Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие в страну народных мастеров»

Елена Бобинина
Конспект занятия «Путешествие в страну народных мастеров»

Конспект

«Путешествие в страну народных мастеров»

Программное содержание:

• Продолжать знакомство с русскими народными промыслами : дымковском, гжельском, городецком, жостовском и хохломском.

• Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла с использованием нетрадиционной техники «тычком»

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну народных мастеров“» размещена в разделах

• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от заданного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазии.

• Воспитывать уважение к труду народных мастеров, развивать интерес к изучению истории народных промыслов, продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям.

Материалы для занятий :

Изделия хохломы, Гжели, Городца, Дымково, Жостово.

Трафареты из бумаги Дымковских игрушек, бумажные тарелки с элементами различных росписей (Отработаны детьми заранее) кисти, подставки для кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, гуашь или акварельные краски.

Интеграция областей:

Художественное творчество (изодеятельность, коммуникации развития речи).

Ход НОД.

Для проведения занятия группа оформлена в народном стиле.

В гости к детям приходит Василиса Прекрасная (одета в русский народный костюм с кружевным платочком в руке) здоровается с детьми и воспитателем.

Василиса Прекрасная: «Я к вам в гости пришла»

Василисой Прекрасной меня величают

За ум и красоту меня все уважают

Люблю бродить по родимой стране

Где много красот открывается мне

Была я в стране золотистой, как осень.

Знакома где гжели весенняя просинь,

А в Вятке далёкой, на белом крылечке

Видала цветные круги и колечки

И запахи леса касались лица,

В глаза мне глядели цветы Городца.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, из какой страны пришла к нам Василиса Прекрасная?»

Ответы детей:

Василиса Прекрасная: «Молодцы ребята, я к вам пришла из страны народных мастеров. А вы хотите совершить путешествие в страну народных мастеров

Дети: «Да, очень хотим!»

Василиса Прекрасная: «Сейчас я махну свом волшебным платочком, и мы с вами окажемся… (звучит тихая спокойная народная музыка, дети и воспитатель подходят к выставке народных промыслов).

Воспитатель: «Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг!

Правда, дети здесь красиво!

Аж захватывает дух!

Дети: «Очень красиво!»

Василиса Прекрасная: Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут в России. Наша страна велика, и каждая область славиться каким то промыслом. Там где растут леса, из дерева делают различные предметы. Если есть глина, то глиняные изделия украшают каждый дом. Посмотрите какие здесь вещи, игрушки, да посуда. Они не простые, их делали русские мастера, умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово.

-Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо люди – мастера!

А вот какие это мастера вы сами догадаетесь, отгадайте загадку:

«Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: «Это дымковские мастера, которые изготавливают дымковские игрушки».

Василиса Прекрасная: «Какие вы молодцы! Это дымковские игрушки»

-Есть в России уголок,

Где из труб идёт дымок,

От того то деревенька Дымково зовётся.

Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда

Вспомнит, улыбнётся

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой

Василиса Прекрасная: «Давайте подойдём поближе и рассмотрим их, ребята скажите, пожалуйста, из чего сделаны игрушки?»

Дети: «Эти игрушки делают из глины!»

Василиса Прекрасная: «А какие краски используют для росписи игрушек?»

Дети: «Красную, зелёную, синюю, голубую и оранжевую».

Василиса Прекрасная: «Правильно, ребята, краски все яркие, праздничные. А теперь, давайте вспомните, какие элементы дымковской росписи вы знаете?»

Дети: «Элементы дымковской росписи это клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волны».

Василиса Прекрасная: «Ребята, посмотрите какая красивая барыня! Вы знаете, как называется эта игрушка? (показывают на водоноску).

Дети: «Эта игрушка называется водоноска!»

Ребё нок рассказывает стих:

За студёною водицей

Водоноска молодится

Как лебёдушка плывёт

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Это девица – краса

Тугая, чёрная коса

Щёки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Василиса Прекрасная: «Молодцы! Ребята, кто знает стихи о других дымковских игрушках?»

