, мы с ребятами решили отправиться в гости в сказочную страну Птицеляндию, к нашим пернатым друзьям, но не знаем туда дорогу. Помоги нам, пожалуйста!

Каркуша: Кар! Кар! Я рада вам помочь, я знаю туда дорогу! Они и меня приглашали. Но я с ними перед отлетом поссорилась, я до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой родной край? Я ведь никуда не улетаю!

Воспитатель: Каркуша, сейчас тебе об этом дети расскажут!

Ребята скажите в какое время года птицы улетают в теплые края?

А почему? (Ответы детей: наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам кушать нечего, поэтому они улетают)

Ребята, а кто из вас расскажет как мы наблюдали за ласточками, которые готовились к отлету, как они себя вели? (Они садились на антенны, провода, собирались стаями, кружились над городом и так продолжалось несколько дней, а потом незаметно улетели). И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают.

Каркуша: Ой, ребята, спасибо, наконец-то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, потому что я кушаю все, что мне попадется.

Каркуша: Ребята, я для своих друзей приготовила фотографии, у меня их очень много, я целое лето их фотографировала! Но я не знаю, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие, помогите отобрать?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Каркуше!

Дидактическая игра «Размести по своим местам» (Дети размещают фотографии перелетных птиц на доске с желтым листиком, а зимующих со снежинкой (Закрепляют название птиц, обобщающие слова: «Птицы», «Перелетные птицы»)

Каркуша: Ой спасибо, ребята, как вы мне помогли! Теперь я вас всех превращаю в птенчиков.

Артикуляционная гимнастика «Птенчики»

Показали клювики (вытягивание сомкнутых губ вперед)

«Голодный птенчик» (удерживание языка чашечкой)

Сделали гнездышко, соединив ладони, Каркуша каждому кладет в гнездышко перышко. Упражнение «Согреем птенчика»(вдох через нос, выдох через рот).

Чей птенчик дальше улетит? (Глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой)

Молодцы! А теперь можно и в путь отправляться. Закрыли глазки, покрутились, подошли в веревочке, перешагнули! Вот мы и в стране «Птицеляндии». (звучит музыка, раздаются разные голоса птиц)

Воспитатель: Ребята, как здесь тепло, с какой радостью встречают нас птицы! Как они нам весело поют. Сядем на полянку и послушаем их пение. Д/и «Узнай птицу по голосу» (звучит аудиозапись)

Воспитатель: Какую ты птичку узнал по голосу? Ты чей голосок услышал?

Ребята, вы наслаждайтесь пением птиц, а мы Вам покажем инсценировку стихотворения «Перед отлетом»

Листья кленов пожелтели,

Огороды опустели,

В балках лужи разлились,

Птицы в стаи собрались.

Говорит скворец соседу:

«Улетаем в эту среду,

Далеко, на юг летим,

Замерзать тут не хотим!

Ты воробушек зимой

Сторожи скворечник мой»

«Что же скворушка - Лети!

Осторожен будь в пути,

От друзей не отставай,

Край родной не забывай.

Буду рад, коль снова летом

Будешь ты моим соседом».

Ребята, в какое время года происходило это действие?

О чем сообщил скворец воробью и о чем он его просил?

Что ответил на это воробей?

Как они называли друг друга?

Как вы думаете? Как они жили между собой? Мы должны брать пример с этих птиц. жить дружно, заботиться друг о друге, помогать друг другу, не обижать друг друга.

Воспитатель: На память о нашем путешествии в Птицеляндию Воробушек, Скворушка и я дарим Вам по птичке.

Гимнастика для глаз. (Птичка прикреплена на палочке).

Птичка взлетела высоко (Палочка с птичкой поднимается вверх, низко (вниз, далеко, близко. Играет в прятки (закрыли глазки, открыли)

Воспитатель: Ребята, здесь птицам хорошо, тепло, уютно, много корма, а у нас на Родине наступает лютая, долгая зима. Как будет трудно нашим зимующим птицам, давайте сделаем птицам кормушки. (На лист картона в форме квадрата, покрытый толстым слоем пластилина, дети влепливают разные зерна). И когда наступит зима, мы разместим их на территории нашего детского сада.

Каркуша: Я тоже сделаю кормушку себе.

Воспитатель: Каркуша, вот пришла пора возвращаться нам в наш любимый детский сад.

Каркуша: Ой, как не хочется, как здесь хорошо, но надо! Глазки закрыли, покружились, перешагнули через веревочку, вот мы и в детском саду.

Воспитатель: Какруша, большое тебе спасибо за помощь.

Каркуша: Мне ребята пора! Кар! Кар! До свиданья! Меня ждут мои друзья!

Воспитатель: Ребята, если вам было интересно путешествовать, и вы узнали что-то новое, то возьмите красный кружок и положите в красную корзинку, а если было скучно, неинтересно, то возьмите желтый кружок и положите в желтую корзинку.

Воспитатель: Нашему путешествию подошел конец, а кто со мной был рядом - Молодец!

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Развлечение «Весеннее путешествие» для детей младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Русские народные сказки
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
Опубликовано: 8 декабря 2011 в 20:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...