Дети рассказывают стихи о дымковских игрушках «Индюк», «Няня», «Олень».

Василиса Прекрасная хвалит детей. Звучит тихая народная музыка. Дети вместе с воспитателем и Василисой Прекрасной подходят к Гжельской посуде.

Ребё нок:

Сине, белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Василиса Прекрасная: «Сейчас я вам расскажу, откуда это посуда».

- В тихом Подмосковье речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим, по белому чудо творят.

«Ребята как вы понимаете, выражение синим, по белому чудо творят?»

Дети: «Мастера используют в росписи синие, голубые цвета по белому фону»

Василиса Прекрасная: «Давайте посмотрим, когда мастер расписывает посуду, где располагает узор?»

Дети: «Когда мастер расписывает посуду располагает узор в центре изделия».

Василиса Прекрасная: «С чего начинали расписывать узор?»

Дети: «Узор начинали расписывать с крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев и бутона».

Василиса Прекрасная: «А, что расписывали потом?

Дети: «В конце росписи изделий мастера расписывали край, дно и ручку посуды».

Василиса Прекрасная: «Какие вы молодцы всё знаете о росписи Гжели? А теперь милости прошу сюда (дети вместе с воспитателем подходят к жостовским подносам).

Разной формы, железные

В хозяйстве очень полезные

Чёрные, жёлтые, красные

Удивительно прекрасные

Что это ребята?

Дети: «Жостовские подносы! Какие они красивые!»

Василиса Прекрасная: «Да, это жостовские подносы! А вы знаете откуда они к нам попали?»

Дети: «Из Жостово!»

Ребё нок читает стих:

В тиши родного края

Под сенью сосен древних

Живёт одна простая

Российская деревня

Проснется с спозаранку

В любую непогоду

И стеллит самобранку

Для праздника природы

Василиса Прекрасная (берёт в руки и рассматривает Жостовский поднос)

На Жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев

Степной румянец мака

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый

А Жостовские кисти

Нежнее лёгкой вербы

В саду никто не может

Собрать таких букетов

На сон цветной похожи

Цветные самоцветы

- «Интересное название «Жостово». Дети, а как вы думаете, что оно означает?»

Дети: «От слова «жесть» «железо», эти подносы сделаны из железа».

Василиса Прекрасная: «Посмотрите, ребята, все подносы расписаны по- разному, нет одинаковых. Как вы думаете почему?»

Дети: «Все подносы расписаны по-разному, потому, что мастера пользуясь одними и теми же красками, основными элементами, по- разному их сочетают и проявляют фантазию.»

Рассматривание разных подносов.

Василиса Прекрасная: «Ребята, давайте посмотрим какой формы бывают Жостовские подносы?»

Дети: «Жостовские подносы бывают круглые, квадратные, прямоугольные, с неровными краями – гитарные.

Василиса Прекрасная: «Молодцы, ребята! А теперь прошу сюда» (дети вместе с воспитателем и Василисой Прекрасной подходят к изделиям хохломских мастеров, звучит народная музыка).

- Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьётся, и цветы

Удивительной красы

Блестят они, как золотые

Как будто солнце залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют (хохломой) дети произносят хором.

Василиса Прекрасная: «Вот она, какая Хохлома! Такая посуда, кажется сказочной, праздничной, в такой посуде любая еда покажется праздничной».

Родина искусства золотой росписи Нижегородская область село «Хохлома».

«Ребята, давайте внимательно рассмотрим посуду, какие элементы хохломской росписи вы видите?

Дети: «Это разные ягоды малины, грозди рябины, земляника, цветы, листья, травка, завитки»

Василиса Прекрасная: «Молодцы, ребята, правильно, в народе зовут хохлому золотая, огненная хохлома. Веточка-завиток – самый главный элемент. Его украшают ягодами, цветами, листьями и травкой.

(звучит народная мелодия)

Дети с воспитателем и Василисой прекрасной подходят к изделиям Городецких мастеров.

Ребенок:

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки

Там лихо скачат всадники

Жар птицы ввысь летят

И точки черно-белые блестят.

Василиса прекрасная:

Кто же сделал это чудо?

Дети:

Эти вещи сделали Городецкие мастера.

Василиса прекрасная:

Ребята а вы знаете где живут мастера?

А живут эти мастера в одном старинном городе.

Там живет веселый народ.

Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами, и сказочными птицами. Вы знаете как называется этот город?

Ребенок:

Да, знаем.

Есть на Волге город древний, по названию Городец!

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо птицы там пархают, будто в сказку нас зовя.

Василиса прекрасная:

Молодцы ребята! Какие красивые стихи вы знаете.

Давайте с вами посмотрим на Городецкие изделия, скажите какими красками и приёмами пользуются Городецкие мастера при росписи.

Дети:

Городецкие мастера используют в росписи узоры из цветов, бутонов, листьев, птиц, коней и используют разные краски и их оттенки и белые оживки.

Василиса прекрасная:

Ребята, какие вы молодцы!

Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие по стране народных умельцев. С такими знаниями вы можете отличить любую роспись.

Воспитатель и дети благодарят Василису прекрасную.

Воспитатель:

Спасибо тебе Василиса прекрасная за увлекательное путешествие по стране народных умельцев и показала нам такую красоту!

Воспитатель:

А это что за работа? Видно кто то их делал и не закончил.

Василиса прекрасная:

Эти работы я решила сделать сама для ярмарки.

«За дело взялась я, да мало в том проку. Одной мне ни как не управиться к сроку!» Не поможете ли мне?

Дети соглашаются.

Воспитатель:

Наши дети с удовольствием тебе помогут. Каждый ребенок у нас в душе художник и они сейчас с удовольствием помогут расписать твои изделия. «Как на Руси водится – вместе дело спорится, а в врозь - хоть брось»

(Дети превращаются в народных мастеров : гжельских, хохломских, дымковских…и приступают к работе. Для каждого ребенка приготовлено рабочее место со всем необходимым для работы)

Начинается работа детей.

По окончании работы Василиса прекрасная благодарит детей и вручает детям подарки (бумажные шкатулки расписанные под гжель, хохлому и жостово)

Дети благодарят Василису прекрасную.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

«Богатство русских мастеров». Сценарий развлечения «Путешествие по страничкам народных промыслов» Тимошка. Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Привет, вам, от скоморошки- Веселого парня Тимошки! Настроение у меня на 5 Развлечение.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в страну любимых русских народных сказок» Итоговое занятие в старшей группеТема: «Путешествие в страну любимых русских народных сказок»Цель: Обобщить знания детей. Программные задачи:.

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» Вид занятия: Познавательное Тип занятия: Комбинированное. Задачи.

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну русских народных инструментов» Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в стану русских народных инструментов». Цель: Расширение.

Конспект НОД по изодеятельности «Путешествие в страну народных умельцев» Цель: Развитие творческих способностей детей. Задачи: Учить детей находить сходство и различие в декоративной росписи городецких, хохломских.

Конспект НОД «Путешествие в страну математики» Цель: Совершенствование знаний детей о геометрических фигурах, закрепление счета в пределах 8. Задачи: - закреплять умения детей различать.

НОД по ФЭМП для детей средней группы «Путешествие в страну русских народных сказок» НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в страну русских народных.

Конспект НОД «Путешествие в страну Здоровья»Конспект НОД «Путешествие в страну Здоровья» НОД "Путешествие в страну Здоровья"Конспект мероприятия для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в страну здоровья» Цель мероприятия:.

Открытое занятие для детей в подготовительной группе «Путешествие в страну народных умельцев» Автор конспекта ННОД: Ковалева Светлана Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Светлячок» п. Кысыл-Сыр Задачи приоритетной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в страну народных мастеров»
Опубликовано: 21 декабря 2015 в 20:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД